Ситуация с лесными пожарами в России развивается стремительно. Согласно сообщениям ТАСС (согласно данным МЧС и Минприроды России - авт.) огнём охвачено уже 270 тыс. га, сгорело 730 жилых домов, без крова осталось более тысячи человек, 16 погибших. Сформирована правительственная группа оперативного реагирования на лесные и природные пожары, в которую вошли федеральные министры. На ситуацию отреагировал Президент Российской Федерации Владимир Путин, отметив ответственность за лесные пожары лично губернаторов
Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, намедни публикующий в своём телеграмм канале сообщения, в которых он утверждал, что большая часть пожаров имеет «техногенный» характер , в своём докладе Президенту уже говорил о значительных площадях лесных и природных пожаров , давая предложения по совершенствованию системы реагирования на связанные с этими пожарами чрезвычайные ситуации. Сообщения граждан с мест подтверждают, что массовые возгорания жилых домов связаны, всё-таки, главным образом с травяными палами, которые также являются одной из основных причин возникновения и лесных пожаров, наряду с неосторожным обращением с огнём со стороны людей непосредственно в лесных массивах.
Традиционно лесными пожарами охвачены основные «лесные» регионы нашей страны, где площади лесов значительны наряду с меньшей плотностью населения и транспортной инфраструктуры – это Сибирь и Дальний Восток, отдельные регионы Волго-Вятского региона и Урала.
В последнее время принято связывать активизацию лесных пожаров на территории Российской Федерации с двумя факторами: увеличение засушливости климата и несовершенством системы управления лесами. Есть и ещё один фактор – информационный: считается, что за последние два – три года удаётся больше выявлять очагов возгорания лесов, но это уже фактор, влияющий не на возникновение и распространение пожаров, а на статистику и реагирование. Наиболее заслуживающим внимания рассмотрения является, всё же, второй фактор, связанный с построением системы управления лесами, а также с вниманием государства к природным (ландшафтным - авт.) пожарам.
В настоящее время система управления лесами в Российской Федерации, которые расположены на землях различных категорий и форм собственности, слишком усложнена и разобщена. Рослесхоз осуществляет общее регулирование отраслью и выступает распределителем федеральных субсидий регионам, которым и переданы основные полномочия управления лесами на землях лесного фонда. При этом сами эти земли – федеральные, как федеральным имуществом является и сам лес, и заготавливаемая древесина. За леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях федерального значения отвечают управляющие этими территориями бюджетные учреждения, за леса, расположенные на региональных ООПТ – те же региональные структуры. За леса, расположенные в населённых пунктах (городские леса – авт.) отвечают соответствующие муниципалитеты, как и за леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, а также за леса, расположенные на землях запаса и землях иных категорий, находящихся в муниципальной собственности. Если лесной массив расположен на землях частной собственности, или лес предоставлен в аренду частному лицу, то за этот лес отвечает уже собственник или соответствующий арендатор. За пожарную безопасность в лесах также отвечают перечисленные выше органы власти и лица. За ландшафтные (природные) пожары будут нести ответственность лица, в чьей собственности находятся те или иные земельные участки, покрытые травянистой растительностью, кустарниками, самосевным лесом, которым зарастают угодья.
Вместе с тем, ни природа как таковая, ни огонь, которым оказываются охваченными травостой, сельскохозяйственные угодья, леса, не знают ни административных границ, ни системы распределения ответственности между органами публичной власти и субъектами земельных правоотношений. Огонь легко переходит с полей и с огородов на лес, с лесного фонда на федеральные ООПТ, из леса в населённые пункты.
Как следует из доклада того же федерального министра природных ресурсов и экологии Президенту, система ответственности и реагирования в сфере лесных и природных пожаров слишком дифференцирована и сложна. Для того, чтобы федералы подключились к тушению леса или травы, необходимо высчитывать какие-то гектары и проценты охваченных пожаром площадей.
Не стоит ли уже в самое ближайшее время, наконец, сосредоточить в одних федеральных руках если не сразу всю систему управления лесами, то, хотя бы, систему профилактики и тушения лесных и природных пожаров? Почему бы, наконец, не передать основные полномочия по тушению этих пожаров МЧС? Это не должно означать, что необходимо разрушать ту же Росавиалесохрану, отнимать что-то там у лесничеств и учреждений, управляющих ООПТ, снимать ответственность с муниципалитетов, собственников земель и арендаторов лесных участков. Понятное дело, что первичное звено контроля и реагирования должно быть «на земле», по аналогии с тем, что если у кого-то, не приведи господь, загорелся частный дом или производственное помещение, то пожарных он вызовет, но попытается до их приезда начать тушить пожар самостоятельно. А противопожарные правила должны соблюдать те, кто непосредственно владеет имуществом, непосредственно управляет объектом, в том числе лесом, сельхоз угодьем, населённым пунктом. Но система профилактики, реагирования и тушения лесных и природных пожаров должна быть унифицирована и не включать в себя лишние промежуточные звенья доведения бюджетных средств, контроля, надзора, реагирования на ситуацию.
Пора бы уже в важных отраслях народного хозяйства и национальной безопасности переходить от парадигмы «парада суверенитетов» и земельно-имущественного передела к системному государственному управлению в адекватно распределённой вертикали федеральной власти. Лесной отрасли это касается сейчас в первую очередь.
Антон Хлынов
Комментарии экспертов:
Виктория Абрамченко, вице-премьер Правительства РФ: Теперь о лесных пожарах. Площадь, пройденная лесными пожарами в 1,5 раза ниже, чем в прошлом году. Ни один пожар в лесном фонде не перешел в населенные пункты и не послужил причиной гибели людей и утраты имущества. Но. Системой Рослесхоза выявлено более 10 тысяч термоточек, 67% из них по количеству и 85% по площади - земли иных категорий и сельхозназначения.
Друзья, практически 100% случаев природных пожаров весной по вине человека. Это сельхозпалы, поджоги, нарушение противопожарных правил и неосторожное обращение с огнем. Я поддержала ужесточение ответственности за поджоги. Должна быть введена отрезвляющая ответственность, а не штраф в 2 тысячи рублей.
Безалаберное отношение к противопожарным нормам и преступные отжоги сухой травы могут привести к гибели людей и огромному урону и инфраструктуре, и лесному фонду. Эту ситуацию нужно переломить.
Сегодня на совещании у главы государства обсуждали ситуацию с пожарами. Техногенными, которые привели к гибели людей, и природными, которые в прошлом году уничтожили тысячи гектаров леса. Независимо от причин или категории земель, где они произошли, власти должны оперативно минимизировать риски и ликвидировать все последствия.
Прежде всего это касается поддержки людей. Трагедия в Сибирском федеральном округе и Курганской области унесла жизни людей, сгорели дома, нанесен урон объектам инфраструктуры.
На совещании принято важное решение: Президент поручил Правительству подготовить проект Указа для поддержки пострадавших, восстановления жилья и инфраструктуры. Проект указа подготовим в ближайшее время. Второе важное решение – создание фактически KPI региональных команд.
Федеральное финансирование на противопожарные мероприятия увеличено в 2,4 раза. Очевидно, что обеспеченность силами и средствами регионов должна сопровождаться тушением всех пожаров в первые сутки, закономерным снижением количества и площади пожаров, повышением ответственности местных властей за результат!
На днях уже говорила с главой республики Саха Якутия Айсеном Николаевым, он готов сейчас закладывать показатель снижения на 50%! Это важно, поскольку именно Якутия в общероссийских данных по пожарам занимает первое место (80% всех лесных пожаров)
Владимир Морозов, председатель Общественного Совета Рослесхоза: Владимир Путин на совещании по борьбе с лесными пожарами заявил, что если мы видим, что что-то не работает или работает не так, как нужно, нужно ситуацию менять: бороться с пожарами более эффективно, системно, последовательно, повысить качество и уровень всех видов профилактики.
То есть ровно то, о чём мы говорим последние несколько лет. Систему управления лесами надо менять принципиально. Кодекс 2006, свёрстанный для ловли рыбки в мутной воде - на новый Кодекс, как основу эффективного управления лесами в государственных интересах, а не частных интересов тех или иных олигархических групп
Алексей Грибков, Модератор тематической площадки "Экология" Алтайского краевого отделения ОНФ: Привет, Антон! Да, всё горит, в том числе леса. "Техногенные" пожары - это бред какой-то. Это что означает? Что это результат каких-то технологических процессов или какой-то хозяйственной деятельности? Ерунда. Всё те же поджоги сухой травы, сельхозпалы и неосторожное обращение с огнём. Вот и всё. На днях сгорело 3 дома в селе недалеко от нацпарка. Жители жгли сухую траву.
«Канал Долгова», принадлежащий Светлане Долговой, (как она подписалась Общественный деятель в сфере экологической безопасности – ред.) даёт весьма радикальный прогноз на развитие сценариев борьбы с лесными пожарами: «На самом деле вся экологическая тусовка затаила дыхание и ждёт, что в этой ситуации кого-то закроют. Вопрос - кого? Козлова или Советникова? Или обоих? Иначе, грош цена всем этим разговорам о борьбе с коррупцией. UPD: В Подмосковье уже зафиксировано 28 лесных пожаров, которые всеми силами пытаются скрыть. И это под стенами Кремля, и на улице только май».
«Канал КОП» также прогнозирует развитие ситуации в тонах чёрных и мрачных: «Совещание у президента по лесным пожарам, которые охватили полстраны, можно трактовать как появление в рабочей повестке руководства страны второго фронта. И если с первым все ясно — есть внешний враг, задачи поставлены, идет спецоперация, то со вторым все не так очевидно. Ведь за диверсиями (а иначе их называть нельзя) в виде бездеятельности, итогом которых стали уже почти 4 млн гектаров пройденной с начала года огнем земли, скрывается враг внутренний. Другой эпитет амурской команде Александра Козлова в Минприроды найти трудно.
Судите сами. При беспрецедентном по сравнению с прошлыми годами финансировании противопожарных мероприятий (по словам самого Козлова — более 14 млрд рублей), лесные пожары продолжают один за другим поглощать все новые регионы России — Дальний Восток, Красноярский край, Бурятия, Иркутская и Омская области. Горит Урал — здесь вслед за Курганской Тюменской и Челябинской пожары пришли в ХМАО и в Свердловскую область, где от гари и смога начал задыхаться полуторамиллионный Екатеринбург.
В канун празднования Дня Победы министр Козлов в своих соцсетях отчитался о поездках в Омск, Красноярск и Кузбасс. Правда, приезжал он туда уже на пепелища. Как говорилось ранее, ни о какой профилактике лесных пожаров речи не идет. Работа на упреждение стихии — это не про Козлова и его команду. Напротив, главу Минприроды все чаще видят в Сочи. Виноваты же, по версии министра — непутевое население и губернаторы, для которых Козлов уже придумал новые KPI, о чем не преминул доложить на совещании у президента.
Сегодня, глядя на пожарные сводки, можно прогнозировать (и это еще не настало лето - авт.), что пожароопасный сезон в 2022 году будет гораздо сложнее рекордного прошлогоднего, когда в стране сгорело по разным данным от 10 до 17 млн гектаров земли.
Но главу Минприроды, похоже, волнует больше не это. Ему по нраву — рисование на доске бесконечных графиков светлого будущего и забота о развитии (читай — дележе – авт.) отрасли недропользования и добычи ископаемых ресурсов, таких как нефть, газ, золото, никель и так далее. О пожарах пусть заботятся муниципальные руководители и главы территорий, которые горят».