Со сменой главы Казахстана неизбежны кадровые перестановки, смена чиновников на ключевых постах и методов правления, при которых очень возможна и смена политического курса со всеми вытекающими из него последствиями. С вариантами развития событий выступает редактор отдела философии журнала «ЭкоГрад» Магомед Султанов-Барсов.
В марте текущего года в Казахстане произошли существенные изменения, так или иначе затрагивающие интересы России, а значит и братские народы, образующие собой единую и неделимую гражданскую нацию россиян. А именно, 20 марта состоялась инаугурация нового президента Казахстана, которым стал Касым-Жомрат Кемелевич Токаев.
Именно с его подачи кириллицу стали менять на латиницу, словно в алфавите кроется казахстанское благополучие. Больше того, он зарекомендовал себя беспринципным бюрократом и верным послушником своего предшественника Нурсултана Назарбаева. Присвоив своим первым указом Н. Назарбаеву главный орден страны — Золотого орла, Токаев очередным указом переименовал столицу республики Астану — в Нурсултан (свет царя).
«Это какой-то брежневский синдром царит в казахстанской политике», — рассказал казахстанский собеседник журнала «ЭкоГрад» Нурсултан Алимжанов. Как видите, тезка политического мастодонта, навалившегося на РК всей своей тушей и удерживающего власть в стране даже после сложения полномочий президента.
Мало Н. Назарбаеву присвоенного в 2012 году официального титула «Лидер нации», а 2018-м — столь же официального и под него лично учрежденного титула «Любимец нации», так он захотел еще и столицу назвать своим именем, словно это поможет ему укрепиться во власти.
«Как он может быть любимцев народа, если ему плевать на казахов, которых гнобят в Китае за приверженность традиционной вере и нежелание ассимилироваться с китайцами? — сокрушается известный философ из Астаны, который просил не называть его имени. — Назарбаев как будто хочет побить рекорд Брежнева, ордена и медали которого не умещались и на десяти кителях. А в части самопровозглашенных титулов с использованием служебного положения Назарбаев обошел всех. Даже Железный Хромец выглядит против этого скромнягой, не покусившимся на титул «хана», так как не принадлежал роду чингизидов.
На его печати великого завоевателя значилась надпись: «Амир Тимур», и всё. Никаких указов-приказов по присвоению себе титулов он не давал. Люди сами провозглашали его Завоевателем Вселенной и Царем царей, ибо было за что. Свои властные амбиции Тамерлан претворял в жизнь мечом и мудростью, великими победами на полях сражений и грандиозными стройками, развитием ремесел, искусства и науки. А этот пришел на все готовое... Тфу! Нарцисс в болоте, а не народный любимец в политике».
Другой казахский ученый политолог из города Шымкет, переименованного в 1992 году на местечковый лад из широко известного в СССР города Чимкент, говорит, что Нурсултан Назарбаев предал евразийскую идею. И, комментируя свою критическую мысль, вспомнил дагестанского поэта Расула Гамзатова, предостерегавшего людей стрелять в прошлое из пистолета, так как будущее неотвратимо ответит пушкой.
Ввиду политических гонений и запрета на свободу слова политолог тоже просил не называть его имени. Да нам и не важны имена, куда важнее острые, критические и, главное, правдивые мысли казахских интеллектуалов. Они говорят, что сам Аллах пожелал связать судьбу казахского народа вместе с судьбами десятков других мусульманских народов России. Значит, и дальнейшее историческое развитие мусульман постсоветского пространства должно идти в орбите России.
Правда, в казахском народе генерируется определенными дельцами русофобский национализм вместо здорового, естественного национализма, а именно идеи казахстанского возрождения. Но с этими поползновениями, отдающими прозападным либерастическим душком, мы легко справимся. Куда сложнее приструнить дорвавшихся еще с советского времени во власть волков и нарциссов, бюрократов и демагогов. Плюс еще мусульманские радикалы мешают наводить порядок в стране, ибо под предлогом борьбы с их угрозой власть буквально громит истинных патриотов Казахстана, прогрессивно-позитивную часть республики.
Евразийство
Евразийская идея — это естественный синтез культур русского и тюркского народов с прекрасной перспективой объединения вокруг России всех народов бывшей Российской империи, а также некоторых стран постсоветского пространства.
Здесь, во избежание разночтений, надо сделать оговорку.
Евразийская идея явилась плодом русских мыслителей начала ХХ века, но основу этого удивительно демократического проекта, до которого западным доктринам расти и расти, заложили тюрки Золотой Орды и лично Железный Хромец — амир Тимур (Тамерлан). Стало быть, говоря о евразийской идее как о концепции и бессрочном геополитическом проекте, мы, российские мусульмане Кавказа, Поволжья, Крыма, Урала и Сибири, а также мусульмане Казахстана и Средней Азии, говорим о своей родной идее, пусть и преломленной по воле Всевышнего через вдохновение русских мыслителей.
Дело в том, что евразийская идея возникла в русской эмиграции, то есть в умах русских мыслителей, оказавшихся на сытно-чопорном Западе и воочию увидевшие, сколь велика ментальная пропасть между русскими и европейцами. Обыкновенная ностальгия по Родине и мысли о народе обратили взоры таких русских мыслителей, как Николай Трубецкой, Петр Савицкий, Георгий Флоровский, Петр Сувчинский и мн. др., на исторические закономерности. Так, через наследие славянофилов, они дошли до Золотой Орды, осознали синтез русской культуры и ментальности с тюркской культурой и ментальностью. Этим объяснялось многое из того, что в принципе не приемлемо русским из западного образа жизни. А говоря о западной политике, русские евразийцы, как ранее славянофилы, не нашли места русской государственности. При всей своей хваленой демократичности, западные геополитики из века в век вынашивают план по разрыванию России на отдельные немощные княжества/губернии с тем, чтобы единолично владеть природными ресурсами России. Да и идея сведения русских в когорту людей второго сорта, читай — послушных вассалов и рабов, витала в умах европейских геополитиков еще со времен Крестовых походов.
Понимая это и многое, что осталось за бортом данного контекста, казахстанские философы, политологи, интеллектуалы и вообще социально и политически активные казахи негодуют по поводу измены «любимца народа» Назарбаева евразийству. А ведь клялся и божился, что будет ей верен до последнего вздоха.
Актуальность и потенциальность евразийства
Актуализм евразийской идеи в том, что нет другого метода и средства укрепления политико-правового порядка и развития социально-экономических отношений на постсоветском пространстве, кроме евразийской модели геополитики.
Это так потому, что евразийский проект, еще далеко не завершенный как геополитическая доктрина, гармонично объединяет народы России, включая все кавказские народы, автохтонные народы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии. Гармоничность евразийского проекта заключается в том, что он есть и будет политфилософской платформой многополярного мира. А враги евразийства — западные геополитики и их приспешники на постсоветском пространстве — стремятся под лживыми лозунгами своей оборотнической демократии установить господство США во всем мире.
Отсюда и дилемма перед странами исламского мира: или подпасть в рабство к Западу до скончания века или в союзе с русскими принудить запад к истинной демократии, которая может быть только при условии многополярного мира.
И, похоже, казахстанские философы эту дилемму понимают лучше кавказских и других мусульман, а потому есть надежда вернуть политическое руководство Республики Казахстан в евразийское лоно.
Правда, остается ряд остроактуальных вопросов, возникающих по форме и сути взаимоотношения мусульманских народов с русским народом. Какое место могут занять в перспективе развития евразийской идеи постсоветские мусульмане в мегаполисах России — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре и т. д.? Ведь широко известны миру факты повальной ксенофобии, орудующих в крупнейших городах России скинхедов, неофашистов и прочих бездуховных националистов.
Все эти и многие прочие проблемы будут легко решаться по мере развития евразийского проекта, ибо он — как геополитический союз Православного Креста и Мусульманского Полумесяца — предполагает активное участие мусульман в политическом руководстве России. Но только с одним существенным условием: в качестве метода политико-правовой работы мусульмане должны использовать не шариатскую субъективность, а конституционную объективность. То есть светскую государственную законодательную базу, удовлетворяющую интересы всех жителей Великого Евразийского Союза (ВЕС).
Подробнее о ВЕС мы расскажем в наших следующих публикациях.
(Продолжение следует).
Магомед СУЛТАНОВ-БАРСОВ.