Круглый стол по Байкалу: пустословия и опасная инициатива

Круглый стол по Байкалу: пустословия и опасная инициатива  - фото 4Состоялся круглый стол федерального проекта «Чистая страна», посвященный сохранению уникальной экосистемы озера Байкал.

   В видеороликах звучат какие-то путанные речи, выступающие возмущаются. В ряде случае непонятно по какому именно поводу.


  ««Много лет идет обсуждение важности этой работы, но по факту реальные действия долгое время были заморожены. 10 лет мы не могли подступиться к решению накопившихся вопросов, сковав себя законодательными ограничениями», – отметил председатель Комитета Госдумы по экологии Дмитрий Кобылкин, открывая встречу.»


  Какие именно законодательные ограничения сковывали – непонятно. Почему-то власть была скованна, а предприимчивые господа – нет. Эти 10 лет на негосударственном уровне проделана очень большая работа. Наиболее привлекательный для туристов район – берега пролива Малое Море – превратился в стройплощадку, где работы велись самыми ударными темпами. В большинстве случаев никто даже не спрашивал разрешения! Бойкие люди просто покупали по серым схемам участки особо ценных природных земель, якобы находящихся под охранным режимом Центральной Экологической Зоны Байкальской природной территории, и делали с ними что хотели. Застраивали, либо перепродавали.
Но по этому поводу никто на круглом столе не возмущался. В основном разглагольствовали на тему отходов БЦБК и строительства очистных. Но все же упомянули и про наличие «других точек напряжения», в частности – про «дикий туризм».
  Сколько можно противопоставлять дикий туризм - организованному, все негативные последствия приписывая первому из них? Любой массовый туризм для Байкала губителен. Но в нынешней ситуации основной вред исходит именно от организованных туристов. По той простой причине, что они многочисленнее. Например, на Малом Море в последние годы организованных примерно в 10 раз больше, чем дикарей. И этот разрыв продолжает увеличиваться.


  Откройте наконец глаза, посмотрите вокруг! На Малом Море все места, где каждое лето запрещают купание из-за опасного уровня загрязнения, примыкают к берегам, застроенным турбазами и гостиницами. Но вовсе не к районам сосредоточения «дикарей». Площадь таковых резко сократилась именно из-за застройки.
  Что не мешает властям, совместно с бизнесом, принимать все возможные меры для дальнейшего роста турпотока, увеличения количества «мест размещения туристов». Экологические последствия массового туризма - острейшая проблема Байкала, о которой не говорят с высоких трибун. С них принято лишь рассказывать  об огромной социально-экономической пользе туризма.


  Но особенно меня возмутил третий видеоролик. В нем директор Лимнологического института говорит о необходимости все сточные воды поселений Южного Байкала после очистных спускать по специальному «коллектору» в реку Быструю, приток Иркута. Это возрождение инициативы 1980-х – строительство трубы через хребет Хамар-Дабан до р. Быстрой. Тогда предлагалось качать по ней в Иркут отходы БЦБК, сейчас – бытовые сточные воды. Чтобы они не попали в Байкал.


  В конце 1980-х против этой трубы вышли на митинги и шествия многие тысячи иркутян. Это был первый в СССР случай массового экологического протеста. И от дикой идеи отказались. И вот про неё вспомнили вновь. Перечёркивая тем самым успех байкальского общественного экологического движения (ныне фактически прекратившего свое существование). Причем теперь инициатива исходит от ученых....


Стал ли этот проект менее опасен? В какой-то степени - да. Тем не менее, даже и бытовых сточных вод вполне хватит, чтобы в короткий срок убить реку Быструю, нанести огромный урон Иркуту. Прежде всего его рыбным запасам. Иркут впадает в Ангару в центре Иркутска, еще каких-то 30-40 км вниз по течению - и начинается Братское водохранилище. И без того загрязненное промышленными и бытовыми стоками сверх всяких норм.


  Все системы у нас работают далеко не идеально. Наверняка будут аварии на очистных (не говоря уже о постоянных несоблюдениях нормативов очистки) и загрязнения потекут в Иркут и ниже «в своем естественном виде». И, наконец, такой «коллектор» станет буквально «палочкой выручалочкой» для турбизнеса и аффилированного с ним чиновничества. Можно будет строить турбазы и гостиницы в любом количестве, без ограничений, объясняя это их «безвредностью» - ведь стоки уходят не в Байкал, а в Иркут. Если и не сразу, то через определенное время, Иркут действительно станет мертвой рекой. А Иркутск получит огромную жидкую помойку, изливающуюся в Ангару в центре города.


  Байкал можно спасти не такими вот «коллекторами», убивающими реки, не очистными системами (совершенно не эффективными для Байкала), но лишь жестким ограничением турпотока - главного «источника» бытовых сточных вод.

 

 Виталий Рябцев 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить