«Культура стоит на платформе сознания,
а не на штыках и силовых решениях».
Гарун Курбанов, доктор философских наук,
общественный и государственный деятель.
Общая ситуация
Акт вандализма в буддийском храме г. Элисты, как свидетельствует большое количество сообщений в социальных сетях Интернета, уже отразился на взаимоотношениях жителей двух соседних республик — Дагестана и Калмыкии. Они и раньше были далеки от идеального, а теперь в связи с прецедентом — извинениями руководителей Дагестана, якобы свидетельствующем о слабости дагестанцев, калмыкские националисты активизируются, а субъекты экономических интересов этой республики не преминут ими воспользоваться.
Сотрудники полиции на дорогах Калмыкии и раньше чинили всевозможные препятствия дагестанским водителям, провоцировали на грубость, используя придирки, выдуманные причины и матерную брань. Были и массовые драки между калмыками и проживающими там дагестанцами, спровоцированные большей частью первыми. Закидывали мусульманские молельные дома (маленькие мечети) булыжниками, подбрасывали свиную голову, а в июле 2014 сожгли единственную мечеть в Элисте.
Председатель Духовного управления мусульман Калмыкии Султанахмед Каралаев неоднократно выражал свою обеспокоенность в связи с актами агрессий против мусульман Калмыкии, занятых в этой республике главным образом в сфере животноводства. И, что важно здесь подчеркнуть, виновные в актах вандализма и прямой агрессии против мечетей в Калмыкии не были найдены, а безнаказанность, как известно, порождает новые преступления и акты агрессии.
Причина и следствие элистинского инцидента
Кощунство Саида Османова в буддийском храме города Элисты имеет признаки экстремизма. И хотя на данный момент нет никаких оснований утверждать, что горе-спортсмен из Дагестана является экстремистом, его поступок нельзя объяснить ничем иным, кроме как следствием экстремистской пропаганды.
Дело в том, что экстремисты, выступающие под лозунгами ислама, упрощают вероучения ислама до степени анархизма, скрытно проводя линию структурирования наивных молодых мусульман в группировки по образцам разбойничьих шаек. И так же, как среди разбойников (уголовников всех мастей), мотивированных на силовое присвоение чужих материальных ценностей, в экстремистских кругах пользуются успехом простейшие понятия и суждения о религии и отношениях мусульман к обществу, иноверцам и, прежде всего, к тем мусульманам, которые не приемлют их идеологию.
В самом деле, куда легче вбить в головы наивных мусульман, что только в исламе наличествует вся полнота истины и вытекающая из истины власть над миром, которую, согласно их идеологии, Аллах дал мусульманам. В этом моменте надо знать, что экстремисты казуистическим (хитрым, ловкаческим, софистическим) методом подменяют вероучения ислама — их псевдорелигиозной идеологией. Чтобы обладать нормальными (референтными) знаниями об исламе, его надо изучать в медресе и вузах, в том числе академических, а экстремистская идеология легко усваивается по Интернету и личных бесед с экстремистами. И никакого интеллектуального усилия для этого не требуется.
Нет сомнения в том, что виновник инцидента в буддийском храме рассчитывал на поощрение со стороны мусульман, иначе он не выложил бы в Интернет улику против себя. Ведь калмыкские исламофобы, неоднократно совершавшие акции агрессии против мечетей и мусульман, не оставляли на месте преступления свои визитные карточки, а быстренько исчезали в неизвестном направлении.
Следовательно, в лице горе-спортсмена из Дагестана мы имеем наивного молодого человека, который нуждается не в уголовном наказании, а в психологической и профилактической помощи. Если следствие по уголовному делу, возбужденному по факту вандализма, будет доведено до суда и суд примет обвинительное заключение, считайте, что экстремисты своей цели достигли. Принесенные им и его отцом публичные извинения вкупе с позицией руководства Республики Дагестан являются достаточными основаниями для прекращения уголовного дела против Саида Османова. И нет сомнения, что в случае позитивного исхода данного инцидента полученный горе-спортсменом урок послужит хорошим поучительным примером для тысячи молодых людей и не только в Дагестане, но и в других регионах нашего великого Отечества.
Руководители двух соседних братских республик
В результате оперативного вмешательства дагестанского руководства, предпринявшего согласованные действия с руководством Калмыкии, данный инцидент удалось локализовать, как говорится, на корню. Но надолго ли?
Решениями и декларациями общественное напряжение, а тем более имеющее глубокие психосоциальные и религиозные корни, нельзя снять по определению. Синдром массового психоза не воспринимает ни мудрых речей ученых, ни политико-правовых установок руководителей и чиновников, и даже религиозно-духовные авторитеты бессильны перед ним. Здесь необходимо заблаговременно проводить адресную работу по совершенствованию общественного сознания. Причем на постоянной профессиональной основе, ибо подобные и более сложные инциденты могут вспыхивать снова и снова не только в Калмыкии, но и в других регионах страны, как это уже не раз бывало, в том числе на бытовой почве.
Резюмируя выше сказанное, следует добавить, что в борьбе с экстремистскими проявлениями в Республике Дагестан, имеющей колоссальный опыт силовой и оперативной борьбы с терроризмом, с парадоксальной досадностью не используется философия. А без философии — как методологии легитимных побед — преодолеть порок паллиатива, этакой половинчатости результатов, невозможно по определении. По этой и по ряду других причин, оставшихся за бортом настоящего текста, мы, группа дагестанских философов, занятая возрождением славных традиций арабо-мусульманского перипатетизма, выражаем надежду, что руководство РД наконец-то обратит внимание на философию и найдет возможности и средства использовать наши знания и опыт в деле совершенствования общественных форм сознания дагестанцев.
Магомед СУЛТАНОВ-БАРСОВ.