Планы очередного земельного передела по беспределу. В фокусе - Национальный парк "Ладожские шхеры"
Информация об этом подтверждается опубликованным проектом нового Положения об этом национальном парке http://regulation.gov.ru/p/135566 . В действующей редакции Положения https://disk.yandex.ru/d/-brdR7FtJCrveg планируемый к исключению участок заповедной зоны национального парка отображён. При этом данное Положение утверждено приказом Минприроды России и в установленном порядке зарегистрировано в Минюсте РФ ещё в 2020 году. Кроме того, данное Положение содержит описание границ национального парка в геодезических и географических координатах, а также в графическом (картографическом) формате, что свидетельствует о том, что границы национального парка определены, установлены (то есть имеется решение органа власти об установлении этих границ) и вполне конкретны. Вместе с тем, несмотря на то, что в самом правительственном постановлении о создании «Ладожских шхер» не приведено описание этих границ, данное постановление как акт Правительства РФ опирается на подготовленные проектные решения о создании национального парка в виде соответствующего обоснования (материалы эколого-экономического обоснования), в которых отображены проектируемые границы национального парка и его функциональных зон, которые (обоснования) прошли ряд согласований с региональными и федеральными органами власти, общественные обсуждения и даже государственную экологическую экспертизу с положительным заключением. В указанных материалах предполагаемая к исключению территория из границ национального парка отображена как его заповедная зона.
Подробнее о данной ситуации с акцентом на то, что раз закон не позволяет исключать из границ заповедников и национальных парков те или иные участки их территорий, то интересанты и исполнители таких решений пытаются организовывать некие «схемы» «уточнения» этих границ даже под предлогом «расширения» ООПТ, здесь https://m.vk.com/wall427998116_292
Чиновники уже объясняют данное решение об изменении границ национального парка тем, что, якобы, границы «Ладожских шхер» не были установлены и не были описаны в постановлении Правительства РФ о создании национального парка, и в настоящее время производится лишь «уточнение» этих границ и «добор» недостающей площади. Однако данное объяснение является следствием либо вопиющей некомпетенции, либо вопиющей наглости, которой заповедное дело современной России ещё не знало. Вполне возможно, что в данном случае имеет место «удачное» сочетание и того, и другого.
Нынешнее руководство профильного Департамента государственной политики и регулирования в сфере особо охраняемых природных территорий Минприроды РФ в лице Ирины Макановой уже не раз выступало со странными заявлениями в отношении границ и состава территорий заповедников и национальных парков, указывая на возможность и даже необходимость исключения из них тех или иных участков, в том числе и о «некоторых неурегулированных вопросах» с границами ООПТ (и даже конкретно – Национального парка «Ладожские шхеры») при выполнении поручения Президента о внесении сведений о местоположении границ федеральных ООПТ в ЕГРН (п.11 перечня Поручений Президента от 27.02.2019 N Пр-294). Подобные заявления делались публично.
Дело в том, что площадь территории, зоны, земельного участка всегда есть производная от местоположения границ соответствующих объектов. Площадь - это вычисляемая величина. Поэтому в решениях о создании особо охраняемых природных территорий, об образовании и предоставлении земельных участков всегда указывается площадь, которая уже вычислена на основании данных об установлении границ, либо на основании проектных материалов. В распоряжении Правительства РФ о создании Национального парка "Ладожские шхеры" указаны площади конкретных земель (в разрезе категорий земель), которые включаются в границы национального парка. При этом согласно действующему регламенту Правительства РФ https://base-garant-ru.turbopages.org/turbo/base.gara.. акты Правительства РФ готовятся в установленном порядке и предполагают обоснования и согласования. Площадь национального парка вычисляется на этапе подготовки обосновывающих материалов по его созданию, которые представляются в данном случае в Минприроды России. Ведомство уже на основании данных материалов готовит проект акта Правительства РФ о создании национального парка.
Кроме того, как уже было сказано, в отношении материалов, обосновывающих создание Национального парка "Ладожские шхеры" имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы. Соответственно и в обосновывающих материалах создания национального парка, прошедших согласования с различными федеральными, региональными и местными органами власти, и в заключении экспертизы границы национального парка определены и площадь национального парка вычислена на основании имеющихся данных о местоположении этих границ.
В случае, если по результатам вычисления площади допущена какая-та ошибка, или так называемая погрешность вычисления координат характерных точек границ участков парка и его площади, это вовсе не означает наличие "дефицита", или "профицита" площади.
Решение о включении в границы национального парка дополнительных территорий должно быть обосновано с сущностной, природно-экологической точки зрения и уж точно не может являться следствием каких-либо "компенсаций" тех участков, которые оттуда по каким-то причинам решено исключить.
Стоит ещё раз (и особо) отметить, что в отношении Национального парка "Ладожские шхеры" имеется утверждённое Минприроды России и зарегистрированное в Минюсте РФ ещё в 2020 году Положение, в котором местоположение границ национального парка описано в геодезических и географических координатах, приведено графическое отображение границ национального парка на схеме функционального зонирования. Данное положение и есть документ об установлении границ национального парка.
Согласно действующего земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и законодательства об особо охраняемых природных территориях исключение каких-либо частей из территорий национальных парков и заповедников не допустимо. Включение же дополнительных участков в границы федеральных ООПТ должно быть закреплено соответствующими решениями Правительства РФ. На основании таких решений и вносятся изменения в действующие положения об ООПТ.
Кроме того, действующим законодательством, в том числе законодательством о государственной регистрации недвижимости, не предусмотрено такое понятие как "уточнение границ ООПТ". Вообще термин "уточнение границ" с юридической точки зрения применяется только в отношении земельных участков как объектов недвижимости и подразумевает не изменение границ как таковых, а уточнение сведений о местоположении этих границ в Едином государственном реестре недвижимости. Законом чётко определены критерии к подготовке материалов межевания при уточнении сведений о местоположении границ земельных участков и случаи, при которых такое уточнение производится. При этом предоставляемые в органы Росреестра сведения об уточнении местоположения границ земельных участков не должны противоречить сведениям о таком местоположении, содержащихся в документах (материалах) об установлении границ этих земельных участков, правоустанавливающих и правоудостоверяюших документах, материалах, подтверждающих существование соответствующих границ земельных участков пятнадцать и более лет на местности.
Есть группа критериев, в соответствии с которыми органы Росреестра оценивают соответствие представленных им межевых планов земельных участков, составленных в связи с проведением кадастровых работ по уточнению сведений о местоположении их границ исходным документам (наличие согласования местоположения границ земельных участков с правообладателями смежных земельных участков, соблюдение требований к точности определения координат характерных точек границ земельных участков, допустимые расхождения значений площади земельных участков относительно исходных документов, подтверждение использования земельного участка в представленных границах в течении 15 и более лет, при наличии соответствующих признаков). В отношении же ООПТ таких критериев законом не установлено при подготовке материалов графического описания местоположения границ ООПТ для внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Но, как уже было сказано, отсутствует и предусмотренная законом процедура "уточнения границ" ООПТ.
В любом случае, действующим законодательством и не предусмотрено, и не допустимо "подгонять" местоположение границ объектов под значение их площади. Границы территорий, зон, земельных участков всегда должны быть обоснованы сущностным образом, а значение площади не может быть предметом тех или иных манипуляций с границами объектов, позволяющих исключать из их территорий одни части и взамен "дефицита" площади включать другие.
Кроме того, ничего не мешало Минприроды РФ ещё ранее направить в соответствии с пунктом 3.1 и пунктом 10 части 1 статьи 32 федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Положение о НП "Ладожские шхеры" в Росреестр (в орган кадастрового учёта) вместе с подготовленным графическим описанием местоположения границ национального парка для внесения в ЕГРН соответствующих сведений, во исполнение поручения Президента. При этом, в соответствии с пунктом 15 постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532, регламентирующим порядок направления документов в органы Росреестра при внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия, в случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории.
Тем самым документом об установлении границ особо охраняемой природной территории Национальный парк «Ладожские шхеры» и является действующее Положение об этом национальном парке от 2020 года. То есть сведения о местоположении границ «Ладожских шхер» в ЕГРН с сохранением ныне предполагаемых к исключению заповедных участков в границах национального парка, могли бы во исполнение и норм действующего законодательства, и поручения Президента (срок выполнения поручения был установлен 01.01.2022 г.) быть внесены уже буквально сразу же после регистрации соответствующего Положения в Минюсте РФ ещё в 2020 году. Однако этого сделано не было без внятных на то оснований, а объяснения ряда чиновников просто притянуты, что называется, «за уши» для прикрытия, видимо, как раз чьих-то намерений исключить уже путём непредусмотренного законом «уточнения» границ национального парка из его территории интересные в коммерческом (или бытовом, не важно) плане участки, причём заповедные.
В любом случае реализация подобных «схем» «уточнения» границ ООПТ чревата настоящим произволом и недопустима в принципе.