Событие на Пушкинской площади, в котором приняла участие в основном молодежь, практически дети, всколыхнуло взрослых: что это было? Неужели, пока мы трудились, не взирая на копеечные зарплаты, понимая, что иначе ни самим не выжить, ни Россию не поднять, в это время наши дети готовились к «майдану»? И вышли! И скакали, как бандеровцы! И устроили беспорядки! Шок!
Молодежь в недалеком прошлом уже бунтовала. Нет, не болотная, эту цветную возню мы вынесем за скобки. А вот когда спартаковские болельщики призвали власти к справедливости. Тогда их товарища убили, а милиция-полиция из трусости отпустила убийцу. И за спартаковцами поднялась вся молодежь Москвы. Ребята уходили с уроков в школах и лекций в институтах, чтобы поскорей оказаться на митинге, чувствуя, что за протестом правда. Это была действительно стихия народного возмущения, мальчишки и девчонки знали, за что идут бороться. Но внесем поправку: народ постарше принял событие как неизбежное, и потому не проявил воли к протесту – на улицы вышли фактически дети. Они заступились за весь московский люд и за Россию.
Не правда ли, странно? И что-то напоминает. Что именно? «Сказку про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово». Интересно, проходят сейчас в школе Аркадия Гайдара?
В дни молодежного бунта на ум мне пришла эта забытая «Сказка». И образ Мальчиша-Кибальчиша то и дело вставал перед глазами. Давайте вспомним, кто забыл.
«Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:
-- Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?
Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет».
Суть произведения в том, что народ непобедим, если он знает, что за ним правда. И если взрослые не смогут уберечь свою землю, правду, устои и обычаи, культуру, на их места к баррикадам придут старшие сыновья, а если и они не смогут, тогда – дети. Идея самопожертвования ради высокой цели, которая виделась в спасении общества, защите его от посягательств извне, – утверждалась в произведении о Мальчише-Кибальчише.
Советская молодежь приняла эту идею. И свою приверженность ей доказала на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны. Где еще, в каком народе было такое единение, такая самоотверженность в борьбе за свободу и независимость? Сейчас как-то замалчивают, а в советское время помнили и рассказывали о мужестве и героизме детей во время ВОВ. Да разве можно было такое забыть? На борьбу со злом вышли не только взрослые, но и дети! Тысячи ребят были представлены к орденам и медалям за подвиги и героизм. К сожалению, многие посмертно... А сколько подвигов безымянных?
Сам автор «Сказки о Мальчише-Кибальчише» тоже погиб во время Отечественной войны, уйдя на фронт добровольцем. Зато его внук... Но о нем не будем, не место и не время.
И вот новая беда пришла на нашу землю. Она не похожа на те, с которыми боролось наше общество, эта – изощрённей и подлей. Наглость одних, трусость других, глупость третьих – а в результате идет страшная война за выживание народа, война, проходящая не на границе государства, а внутри общества, и враг не столь очевиден, как это было в другие времена.
Тогда «спартаковцы» и все, кто присоединился к ним победили: справедливость восторжествовала. И то была победа высокой идеи. Молодежь добыла ее.
И значит, дети наши повторили приверженность той самой идее, за которую их ровесники сражались, трудились, совершали подвиги – и новый враг тогда не прошел на этом коротком участке времени продолжающейся войны.
Митинги и протесты, конечно, не желательны в стране, которая становится на ноги, она нуждается в стабильности, и ее хрупкий мир требуется укреплять. Так мы думаем, размышляя о России. И стараемся беречь Родину-мать, не досаждать своими вроде бы мелкими притязаниями. Потерпим, говорим себе, все образуется, не может это продолжаться вечно, потому что такого быть не должно. У нас есть гарант конституции – президент, которому были даны все необходимые полномочия. Пусть сейчас мы унижены, но справедливость обязательно восстановится. И значит, будем ждать и терпеть! России нужна стабильность!
Но тем-то и воспользовались недоброжелатели ее. Взяв в заложники нашу любовь к России, они связали нам руки – мы оказались бессильны. И теперь эти люди открыто и нагло вершат свои замыслы: личное обогащение за счет грабежа народных ресурсов, разрушение культуры, экономики, промышленности, науки. Сплетя паутину коррупции – прекратили развитие России, разрушили все отрасли нашей жизнедеятельности, присвоив себе все ценное, что было в стране: они контролируют финансы, а через них производство, культуру, науку, бизнес. Наш народ превращается в рабов. И как нам с этим бороться? Взять дреколье и бежать на улицу? Но погодите! Это же только на радость нашим зарубежным «партнерам», они только того и ждут, чтобы мы устроим внутри общества потасовку, а обескровим государство, там уже наступит и их черед: деньгами поспособствуют, пирожками, снайперами – и покатится страна кубарем в пропасть. Как, например, Украина, жители которой теперь бесятся от того, что от предательства ничего не выиграли, а только спустили то, что имели, и потому ненавидят тех, кого предали. Это глубокое психическое состояние: внутренний суд совести, которую ничем не заставишь молчать. И утешиться нечем: тридцать сребреников кончаются быстро. Вот и остается слепая ненависть...
Такова природа предательства. Жаль, что не вняли русской классической литературе, а она предупреждала.
Наше положение не из легких: будучи заложником любви к Родине, мы не можем себе позволить действовать по призыву стихии, мы должны держать голову холодной. Но горячему сердцу приказывать остудится все трудней! "Терпеть! России нужна стабильность!" - повторяем мы себе.
И вдруг – беспорядки на Пушкинской! Дети вышли на «майдан»! И, что самое страшное, вывели их именно «западные партнеры»! И призрак украинского «майдана» прошелся по России.
Да, коррупция в нашей стране – страшное зло. Но мы сами должны разобраться с ним, «партнеры»-то преследуют иные цели. И потому «бойся данайцев, даже дары приносящих»!
Но молодежь – от 14 до 18 – в этом возрасте не слушает родителей. Уж так придумала природа: они самоутверждаются. И грех использовать их поэтапное движение к зрелости в корыстных целях, тем более направленных во зло. Правда, специалисты по части цветных мероприятий в бога не веруют (не знаю, как насчет черта) и собственную греховность, очевидно, не отмечают, принципиально считая, что ее не существует... Тем не менее возмездия им не миновать.
Хлебнув из чаши цинизма, этого наглого «вынь да положь» – и не важно, что именно «положь», – дети наносят раны своему сознанию, психике, становлению как человека. И уже с увечьем им предстоит существовать в обществе, среди здравомыслящих людей, и прожить свою жизнь. Они уже отравлены: дух авантюризма уже проник в кровь и через нее в мозг. И психика заключила союз с хозяином, научившим равнодушию к окружающим, Родине, ценностям и традициям, хозяином, повелевающим отныне, когда и куда явится для исполнения его воли. Развивающаяся до этого момента личность уже утоплена в озере податливой массы. Индивидуальности больше не существует. Они теперь готовы идти на любую цель, даже самую абсурдную. Почему? Прикольно! Круто! Это такая установка, подменяющая все ценности человека.
Да, но как же бороться с коррупцией, казнокрадством, неисполнением обещаний, данных в предвыборной компании и прочее, как бороться за существование народа, общества, правду, справедливость. А главное – кто будет это делать? Взрослые? Но они не могут, слишком велика цена залога. Кому же остается? Может быть, и тут надо припомнить образ Мальчиша-Кибальчиша?
«Эй, вы, мальчиши-малыши...»
Ни в коем случае.
Сейчас многие рассуждают на тему о том, чем мы не угодили молодежи, что стало причиной бунта? Наверное, им нужно дать по какой-нибудь конфетке, и они успокоятся? – так думают взрослые.
Но здесь дело совсем не в обиде молодежи на что-либо, а только во влиянии, под которым они выходят на любую демонстрацию и под любыми лозунгами.
«Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом.
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом...» (Анчар, Пушкин).
Да, да, как это не покажется странным,- лозунг не имеет значения!
Мне пришлось в свое время быть в Кишиневе, когда бунтовала молодежь Молдавии. В республике тогда решался вопрос, каким курсом пойдет государство, только-только получившее суверенитет. Догадайтесь, под какими же лозунгом ходили молодые люди на митинги? Хотим жить лучше? Нет, не угадали. Лозунг был такой: «Не существует молдавского языка!» Странно, не правда ли? Получалось, что народ есть, а языка у него своего нет. И я спросил у молоденькой девушки, что означают эти слова лозунга, который они подняли в качестве протеста и стимула выйти на улицы.
– Мы выступаем против лжи, – ответила она. – Пусть они нам не врут.
– Почему же это ложь? – поинтересовался я. – Раз есть народ, то, значит, он на каком-то своем языке и говорит.
– Нет, неправда. Это не молдавский, это румынский язык. Мы говорим и пишем на румынском. И мы требуем это признать. И перейти с кириллицы на латиницу.
Я недоумевал, зачем же это так срочно понадобилось, когда в стране миллион нерешенных задач, и обществу нужно сосредоточится на них, чтобы найти решение! Шла приватизация, народ беднел, работы не было. Государство слабело. Надо, казалось бы, работать, и побольше, а не бунтовать и устраивать беспорядки. А молодежь вдруг хочет доказать себе, властям и всему миру, что у молдавского народа нет своего языка. Абсурд? Да тут дурдом по ком-то плакал, а между тем центральные улицы переполнялись молодежью, которая вышла на борьбу за эту идею!
– Кто же вас призывает на митинги? – спросил я.
– Мы сами выходим, – уверенно, искренне отвечала девушка.
Сами! В одно и то же время сами вышли на площадь, откуда-то взялись сами собой лозунги и плакаты, флаги, – а ведь все это стоит денег! Сам собой как-то вдруг возник оргкомитет, куда вошли прозападно настроенные люди. В одно и то же время вдруг закрылись школы и университеты! Сами! Всех вдруг осенила идея ровно в одиннадцать часов прибыть в соответствующие места и побудила к одновременному действию! Замечу, что тогда это обходилось без интернета. Везде висели листовки с призывами.
Я попросил рассказать в подробностях, как это происходило.
– Ты сидела на уроке и вдруг ни с того ни с его решила выйти из класса? Так?
– Нет, к нам в класс зашел парень. Он сказал: «Больше уроков не будет». А потом указал улицу Чел-Маре (кажется так она назвала). Мы и пошли. Но никто нас не заставлял.
– Значит, не само собой все же. Парень пришел, парень сказал.
– Ну, может, и так. Пусть вы правы. Только мы все равно поддерживаем протест.
А после этого вскоре власть перешла к либералам. Потом началась война, потом были какие-то попытки занять между западом и Россией компромиссное положение, намечался рост экономики. Но власть сменили либералы, прозападники, и все покатилось снова вниз.
Дело, конечно, не в Молдавии, это лишь пример того, как молодежь готова выступить даже за абсурдные идеи под влиянием продуманного манипулирования ее сознанием. А уж результат протестов используют те, кто заказывал их, а вместе с ними беспорядки. Вот так – нагло, предательски.
Кто же эти умники, за которыми идет молодежь? Как им удается убедить аудиторию, что их идея правильна и своевременна? И что ради нее стоит идти на риск, попасть в тюрьму, платить штрафы... Кто такой этот Навальный, по призыву которого вышли наши дети на Пушкинскую и уподобились бандеровцам?
Во-первых, эти умники работают не через идею и никого не убеждают. Напротив, сознание человека для них препятствие, оно не желательно, да и на всякого подобного умника найдется умник и поумней. Идея же входит в человека через сознание. Значит, с ее помощью ничего не получится. Так вот есть иной способ проникнуть в цент управления мозгом – через психику! Делается это с помощью метода, построенного на приемах гипноза.
Переход детей к зрелости проходит непросто. В это время они протестуют против всего. Но они не ведают, что творят. И души становятся легкой добычей Крысолова!
А он тут как тут. И вынул свою флейту и манит в озерцо.
А звук завораживает, доносясь издалека, зовет, призывает. Он легко входит в уши и подсознание... И дети идут на него покорно... «Делай, что хочешь! Живи собой! Ты – лучший! Протестуй! Требуй! Весь мир тебе должен! Иди за мной! Идешь?» – «Иду!»
Куда заведет Крысолов – они не понимают, однако следуют за поводырем с энтузиазмом.
А взрослые тем временем заняты бытом и заботами о завтрашнем дне. И некогда им приглядеться к тому, кто "забавляет" детей. Но когда тень становится четче, мы узнаем профиль. Крысолов! Вот он - самодовольный, наглый...
Эту роль поручено исполнять Алексею Навальному. Недруги нашего общества, нашего народа, нашего государства нашли в нем соответствие образу Крысолова. Остальное дело техники: вручили флейту.
Давайте теперь вспомним поэму Марины Цветаевой "Крысолов". Написана она по мотивам средневековой германской легенды о музыканте с дудочкой, который явился в город Гаммельн для того, чтобы освободить его от нашествия крыс, а затем увел на погибель всех юных горожан.
Отрывок из Крысолова.
Что' это? Новый звук!
Книги летят из рук
- Мимо - и прямо в печь.
Руки хотят от плеч,
Слезы хотят из глаз,
Сало упало в таз,
Мыло упало в суп -
В школьную Morgensupp!
Звуки! Звуки! Как из лейки!
Как из тучи! Как из глаз!
Это флейта, это флейта
Это флейта залилась!
Скоки! Скоки! Как из стойла!
Топот-при'топ, топот пряд
- Флейта, лей нам! Флейта, пой нам! -
Жеребят, козлят, телят.
Вольница.
Конница.
Школьники.
Школьницы.
Что ливень с суков,
Что щебень с горы -
Со всех чердаков
Горох детворы.
Школьник? Вздор. Бальник? Сдан.
Ливня, ливня барабан!
Глобус? Сбит. Ранец? Снят.
Щебня, щебня водопад!
Всплески! Всплески! Как из шайки!
Атлас, старься! Грифель, жди!
В роще - сойки, в роще - зайки,
В роще - белые дрозды!
Крики! Крики! Так, примером,
Рты и глотки растворя,
Дикари миссионером
Заедают жития.
- Дет - во - ра!
Золотых вечеров мошкара...
Ди - ка - ри!
Голосистых прудов пискари...
Прочь из нор!
Мотылек - не сурок, не бобер.
Прочь из школ!
Ведь еще первоцвет не отцвел.
Есть у меня - не в службу, а в дружбу! -
Для девочек куклы, для мальчиков ружья,
- Глубокая ловля и быстрая гребля, -
Для девочек - иглы, для мальчиков - кегли,
На - ряд и доспех,
И - вафли - для всех.
Птичкам - рощица, рыбкам - озерце,
На все' особи, на все' возрасты!
Младшим - сладости, старшим - пряности,
На все' тайности, на все' странности.
Блеск - больно глазам:
Эдем и Сезам.
Под родительскою крышею
Вы там-там бессонный слышали?
Под родительскою кровлею
Кто шербет блаженный пробовал?
Дом - тесный загон
Для львов и для жен.
Есть у меня - сказал, так в ладони! -
Для девочек лани, для мальчиков кони,
Плоды Соломона и розы Саади,
Для мальчиков - войны, для девочек - свадьбы,
Весь мир - нараспев
И ласка для всех.
Рыбки в лужице! Птички в клетке!
Уничтожимте все' отметки!
Рыбкам - озерце, птичкам - лето, -
Уничтожены все' предметы!
Рож - дественский стол
В древнейшей из школ.
- Говорят, что он в зеленом!
- Где ж он? - Я иду за звоном.
- Он в жару меня баюкал.
- Где ж он? - Я иду за звуком.
- Я за красною фатой.
- Я за старшею сестрой.
- Говорят, что рай - далёко.
- Я не выучил урока.
- Что-то боязно мне втайне.
- Я - за дальним. Я - за крайним.
- Я - чтоб детство наверстать.
- Не остаться. - Не отстать.
- За отчаявшимся кладом.
- Я - за славой. Я - за стадом.
- Всё равно - домой нельзя уж!
Я - так за' море! Я - замуж.
- Потому что в школе бьют.
- Потому что все' идут.
- Ночевать хотел бы в сене.
- Я - за Францем. Я - за всеми.
- Воевать хотел бы с львами.
- Я? не знаю. Ноги сами.
Потому что фатер - бьет.
Потому что - всё идет!
...Колотушки - и те в миндалинках!
Погремушки для самых маленьких!
Сказки - пастора рассмешишь!
И романтики для больших.
На всякие нужды! на всякие вкусы!
Для мальчиков - пули, для девочек - бусы.
На всякие жажды! на всякие масти!
Для мальчиков - игры, для девочек - страсти.
Без свах, без помех.
И - письма - для всех.
- Говорят, что он заводит,
Топит. (Ворочай, народец!)
- Заведет, потом загубит!
- Раз не может, так не будет
Хуже! - В лад - так не злодей!
- В ад - так без проповедей!
- Хорошо еще, что вместе,
Кучей. - А сказать по чести...
(То с воды идет, то свыше, -
Где ж он?) - Ничего не слышу:
Ни гопп-гопп и ни ду-ду, -
Все' идут, и я иду.
- Есть у меня - всё, всё, кроме ренты!
Для мальчиков флинты, для девочек ленты,
Дозорные знаки и тайные числа,
Для девочек - звуки, для мальчиков - смыслы,
Сих - с теми - родство.
И - рифма - на всё.
Ветер в полы!
Мимо школы!
Целым цирком -
мимо кирки.
Кем ни разу не ласкан
Да без просыпу таскан -
До свидания, классный!
До свидания, пастор!
Не напишем и не пиши!
- Малыши!
Есть у меня - не всё перескажешь! -
Для мальчиков - радость, для девочек - тяжесть,
Нежна - перелюбишь, умна - переборешь.
Для мальчиков - сладость, для девочек - горечь.
Дно - страсти земной...
И - рай - для одной.
Здесь - путы,
Здесь - числа...
Разруха...
Разлука...
Рай - сути,
Рай - смысла,
Рай - слуха,
Рай - звука.
Точно облачко перистое,
Шепот: Грета бургомистрова!
Стройтесь, резвые невестины
Сёстры в свадебное шествие.
Позабыв о сальных бальниках -
За' руку берите маленьких.
Школьный дом уже с горошину!
На' руки берите крошечных
Братцев аистовых...
- Не раскаиваться!
Вроде благовеста...
- Не оглядываться!
Вот он, в просторы стай,
Города самый край.
- Зарастай,
След от ног наших. Спросят - в Китай.
Враний грай,
Голоса и шаги заглушай.
Вы, кусты,
Не храните одежд лоскуты.
Ветер, ты
Голоса и шаги относи.
Без следа!
Говорят, что сегодня среда:
День труда.
В том краю воскресенье всегда.
Жить - стареть,
Неуклонно стареть и сереть.
Жить - врагу!
Всё, что вечно - на том берегу!
В царстве моем - ни тюрем, ни боен, -
Одно ледяное! одно голубое!
Под зыбкою рябью, под зыбкою кровлей
Для девочек - перлы, для мальчиков - ловля
Их. - С грецкий орех!
И - ванна - для всех.
Спи-усни, спи-исчезнь,
Жемчуг - чу'дная болезнь.
Хворост - сер. Хочешь - ал?
Вместо хворосту - коралл.
В царстве моем - ни свинки, ни кори,
Ни высших материй, ни средних историй,
Ни расовой розни, ни Гусовой казни,
Ни детских болезней, ни детских боязней:
Синь. Лето красно'.
И - время - на всё.
Тише, тише, дети! Отданы
В школу тихую, подводную.
Лейтесь, лейтесь, розы щёчные,
В воду вечную, проточную.
Кто-то: мел! кто-то: ил!
Кто-то: ноги промочил!
Кто-то: вал! кто-то: гул!
Кто-то: озера хлебнул!
А вода уже по пальчики
Водолазам и купальщицам...
Жемчуга навстречу сыплются.
А вода уже по щиколку...
Под коленочки норовит.
- Хри - зо - лит!
Красные мхи, лазурные ниши...
(А ноги всё ниже, а небо всё выше...)
Зеркальные ложи, хрустальные зальца...
А что-то всё ближе, а что-то всё дальше...
- Берегись! По колено ввяз!
- Хри - зо - праз!
А вода уже по плечико
Мышкам в будничном и в клетчатом.
Выше, выше, носик вздернутый!
А вода уже по горлышко, -
Усладительней простыни...
- Хру - ста - ли...
В царстве моем (нежнейшее dolce 30)...
А веку всё меньше, а око всё больше...
Болотная чайка? Младенческий чепчик?
А ноги всё тяжче, а сердце всё легче...
Поминай, друзья и родичи!
Подступает к подбородочку,
Хороши чертоги выстроил
Нищий - дочке бургомистровой?
- Вечные сны, бесследные чащи...
А сердце всё тише, а флейта всё слаще...
- Не думай, а следуй, не думай, а слушай.
А флейта всё слаще, а сердце всё глуше...
- Муттер, ужинать не зови!
Пу - зы - ри.
А теперь давайте разберемся, захочет ли молодежь бороться за высокую идею? Или поддастся психическому воздействию? Пойдут ли за Мальчишом-Кибальчишом, если это понадобится когда-нибудь, или за Крысоловом, как только прозвучат первые звуки флейты? Так знайте же, что психика гораздо сильнее сознания! И второй вариант более возможен. И в этом случае не имеет значение лозунг – лозунг так, для СМИ. Дети неспособны еще сопротивляться человеческой природе. Ей может противостоять только сильный интеллект в сочетании с сильной волей. А много ли таких людей? Даже взрослых?
Есть мнение, что на митинги и демонстрации выходят активные люди, с гражданской позицией, готовые что-то отстаивать. Значит, они лучше других соотечественников, которые держатся в стороне от уличных событий. Но это страшное заблуждение! Те, кто остался дома или на работе, или на занятиях в школе, или в институте, в библиотеке, в спортзале, – они хуже? Но именно благодаря таким людям держится мир. И если они выйдут, то уж точно не за болотными.
С начала перестройки мы все слышим в СМИ, видим в книгах, кино, новых театрах, что отличник – это какой-то недоделанный ребенок. А вот двоечник, склонный к хулиганству, буйству, – вот кто ценен для общества, потому что он всегда готов к поступку, иногда дерзкому, но быстрому, без излишних рефлексий. Но это обман. Кто как не отличники (или тот, кто хорошо учится, прилежен к учебе) посещают кружки, занимаются спортом, музыкой? Двоечников не найдешь там, где есть устремление к развитию. Эти ребята тусуются бесцельно по улицам, помойкам, и не хотят думать, что впереди их ожидает. Они вообще не любят думать. Сознательность, увы, – это не для них. И думается мне, что на Пушкинской не было отличников. И вовсе не потому, что у них нет гражданской позиции – наоборот, есть, и даже ясней выраженная, чем у двоечников-троечников, но есть и ум (и характер), и есть осознание того, что не всякое мероприятие, не всякий митинг – это то, что необходимо для перемен к лучшему. А лезть на рожон и задираться с милицией – это дурь. Бесцельная, под флейточку Крысолова.
Юрий АНДРИЙЧУК
Фото: scsmathglobal.com (2), myxomop.ac93.org (1)
mylovefilm.ucoz.ruhttp, i.ytimg.com (4),Piedpiper
.