Явление слона в посудной лавке –– это самый мягкий эпитет для финала не слишком удачного эксперимента московских властей по смычке экологического официоза с активистами, который сегодня на наших глазах выливается в попытку рейдерского захвата Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и его подразделения ГПБУ «Мосприрода» озверевшими общественниками. Начало этой катавасии положил лет шесть-семь назад главный эколог Москвы Антон Кульбачевский, декларировав сотрудничество своего Департамента с экологическими активистами, но его, как обычно водится в России, не так поняли. Протянутая рука была воспринята как признак слабости и вертикальной неуверенности («не держит удар»), как стремление самоутвердиться перед большим начальством за счёт поддержки масс. И либеральная общественность, десятилетиями воспитанная на принципе «бей первым», ринулась навешивать на официальных московских экологов все возможные (а не только уже найденные) хомуты, приведя отношения «экоактивисты –– эковласть» к прямой конфронтации.
Сегодня посланцы андеграунда –– люди «без биографий» и даже малейших следов трудовой деятельности, живущие, надо полагать, на иные доходы, –– объединились с недоброй памяти солнцевскими «братками», за плечами которых груз судимостей за групповое вымогательство (проще говоря, рэкет), и развернули атаку на Департамент природопользования, на голубом глазу полагая его сборищем «терпил». Так демшиза, запущенная при попустительстве начальства в экологический огород, в очередной раз подтвердила, что понимает только диктатуру.
«Диктатура, где твой хлыст?» –– известные слова Льва Троцкого, которые не мешало бы вспомнить морскому офицеру Антону Кульбачевскому, чересчур увлёкшимся имиджем другого Льва –– мультяшного Бонифация. «Ребята, давайте жить дружно!» –– это не актуально, с этими, которые сейчас настроены шатать московскую экологическую власть, дружить не получится. Пора пояснить, почему.
КАК ОНИ ШАТАЮТ. МОДНО ЖДАТЬ СУДА
Он живёт среди нас, этот сказочник странный… 53-летний Сергей «Я это фиксирую» Менжерицкий, удостоившийся аж 4-х исков о защите чести, достоинства и деловой репутации от руководителей Департамента природопользования (Антона Кульбачевского, его заместителя Сергея Мельникова, экс-главы ГПБУ «Мосприрода» Игоря Рябоконя, и директора парка «Москворецкий» Романа Мацуры) –– кто он такой? Тайна сия велика есть. Себя он представляет «общественным экологическим инспектором» (каким, наверное, может считать себя даже младенец) и будто бы имеет удостоверение «члена Рабочей группы при ДПиООС по парку Москворецкий и Серебряному бору», которое он иногда показывает при видеосъёмке, но не на камеру. По его словам, «меня митинг выбрал в эту рабочую группу», и, увы, есть вероятность, что инициатор создания подобных «рабочих групп» при Департаменте (которые стали теперь сообществами откровенного рейдерства) Антон Кульбачевский по факту выдал ему некое удостоверение, за что получил в стиле «Каникул Бонифация» расплату в виде потока прямой лжи и ничем не мотивированных оскорблений. Впрочем, опыта свободного от логики и реалий сочинительства г-ну Менжерицкому не занимать –– он ещё и литератор, пишущий в жанре сатирической фантастики, поэтому все его опусы на экологической ниве можно смело рассматривать как переложение старых сказок (типа классической «Москвы 2042» Владимира Войновича) на новый лад.
Будучи классическим «человеком ниоткуда», без биографии и намёков на послужной список, Сергей Менжерицкий представляет своей появлением на экофронте тот самый look слона в посудной лавке без малейших натяжек. Собственно его деятельность на экологической ниве заключается в следующем: посетив некий природный объект в реконструктивной стадии (к примеру, Серебряный бор) и напав с ловкостью маньяка на заведомо некомпетентных в теоретических вопросах жертв (рабочих, например), экоактивист на камеру начинает громко ругать всё происходящее, смысл которого он декларативно (а может, просто по тихости ума) не понимает (причём картинка с произносимым текстом мало соотносится), а затем ничтоже сумняшеся заявляет, что всё это плохое, ужасное и непоправимое сделал Кульбачевский (иногда и другие фамилии далее по списку), в адрес которого выливается поток бранных слов. И ВСЁ –– НИ ЕДИНОГО АРГУМЕНТА ИЛИ ФАКТА, указывающего на какую-нибудь связь происходящего с руководством ДПиООС, НЕ ПРИВОДИТСЯ. Сказочники –– они ведь такие, без царя в голове и без логического инструментария даже в неполном комплекте.
Особенно впечатляющими в бранных монологах Сергея Менжерицкого является тема коррупции и откатов при освоении бюджетных денег, будто бы практикуемых ДПиООС. Опять-таки –– НИ ОДНОГО ФАКТА в подтверждение своих слов г-н «общественный экологический инспектор» не приводит. Зато обвинения льются в стиле «вали кулём, потом разберём», какие-то взятые с потолка коммерческие структуры на голубом глазу сказочника становятся аффилированными с Департаментом, а сам монолог на камеру вполне может служить иллюстративным пособием по шизофазии. Как и жалкие потуги на иронию г-на Менжерицкого, не удосужившегося ознакомиться даже с официальными данными бранимых им лиц. Что, в прочем, не удивительно – понятие биографии ему чуждо по факту.
Удивляет другое. Когда читаешь решение Пресненского районного суда от 27 сентября по гражданскому иску Антона Кульбачевского к Сергею Менжерицкому, поражаешься то ли гипертрофированному миролюбию главного эколога Москвы, то ли странностям его юристов. Предметом иска являются три публикации в Сети (одна статья и два видео), а требование опровержения относится только к фрагментам статьи –– хотя уже есть известный прецедент в тяжбе «Усманов –– Навальный», когда суд обязал ответчика удалить фрагменты видео. Да и предмет иска можно было расширить с учётом безбрежного видеотворчества господина Менжерицкого. Но пока приходится довольствоваться малым –– небольшая часть бреда в адрес Антона Кульбачевского всё же опровергнута в судебном порядке, а брань –– ну она же на воротах не виснет. Хотя проблема остаётся, и она в следующем.
Сказочники из ниоткуда, иногда персонально совпадающие со списком жертв отсутствия карательной психиатрии, как саранча, облепляют экологическую нишу. И уговоры здесь уже не действуют –– хотя им намекают, что «фантастика в другом отделе», вся эта публика, инфицированная демшизой, бежит именно в этот, экологический, ибо здесь привольней, можно смело доносить на политических конкурентов (националистов), требовать всего и сразу («провести открытое судебное разбирательство деятельности ВЧК-КГБ СССР с 1917 по 1991 годы»), а главное –– не нужно думать! Последнее очень устраивает «людей без биографий», не владеющих навыками осмысления ни работы государственной машины, ни структуры законодательной системы, ни процесса принятия решений (чтение в молодости «Замка» Франца Кафки необходимо, но недостаточно). Им не требуется ни доводов, ни доказательств, ни аргументов, ни фактов, ведь «нарисуем –– будем жить». Но в итоге нашествие в экологическую нишу беллетристов, сказочников с доносами, заставляет предпочесть другую крайность, уже военного ранжира. Что господин Менжерицкий и предсказал в одном из своих видео.
КАК ОНИ ШАТАЮТ. НО ЛУЧШЕ УСКОРИТЬСЯ
Так решил андеграунд, и на известном американском сайте появилась петиция деперсонифицированной «экологической общественности Москвы», размещённая 42-летним защитником парка «Крылатские холмы» Дмитрием Легошиным, в последнее время –– координатором инициативных групп «За Зеленую Москву», без малейших комплексов и с удовольствием совмещающим фотосессии с главой «Мосприроды» и ультиматумы ему же в Facebook («Считаю, что либо Мосприрода примет наш вариант положения о рабочей группе, либо мы инициируем полное игнорирование этого института по всей Москве!»). Грозилась синица море сжечь, к тому же позирование с первыми лицами московской власти выглядит смешно по части весовых категорий, да и ссылку на бред, озаглавленный «За отставку руководителя ДПиООС г.Москвы КУЛЬБАЧЕВСКОГО А.О. и его заместителя МЕЛЬНИКОВА С.А.», давать не хочется. Хотя несколько моментов его стоит прокомментировать.
Во-первых, вся петиция представляет собой продукт баттхёрта, НИ СОДЕРЖАЩИЙ НИ ОДНОГО УДОСТОВЕРЕННОГО И ДОКАЗАННОГО факта обвинений в адрес экологических «отцов города». Уловка не нова, хотя это и не единственная в этой пропагандистской галиматье. Но надо отдать должно господину Легошину –– в документе нет ни слова о коррупции и распилах. Sapientisat.
Во-вторых, никакой взаимосвязи между «катастрофической ситуацией» на ООПТ и действиями Департамента не обозначено даже пунктиром, хотя не без тонкости использована ещё одна уловка, апеллирующая к анекдоту о Сталине и перекраске Мавзолея в зелёный цвет: пока адепты логики ищут такую взаимосвязь, то забывают подвергнуть сомнению само наличие «катастрофической ситуации». Наследники напёрсточников получают фору!
В-третьих, нагнетание апокалиптической картинки, взятой напрокат у геймеров, вызывает улыбку случайных свидетелей этого словесного поноса: «уже уничтожены сотни тысяч здоровых деревьев и кустарников, десятки квадратных километров естественных почвенных покрытий запечатаны бетоном и асфальтом». Понятно, что клише взято с Крылатских холмов, но перебор налицо: «бесконтрольно уничтожается природа и широко реализуется и употребляется алкоголь, где массово спаиваются и одурманиваются люди, особенно молодёжь». Создатели опуса предпочитают советских стиль народных жалоб («не лечат, а калечат», «не врачи, а палачи»), надеясь, что в XXI веке пипл схавает и это («ДПиООС сегодня …превратился в организацию, которая самым хищническим и бессовестным образом (природу) эксплуатирует, калечит и уничтожает»), но вызывают в результате желание отключить на Канатчикой даче не только Интернет, но и пишущие машинки. Особенно вот этот взрыв мозга –– «При виде тяжелой строительной техники на природных территориях местные жители уже буквально ложатся под неё своими телами, чтобы не допустить уничтожения их любимых мест отдыха». Кстати, приведённый символический ряд очень гармонирует с известными гей-видео из Серебряного бора дореконструктивного периода и заодно указывает на сегмент столичного андеграунда, в наибольшей степени недовольный новоделом в парке.
В-четвёртых, ну и куда же без прямой лжи: «Всё больше москвичей возмущаются такой "работой" природоохранного учреждения, считая её прямой дискредитацией Мэрии Москвы и её руководителя С.С. Собянина, и направляют в его адрес тысячи жалоб и обращений?». Вообразить себе фигуру жалующегося на Антона Кульбачевского Сергею Собянину может только потомственный идиот (пардон, если случайно попал в точку!), но дело даже не в этом –– где эти тысячи зарегистрированных входящих, господин Легошин? Покажите, плиз. А вообще врать надо так, чтобы смеялись Вы, а не над Вами.
В-пятых, всё, что в опусе имеет отношение к Крылатским холмам, явно или латентно, –– без комментариев. Лихие 90-е пеплом Клааса стучатся в наши сердца.
И напоследок хочется спросить не кандидатов в шатающие рейдеры, а их паству –– подписавших петицию или собирающихся это сделать: вы действительно хотите возврата «замечательных-свободных-лихих 90-х», когда Москва по праву именовалась столицей развитого бандитизма и была поделена на зоны влияния преступных группировок, а чиновники вполне официально выполняли их волю? Нет, никакой заботы об экологии тогда не было и в помине, просто бандиты были наглы и откровенны. Как и те, кто по их стопам сегодня форсирует атаки на департамент Антона Кульбачевского.
Владимир ХЛУДОВ. Рисунки Алексея МЕРИНОВА.