Кому мешают и почему вырубаются леса в заповедниках, заказниках и ООПТ Удмуртии?

Кому мешают и почему вырубаются леса в заповедниках, заказниках и ООПТ Удмуртии? - фото 1В 2014 году, занимая пост министра лесного хозяйства Удмуртии, Рафис Касимов сдал в аренду на 49 лет участки для вырубки леса, расположенные на территории государственных охотничьих заказников, которые относятся к категории особо охраняемых природных территорий. Чтобы как-то узаконить вырубку леса в особо охраняемых территориях, экс-глава Минлесхоза Удмуртии мог заставить подчиненных провести госэкспертизу проекта освоения лесов и проведение сплошных рубок леса в заказниках, что выходило за пределы его полномочий.



https://susanin.news/udmurtia/incidents/20170622-238238/#hcq=mtrNNoq

Природоохранные ведомства, активисты и защитники природы, а так же общественность тревогу начали бить еще прошлой осенью, когда в повестку сессии Госсовета УР был вписан вопрос о втором чтении закона «Об особо охраняемых территориях регионального и местного значения на территории Удмуртской Республики»

Считалось, что на этой сессии Рафис Касимов планирует поставить точку как по поводу своего неопределенного статуса, так и в споре о законности изъятия из охотничьих заказников Удмуртии почти половины их территории в пользу неуемных аппетитов лесозаготовителей.

Причем, делалось это без согласования с федеральными властями.

К этой самой сессии появилось и выгодное для местных влиятельных лесорубов решение Верховного суда Удмуртии по этому делу. И на территории бывших заказников начались сплошные рубки леса, что стало создавать нежелательный общественный резонанс.

А зимой сообщалось, что в Удмуртии выделены из состава охотничьих угодий 13 заказников, т.е. территорий, в пределах которых под особой охраной находится не весь природный комплекс, как в заповеднике, а лишь отдельные его элементы.

Любая охота на территории заказников запрещена. Охотой считается даже прибывание в заказнике с ружьями, собаками, капканами.

Общественность заявляла, что после принятия резонансного решения сессии  худшая часть леса пошла на производство древесно-стружечных плит, а лучшая продается и вывозится за пределы Удмуртии. Аппетит приходит во время еды, и отобранные у природных заказников участки тут же пошли в освоение.

Кому мешают и почему вырубаются леса в заповедниках, заказниках и ООПТ Удмуртии? - фото 2Кому мешают и почему вырубаются леса в заповедниках, заказниках и ООПТ Удмуртии? - фото 3Кому мешают и почему вырубаются леса в заповедниках, заказниках и ООПТ Удмуртии? - фото 4

На возражение, протесты против природоуничтожающих постановлений Рафис Касимов, уже будучи и. о. зампреда правительства довольно откровенно сказал, что необоснованные, на его взгляд, ограничения, связанные с рубкой леса в заказниках, затронули права лиц, осуществляющих лесозаготовку. По его оценке, эти лица ежегодно будут недополучать до полумиллиона кубометров качественной ликвидной древесины.

 

Кому мешают и почему вырубаются леса в заповедниках, заказниках и ООПТ Удмуртии? - фото 5

Вот выдержки из местного сетевого издания day.org.ru.

По поводу вреда, который сокращение площади заказника нанесет лесной экосистеме, Рафис Касимов отделался формальной отпиской: «Считаем, что изменение границ государственных охотничьих заказников в сторону уменьшения их площади не повлияет на воспроизводство и восстановление численности охотничьих ресурсов на территории Удмуртии».

Люди не желали мириться с подобными решениями.

Был подан иск в суд о признании незаконным постановления правительства Удмуртии № 179 от 29.04.2016, которое как раз и закрепляет урезанные границы охотничьих заказников, причем делает это без согласования с федеральными властями. Изменения коснулись сразу десяти заказников, их площадь после вмешательства правительства УР составила 52% к той, что была до принятия постановления.

Минтересы общественности представлял бывший сотрудник республиканской охотинспекции, охотник с большим стажем, выступающий от лица группы ветеранов, Николай Гагарин.

А сейчас надо ознакомиться с теми решениями, что были приняты этим, с позволения сказать, «судом».

И пусть они вас, уважаемые читатели, не шокируют.

Из ответов местного кривосудия:

«Доводы истца о нарушении его прав угрозой вырубки лесных насаждений и уничтожения растительного и животного мира являются лишь предположением и направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, однако законом такого права административному истцу не предоставлено», — резюмирует суд.
Разумеется, доводы суда, скорее всего, имеют серьезную юридическую подоплеку, но в любом случае из текста решения видно, что суд апеллирует не к духу, а к букве закона, находя лазейки в нормативных хитросплетениях. Некоторые тезисы с обывательской точки зрения вообще выглядят довольно дико.

Например, напоминая истцу, что он обратился в суд как охотник, чьи права ущемляются, суд пишет, что уменьшение территории государственных охотничьих заказников (фактически под вырубку леса. — Прим. «ДЕНЬ.org»), напротив, создает более благоприятные условия для добычи животных ресурсов.

 Дальше совсем круто как по смыслу, так и лексически: «Сокращение границ особо охраняемой природной территории также позволяет использовать транспортные средства на более большей территории, чем ранее».

Особый отдельный круговорот претензии Николая Гагарина к правительству Удмуртии прошли по прокурорской линии. Летом 2016 года Гагарин обратился с тем же вопросом в Минприроды РФ — там согласились с его доводами и порекомендовали действовать через прокуратуру.

 Туда же, в Генеральную прокуратуру, было направлено и обращение от имени Гринпис, рассмотревшей письмо Гагарина и также согласившейся с ним.

Что произошло дальше? Генеральная прокуратура спустила дело на региональный уровень — в Прокуратуру Удмуртии, от которой в итоге Гагарин получил фактически ответ о законодательных разночтениях, истолкованных в пользу чиновников.


Прокуратура УР соглашается с тем, что изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено по закону «Об охране окружающей среды», но при этом та же статья, которая это запрещает, дает отсылку к закону «Об особо охраняемых природных территориях». По этому закону региональные власти должны согласовывать такие вопросы с уполномоченным федеральным органом. Однако поскольку порезанные заказники были созданы до вступления в силу этого закона, то и согласование их создания было невозможно, а про изменение границ нигде не сказано, пишет прокуратура. Соответственно, и оснований для мер прокурорского реагирования нет.

Казуистика какая-то. Вопрос нужно рассмотреть по существу, и суть его предельно проста: лесозаготовителям нужно расширить территорию сплошных рубок, причем совсем не для нужд глубокой переработки древесины, а для вывоза ценного сырья за пределы Удмуртии. Чиновники же, вместо того, чтобы навести порядок в арендных отношениях с лесозаготовителями, всячески стимулируют появление новых проектов по глубокой переработке, идут по экстенсивному пути выделения дополнительных делянок, более того, не стесняясь посягать на особо охраняемые природные территории.»

Обращение Николая Гагарина и его соратников по лесоохраной деятельности – отнюдь не единственное.

Были обращения и ранее от жителей муниципального образования «Кокман» в адрес

Совета депутатов муниципального образования «Красногорский район», а за тем и самих депутатов к Государственному Совету Удмуртской Республики по поводу проводимых  лесохозяйственных и лесозаготовительных  работ в охотничьих заказниках, расположенных на территории Красногорского района.

http://mo-krasno.ru/sovet-deputatov/reshenija-soveta-deputatov/item/13906-ob-obrashchenii-k-gosudarstvennomu-sovetu-udmurtskoj-respubliki.html

Как видим, работники лесоохраной отрасли никак не могли достучаться до чиновников Минлесхоза, и только когда за одним столом собрались представители бизнеса и врио губернатора Удмуртии А.Бречалова, дело сдвинулось с мертвой точки и стало обретать контуры разумных решений, а не абсурда отписок круговой поруки.

 2 мая 2017 года врио главы Удмуртии Александр Бречалов сообщил, что он возглавит рабочую группу по вопросу вырубки лесов в заказниках Удмуртии, в которую войдут представители Общероссийского народного фронта, Минлесхоза, Минприроды и бизнесмены, владеющие предприятиями по лесозаготовке. «Я необходимые документы подпишу, но у меня, Рафис Зинатулович (Касимов – и.о. председателя правительства Удмуртии - прим. ред.) и к вам, и к министру очень много вопросов», - сказал тогда Бречалов

Ситуация сложилась на тот момент патовая.

Лесозаготовители попали в крайне затруднительное положение. Они уже вложились в инфраструктуру, кто-то закупил новое оборудование, нанял людей, а теперь заниматься рубкой на полученных ими в аренду участках они не могут.+

Об истории вопроса подробно доложил и. о. вице-премьера Рафис Касимов, долгое время бывший министром лесного хозяйства.

Александр Бречалов собрал за одним столом всех, кто имеет какое-то отношение к теме: вице-премьера Рафиса Касимова, и. о. министров природы, лесного хозяйства и промышленности Александра Нестерова, Сергея Журавлева и Виктора Лашкарева, представителей крупных и средних компаний, занимающихся лесозаготовками, «Удмуртохоты», а также завкафедрой ботаники и экологии растений УдГУ Ольгу Баранову

Основными оппонентами лесозаготовителей выступили представители ОНФ во главе с Андреем Цаплиным.

Вот как описывает все это сетевое региональное издание day.org.ru.

Кому мешают и почему вырубаются леса в заповедниках, заказниках и ООПТ Удмуртии? - фото 6

Позиция ОНФ и экологов простая — не сокращать площади заказников, чтобы сохранить природу. Собственно, остановить процесс изменения границ этих территорий им удалось за счет выигранного Николаем Гагариным суда, который отменил соответствующее решение Минлесхоза УР. Как оказалось, ведомство не согласовало эти изменения с Минприроды России, а не сделало оно это потому, что территории заказников не поставлены на кадастровый учет, и только в этом году такая работа началась.
О необходимости приведения границ заказников в Удмуртии в соответствие с реальной картиной лесозаготовители твердят чиновникам с 2010 года. Дело в том, что, как отмечают специалисты, сейчас в заказниках много спелого и перестойного леса, в котором те же лоси жить уже не могут. По сути, говорят они, лес там мертвый и его нужно рубить, чтобы на его месте высаживать новые деревья. Лесозаготовителей обязывают заниматься лесовосстановлением, и каких-то особых претензий к ним со стороны Минлесхоза и Минприроды в этой части нет.

При этом представители отрасли говорят, что нужно определить четкие границы особо охраняемых природных территорий, чтобы сохранить уникальные ландшафты и места обитания редких растений и животных. То есть площади заказников нужно уменьшить за счет перестойного леса, но определить конкретные зоны, которые действительно нуждаются в особой охране.

О необходимости сбалансированного подхода, в частности, сказал руководитель ООО «Удмуртохота» Сергей Зайцев. В определенной степени, по его словам, рубки в заказниках нужны, но при этом стоит оставлять нетронутыми более молодые деревья.

Признание ничтожным договора аренды ООО «ТопЛес» на использование участка в Валамазском заказнике под вырубку леса, по мнению некоторых представителей отрасли, явилось ярким подтверждением безграмотной работы Минлесхоза еще под руководством Рафиса Касимова, который на протяжении нескольких лет не прислушивался к опасениям лесозаготовителей.

На этой встрече чиновники всячески пытались оправдаться перед Бречаловым и запутать его общими фразами, чтобы не сказать прямо, что ситуацию с заказниками, угрожающую разорением крупнейших лесопромышленных предприятий и реальным социальным взрывом, они, по сути, создали сами и толком ничего не сделали, чтобы ее хоть как-то исправить.
Подводя итог обсуждению, Бречалов отметил, что для разрешения этой проблемной ситуации создается рабочая группа, в которую войдут чиновники, представители предприятий и общественники.

«Но перед тем, как мы проведём следующий ряд встреч, я прошу рабочую группу собраться отдельно и выработать единое компромиссное решение. Найдите баланс интересов между бизнесом и экономикой и экологией. Договоритесь, какие меры необходимо принять в первую очередь, чтобы и бизнес не встал, и природа не пострадала», — подчеркнул Александр Бречалов.

Кому мешают и почему вырубаются леса в заповедниках, заказниках и ООПТ Удмуртии? - фото 7

Он призвал отбросить эмоции и перестать бороться исключительно за свои интересы, но найти компромисс. По результатам совещания руководитель республики подписал письмо Минприроды УР в федеральное министерство по согласованию изменения границ государственных охотничьих заказников.

«В отрасли много проблем, и мы будем с ними разбираться. Надо работать одной командой», — сказал в заключение Бречалов.


И.о. зампреда правительства Удмуртии Рафиса Касимова задержали в Ижевске в четверг, 22 июня, рано утром. После этого обыски прошли у него дома, в правительстве республики, а также в Минлесхозе региона. По данным агентства «Интерфакс» в отношении Касимова возбуждено уголовное дело.

 

Кому мешают и почему вырубаются леса в заповедниках, заказниках и ООПТ Удмуртии? - фото 8

А лес в заказниках и на ООПТ как рубили, так и рубят.

 

 

 

По материалам СМИ

Татьяна Колесникова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить