Кризисное сознание добавляет в диалог рациональности. Выигрывают консерваторы, потому что им не надо ничего объяснять –– их пропозиции понятны и просты до банальности, но очевидность лучше утопии, от которой до своего антипода в лице «1984» практически полшага. Плавали –– знаем –– уберите –– надоело. Капитан Очевидность –– это не Швейк и не мистер Бин, это упитанный бюргер, умеющий управлять домом, участком и небольшим заводиком. Он смотрит на мир как Трамп –– со своей лужайки для гольфа; это говорит не о его интеллектуальном кругозоре, но только об отправном пункте –– точке приложения сил. Кризис оказался великолепным стимулом снять тоновым или «умные» очки, и зрение семимильными шагами идёт на поправку. Путин научил часть элиты, претендующей на выигрыш в кризис, объясняться без символов. Трамп задал модель этого объяснения с целью объединить Америку на своём простом и понятном поле. Это не демонстративное упрощение, не редукция с секвестром, не цензура –– просто другая языковая парадигма. Так учатся называть чёрное чёрным, а белое –– белым, не мешая краски по образцу Ван Гога до мистического хаоса. В порыве креатива элиты, выставив на авансцену отставных официальных лидеров (они же –– теневые спикеры), провозгласили самое простое и примитивное до необходимости средство борьбы с кризисом –– легалайз, образующий неограниченно приближающуюся к $800 млрд. (объём мирового наркотрафика) новую стоимость. «Государства должны принять на себя полную ответственность и забрать наркотики из рук организованной преступности. Настало время взять наркотики под контроль» –– это вкладывается в уши не только Трампу и Путину, но претендует на основу нового мирового порядка. Элиты фокусируют жажду ягнят, мировые боги созерцают и молчат. Но это до поры до времени –– ведь снаряд упал точно в лунку на лужайке миллиардера Трампа, действующего по принципу «делать мне ничего не надо, но я хочу по возможности что-то сделать –– если что-то можно сделать». И выстрелит в нужный момент.
Небольшая брошюра ООНовского формата «На пути реформы наркополитики: новый подход к декриминализации, ноябрь 2016» (доклад Глобальной комиссии по вопросам наркополитики) поначалу ставит в тупик привыкших к сглаженности, пустоте и никчемности документов международных организаций –– они бывают согласованы до такой степени, что что-либо конкретное из них вытравлено полностью и заменено обтекаемостью 80-го уровня. Этот доклад прямо противоположен по духу –– он точен, реален и называет вещи своими именами, от чего многие уже отвыкли, а некоторые могут впасть в шок уже при виде цифр. Как российский МИД когда-то приобрёл агрессивный имидж после Мюнхенской речи Владимира Путина в феврале 2006 года, так и выразители воли элит стали формулировать свои месседжи чётко и по возможности просто. Такой выходит международный экологический реализм эпохи неоконов.
***
Глобальная комиссия по вопросам наркополитики призвала к декриминализации наркотиков. Об этом говорится ежегодном докладе, опубликованном на сайте организации.
По мнению авторов документа, запрещение наркотиков практически не влияет на уровень их употребления, который только растет. «В период с 2006 по 2013 год число потребителей увеличилось почти на 20 процентов и достигло 246 миллионов человек», — говорится в документе.
В этой связи члены комиссии выступили за отмену как административных, так и уголовных наказаний за употребление наркотиков. По их мнению, существующие запреты приводят к переполненности тюрем, росту количества смертных приговоров и казней, а также способствуют обогащению наркокартелей.
В состав Глобальной комиссии по вопросам наркополитики входят бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, бывший президент Польши Александр Квасьневский, бывшие лидеры Чили, Греции, Нигерии, Португалии, Швейцарии, Мексики, а также ряд других известных политиков.
В ряде европейских стран (Италия, Чехия), а также в нескольких штатах США уже легализовано употребление марихуаны, в том числе в медицинских целях. В других государствах, в частности, в Португалии и Австрии, действуют правила, декриминализирующие оборот каннабиса — допускается его употребление в специальных кафе, выращивание конопли в небольших количествах не преследуется.
***
ЧТО ВЫЧИТАЛ «ЭКОГРАД»
В докладе нет сенсаций для любого взрослого человека, русского в особенности. Просто красноречивая констатация положения вещей, без цензуры, гротеска и умиления. Стиль документов ООН (и примыкающих к ним) стремительно мужает, чему экологи, постоянно оперирующие реалиями, только рады.
Лейтмотив документа –– будем реалистами и начнём требовать невозможного
«Психоактивные вещества сопровождали нас на протяжении всей истории человечества…
…Наркопотребление распространено в различных группах, вне зависимости от гендера, расы, класса, и профессии. Существенная часть общества считает наркопотребление нормальным способом проведения досуга…
Употребление наркотиков было и остается реальностью во всех наших странах. Ежегодно сотни миллионов людей по всему миру принимают нелегальные наркотики. Многие делают это для удовольствия, некоторые для облегчения боли, другие используют вещества в традиционных, культурных и религиозных целях».
Данные не самые свежие (других в ООН и подобных ей структурах и не водится), но впечатляющие
«По предварительной оценке, в 2003 г. 185 миллионов человек в возрасте 15-64 лет во всем мире (4,7% населения мира) принимало нелегальные наркотики в течение последних 12 месяцев; к 2014 г., их число выросло на 33% до 247 миллионов (5.2% населения мира). Число людей, зависимых от наркотиков, "неравномерно увеличилось” с 27 миллионов в 2013 до 29 миллионов в 2014. В то же самое время, незаконное культивирование опиумного мака достигло пика в 2014 г., распространившись на почти 320000 гектаров по всему миру, а производство кокаина выросло на 38 процентов с 2013 до 2014.»
Крах прогибиционизма
«Очевидно то, что карательные подходы оказались безоговорочно несостоятельными в плане достижения своей цели –– искоренения наркорынка. Хуже того, эти подходы привели к разрушительным медицинским и социальным последствиям для людей, принимающих наркотики, других участников наркорынков и для общества в целом. Ежедневно во имя наркоконтроля совершаются многочисленные нарушения прав человека –– от смертной казни и внесудебных расправ, до пыток, жестокости со стороны полиции и негуманного, принудительного лечения наркозависимости…
Но люди, употребляющие нелегальные наркотики, сталкиваются с гораздо большими вредными последствиями: они вынуждены полагаться на незаконный рынок, заинтересованный в том, чтобы эти люди были от него зависимы и приносили ему наибольшую прибыль. Они также подвергают себя риску криминального преследования. Подобное сочетание криминализации и необходимости обращаться на черный рынок и делает особенно унизительной и невыносимой жизнь людей, которые стали наркозависимыми, и тех, кто употребляет наркотики в качестве самолечения физической или душевной боли. Запрет на наркотики делает общество и правительство невосприимчивыми к огромному количеству причин, по которым люди употребляют наркотики –– будь то контролируемое или проблематичное употребление...
…Большинство правительств продолжают настаивать на стремлении к целям, установленным международными соглашениями по наркотикам: «мир, свободный от наркотиков», «мир, свободный от злоупотребления наркотиками». Эти цели являются не только наивными, но и опасными. Они наивны, потому что запрет на наркотики не оказал практически никакого воздействия на уровень их употребления в мире - за период с 2006 по 2013 годы число потребителей наркотиков возросло почти на 20%, до 246 миллионов человек. Они опасны, потому что прогибиционизм способствует массовому лишению свободы, применению наказаний, противоречащих международному законодательству, распространению инфекционных заболеваний, нарушению прав человека в отношении тех, кто принимает или поставляет наркотики… Прогибиционизм привел к тому, что от наркотиков ежегодно умирает почти 200000 человек по всему миру. Национальные правительства должны безотлагательно освободить себя от ограничений, навязанных архаичной системой запрета».
Борьба с наркотиками превращается в массовое убийство
«Лишь за несколько месяцев с начала правления президента Филиппин Родриго Дутерте в 2016 году его призыв казнить людей, вовлеченных в оборот наркотиков, привел к убийству тысяч человек, многие из которых были казнены без суда и следствия.
Когда в 2003 году в Таиланде была объявлена "война с наркотиками”, результатом ее стали внесудебные убийства почти 2800 человек. Еще тысячи были отправлены в места задержания, где их принуждали пройти "лечение” наркозависимости. В Бразилии, военная полиция, работающая в фавелах Рио-де-Жанейро, совершила около 1200 убийств за период 2010-2013 гг., многие из них –– в контексте ведущейся в стране "войны с наркотиками.” Amnesty International обнаружила неопровержимые доказательства того, что в одной из фавел Рио девять из десяти смертей от рук полиции должны быть классифицированы как внесудебные расправы, и что в период 2010 -2013 гг. 79% жертв полицейских убийств в Рио-де-Жанейро были черными, и 75% – в возрасте от 15 до 29 лет.
В 2006 г. президент Мексики Фелипе Кальдерон объявил военные действия против наркокартелей, которые, по оценкам, привели примерно к 160000 убийств за период 2006–2014 гг. Многие из них были связаны с насилием со стороны картелей и милитаризацией правоохранительных органов по контролю над наркотиками. Более 280000 человек в Мексике были перемещены внутри страны и как минимум 25,000 человек бесследно пропали во время так называемой «войны с наркотиками».
О России –– кратко, но метко
Исследование методов работы полиции в России показало, что правоохранительные органы регулярно применяют насилие против людей, употребляющих наркотики, при попытках получить их признания или информацию о поставщиках, и что "повседневная жизнь потребителей наркотиков пронизана страхом и террором, порождаемых повсеместными незаконными практиками полиции...
Криминализация людей, употребляющих наркотики, привела к «глобальной пандемии» ВИЧ и гепатита С. Особый вклад в повышение заболеваемости в регионе (Восточная Европа. – Ред.) внесла Россия, правительство которой запрещает проведение опиодной заместительной терапии (ОЗТ, метадоновая терапия. – Ред.) и не предоставляет поддержку программе игл и шприцев (ПИШ). Подобная политика привела к распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа в стране. К 2014 году в России было официально зарегистрировано 907000 человек, живущих с вирусом – рост на 7% по сравнению с предыдущим годом. 57% новых случаев ВИЧ связаны с "небезопасным инъекционным употреблением наркотиков.” Эксперты оценивают, что к 2020 в России будут жить с ВИЧ около трех миллионов человек».
Блестящий вывод
«Репрессивная наркополитика наносит гораздо больший ущерб, чем сами наркотики»
Что делать?
«Нужны новые подходы, основанные на принципах уважения к человеческому достоинству, права на частную жизнь и верховенства закона и признании, что люди всегда будут употреблять те или иные вещества. Для соблюдения этих принципов необходимо отменить все наказания за употребление и хранение наркотиков - как уголовные, так и административные. Кроме того, необходимо уделить внимание ненасильственным правонарушениям людей, которые в силу своей экономической и социальной маргинализации занимаются производством и продажей наркотиков...
Государства должны принять на себя полную ответственность и забрать наркотики из рук организованной преступности. Настало время взять наркотики под контроль.
Декриминализация хранения без цели сбыта является краеугольным камнем реформы наркополитики.
По пунктам
Рынок наркотиков должен регулироваться государством.
Государства должны отменить смертную казнь за все правонарушения, связанные с наркотиками.
Государства должны отменить все наказания –– как уголовные, так и гражданские, за хранение наркотиков для личного употребления, а также за культивацию наркотиков для личного употребления. Миллионы людей по всему миру употребляют наркотики, и делают это, не причиняя никакого вреда другим. Криминализация людей, употребляющих наркотики, является неэффективной, опасной и подрывающей принципы человеческого достоинства и верховенства права.
Государства должны ввести альтернативы наказанию, такие как перенаправление из системы уголовного правосудия, для всех людей, вовлеченных в оборот наркотиков на невысоком уровне: тех, кто занимается социальным сбытом наркотиков, наркокурьеров, наркопотребителей-дилеров и культиваторов незаконных культур. Государства должны признать, что ряд людей вовлекаются в подобные действия в силу экономической маргинализации, и предложить альтернативы криминализации, основанные на соблюдении международных стандартов в области прав человека.
Государства-члены ООН должны вывести наказание за хранение наркотиков из договорных обязательств в рамках международной системы контроля над наркотиками.
В конечном итоге, государства должны оценить регуляторные модели для всех незаконных наркотиков и признать, что регулирование будет следующим после декриминализации логическим шагом в реформе наркополитики».
Члены Глобальной комиссии по вопросам наркополитики
Кофи АННАН
Председатель Фонда Кофи Аннана, бывший Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, Гана
Луиза АРБУР
Бывший Верховный комиссар ООН по правам человека, Канада
Павел БЕМ
Бывший мэр Праги, Чешская республика
Ричард БРЭНСОН
Предприниматель, защитник социальных свобод, основатель Virgin Group, один из основателей The Elders, Великобритания
Фернанду Энрики КАРДОЗУ
Бывший президент Бразилии
Мария КАТТАУИ
Бывший генеральный секретарь Международной торговой палаты, Швейцария
Ник КЛЕГГ
Бывший вице-премьер министр, Великобритания
Рут ДРЕЙФУС
Бывший министр по социальным вопросам и бывший президент Швейцарии (Председатель Комиссии)
Сесар ГАВИРИА
Бывший президент Колумбии
Ананд ГРУВЕР
Бывший Специальный Докладчик ООН по праву на наивысший достижимый уровень здоровья, Индия
Асма ДЖАХАНГИР
Правозащитница, бывший спецдокладчик ООН по вопросу о казнях без надлежащего судебного разбирательства, Пакистан
Мишель КАЗАЧКИН
Бывший директор Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Франция
Aлександр КВАСЬНЕВСКИЙ
Бывший президент Польши
Рикардо ЛАГОС
Бывший президент Республики Чили
Олусегун ОБАСАНДЖО
Бывший президент Нигерии
Георгиос ПАПАНДРЕУ
Бывший премьер-министр Греции
Жоржe САМПАЙЮ
Бывший президент Португалии
Джорж ШУЛЬЦ
Бывший Государственный секретарь США (почетный председатель Комиссии)
Хавьер СОЛАНА
Бывший Верховный представитель Европейского Союза по вопросам внешней политики и безопасности, Испания (и экс-генсек НАТО. – Ред.)
Торвальд СТОЛТЕНБЕРГ
Бывший министр иностранных дел и Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Норвегия (отец Йонса Столпенберга, нынешнего генсека НАТО. – Ред.)
Марио ВАРГАС ЛЬОСА
Писатель и публичный интеллектуал, Перу
Пол ВОЛКЕР
Бывший председатель Федеральной резервной системы и Консультативного совета при Президенте США по экономическому восстановлению, США
Эрнесто СЕДИЛЬО
Бывший президент Мексики
Доклад на русском языке можно скачать по ссылке: http://www.globalcommissionondrugs.org/wp-content/uploads/2016/11/GCDP-Report-2016_RUS.pdf
ПОСТСКРИПТУМ. РОССИЯ ВО МГЛЕ
Состав Глобальной комиссии не настраивает на объективный и тем более дружеский лад в отношении России, впрочем, за последние два года –– это тренд. Возможно, в канун Нового года что-то начнёт меняться в лучшую сторону, но только не сама ситуация с наркотиками в нашей стране. А она плачевна: в Екатеринбурге с его скандальным «Городом без наркотиков» Евгения Ройзмана недавно объявлена эпидемия ВИЧ (В Екатеринбурге ВИЧ заражен каждый 50-й), а сам г-н Ройзман, ныне мэр города, очертил худшую ситуацию: «Про эпидемию ВИЧ в Екатеринбурге. Не питайте иллюзий, это ситуация общая для страны. Просто мы работаем на выявляемость и не боимся об этом говорить». И ему хочется верить, хотя это не позитив.
Россия по итогам 2015 года стала страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире, следует из доклада ЮНЭЙДС (Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу). По темпам прироста новых случаев ВИЧ наша страна опережает большинство государств мира, даже страны Африки –– Зимбабве, Мозамбик, Танзания, Кения, Уганда. Доля новых случаев заболеваний ВИЧ в 2015 году в России — больше 11% от общего числа человек, живущих с ВИЧ (95,5 тыс. и 824 тыс. соответственно, по данным Федерального центра СПИД). Больше новых случаев, чем в России, возникает сейчас ежегодно только в Нигерии — 250 тыс. заражений.
В России смертность от наркотиков в 6-8 раз превышает показатель в Европе, хотя наркотические средства изымаются в огромных объемах, заявил в интервью ТАСС в марте 2016 года глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН, ныне расформирована и включена в состав МВД) Виктор Иванов. По данным службы, в 2015 году в России насчитывалось 7,3 млн человек, которые употребляли наркотики. При этом в наркологических диспансерах состояли на учете лишь порядка 600 тысяч человек. К уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков были привлечены 120 тысяч человек, 96 тысяч из них — за хранение без цели сбыта.
Зато настала минута славы для местных адептов полицейского произвола. Для них «закон, что дышло», и цель, конечно же, оправдывает средства. Так, главный внештатный нарколог Минздрава Евгений Брюн намерен обсудить вопрос принудительного тестирования российских школьников на наркотики, подобное предложение уже находится на рассмотрении в министерстве. Об этом сообщает телеканал RT. В настоящий момент учеников старше 16 лет тестируют на наркотики по желанию и с разрешения родителей раз в год. Брюн уверен, что этого недостаточно: «Чтобы чаще проверять, нужно поменять законодательство. Мы готовим запрос в Минздрав и далее в Государственную думу, чтобы дать право администрации школы при подозрении направлять на тестирование. Это для любых школьников, без возрастных ограничений». По мнению внештатного нарколога министерства, если появляется подозрение, что школьник принимает наркотики, то школьная администрация должна иметь право отправить его на тестирование. Кстати, в феврале этого года в Мосгордуме выступили за тестирование подростков на наркотики без их согласия.
Традиционалисты верны себе. Зачем брать наркотрафик под контроль, когда можно поставить во внеэкономическую зависимость их потребителей –– по сути дела всех (причины –– см. выше). Есть на Земле диковинные места, где миллиардами от легализации наркотрафика никого не соблазнишь. Репрессивная основа наркополитики охотно демаскирует свою сверхзадачу –– превратить страну в концлагерь, где существуют только преступники –– официальные либо потенциальные, и видимой грани между ними нет, а есть только разные формы государственного рабства, соответственно, очень дешевая рабсила. Для этого наркотики используют в целях провокации –– как приманку «на крючок» или повод для уголовного дела, не заморачиваясь либеральными химерами типа прав человека и гражданского общества. А побочные эффекты в виде эпидемий и передозировок –– это не проблемы шерифа, элиты здесь молчат под стать богам. Бабы новых нарожают.