Как внести вклад в решение «мусорного» вопроса?

Для большинства людей не секрет, что «мусорный» вопрос стоит в России остро – со свалками, сжимающими в кольцо наши города и поселения, с вездесущими несанкционированными помойками.

 

 

Мы все чаще слышим от активистов, и от чиновников про раздельный сбор отходов и переработку (и иногда даже видим).В этой статье мы хотим поговорить не только о реальных масштабах проблемы, об изменениях в российском законодательстве об отходах и о том, что в связи с этим меняется для нас с вами. Но самое главное – о том, что мы можем сами делать на разных уровнях, чтобы мусорная проблема в нашей стране начала решаться и желательно – цивилизованно.


                  Как обстоят дела с мусором в России?


В августе 2016 года заместитель руководителя Росприроднадзора сообщил о том, что в 2014-2015 годах в России наблюдался прогрессирующий рост образования несанкционированных свалок и таких мест всего за 5 лет выявлено свыше 170 тысяч. По данным Росприроднадзора в России ежегодно образуется более 5 млрд тонн отходов производства и потребления. В госдокладе «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации за 2014 год» говорится, что количество ТКО (твердых коммунальных отходов) составляет 57 миллионов тонн только за 2014 год. По информации Росприроднадзора, практически весь этот мусор в дальнейшем размещается на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках, и только 4-5% вовлекается во вторичную переработку.

«Низкий уровень переработки – проблема не только окружающей среды, из оборота выводится ценное сырье и материалы. В отходах содержатся, например, железо, медь, свинец, олово, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко оказывается почти как в природном сырье» - говорится в проекте стратегии развития промышленности по переработке и утилизации отходов до 2030 г., которую готовит Минпромторг. «Развитию переработки мешает в первую очередь отсутствие раздельного сбора мусора и низкий уровень технологии сортировки на предприятиях – в основном вручную».


                           Что происходит в мире?


Если совсем кратко, то все больше стран развивают раздельный сбор отходов и переработку отходов как приоритетный способ управления отходами. Переработка позволяет снижать загрязнение воды, воздуха, сокращать не только объем отходов, которые попадают на свалки, но и количество промышленных отходов – ведь нужно меньше добывать ресурсов для создания новых товаров. Таким образом, сберегаются и бесценные природные ресурсы, что невозможно, например, при мусоросжигании.


Для Евросоюза переработка – это основа системы управления отходами. Например, в Австрии, Германии, Швейцарии уровень переработки превышает 50-60%. В свежем обзоре McKinsey «Управление отходами на рынках с переходной экономикой»говорится о том, что «прочно закрепившись в Европе, программу по контролю продукции получают все большее распространение по всему миру, включая развивающиеся рынки и рынки с переходной экономикой; к числу таких программ, например, относятся программы по переработке электронных отходов в Китае, пластиковой упаковки в Тунисе и различных видов отходов в Бразилии».

 

                                Что меняется в России?


В нашей стране тоже происходят изменения, в том числе, благодаря общественному запросу.Так, в конце 2014 года была принята новая редакция федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с серьезными изменениями, которые постепенно вступают в силу.


Если говорить о стратегии, то закон определяет приоритет максимального использования исходных сырья и материалов и вторичной переработки - или утилизации отходов - перед мусоросжиганием или обезвреживанием (п. 2 ст.3). Уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот декларируется в качестве одного из основных принципов экономического регулирования в области обращения с отходами (ст. 21). На практике данный принцип может быть реализован через развитие раздельного сбора и вторичной переработки отходов.


С 1 января 2017 г. законом запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Минприроды сформировало перечень из десяти групп отходов, запрет на захоронение которых предлагается вводить в несколько этапов в период с 2017 по 2024 годы – познакомиться с перечнем можно здесь. Запрет на захоронение стекла и пластика могут ввести даже раньше, уже с 2017 года.


По принятым правительством нормативам с 2017 года должно перерабатываться 20% картона и бумаги, 20% шин и покрышек, 30% металлической тары, 15% отходов нефтепродуктов и аккумуляторов, 10% стекла, бутылок из пластмассы и отходов типографий и 5% электроники. С каждым годом эта доля должна увеличиваться.
Конечно, все это пока на бумаге, мы знаем, что правоприменение далеко не всегда соответствует букве закона. Так, согласно новой редакции закона «Об отходах» в каждом регионе властями выбираются региональные операторы (компании, которые должны быть выбраны по конкурсу и отвечать на уровне региона за управление отходами) и до 26 сентября должны были быть утверждены территориальные схемы и региональные программы обращения с отходами. Однако к концу сентября только 48 террсхем были согласованы, а ряд регионов только приступали к их разработке. В то же время, в начале октября Минстрой России предложил внести в законодательстворяд изменений, развивающих систему переработки отходов. В числе предлагаемых новелл - включение в перечень расходов регионального оператора сортировку твердых коммунальных отходов (ТКО).

 

Стоит осознавать, что реальное внедрение раздельного сбора требует больших усилий и кооперации от всех – власти, бизнеса, нас с вами, но если говорить о долгосрочной пользе, то эти усилия оправданы.
Есть еще одна сторона – постоянно происходит лоббирование строительства мусоросжигательных заводов. О негативных последствиях мусоросжигания (экологических и экономических) доступно объясняется в разработанных Гринпис России рекомендациях по разработке региональных программ и террсхем.

 

 

Например, Минэкономразвития в письме №31143-НП/ДО7 от 30 октября 2015г. в адрес Минэнерго, отмечает, что «сжигание твердых коммунальных отходов в условиях отсутствия системы раздельного сбора приводит к большему загрязнению окружающей среды по сравнению с размещением отходов на полигонах» и что «в настоящее время в Российской Федерации существуют отечественные производители оборудования по переработке отходов и реализуются проекты, превосходящие по экономической эффективности и экологической безопасности проекты по термическому обезвреживанию отходов». Дороговизна полученной электроэнергии приведет к росту и этих тарифов для конечного пользователя – то есть для нас с вами.


Есть и позитивные новости – например, по сообщению Минстроя, 8 регионов планируют принять региональные постановления по введению раздельного сбора (в Республике Алтай, Липецкой, Нижегородской, Белгородской, Волгоградской, Томской и Кировской областях, Республике Татарстан). Есть города, где раздельный сбор уже активно развивается - где-то пока на уровне эксперимента, где-то более полномасштабно и системно. Среди таких городов - Оренбург, Саранск, Псков, Ярославль, Тверь, Тюмень, Челябинск, Ростов-на-Дону и другие, появляются новые. Больше узнать об опыте раздельного сбора в разных городах можно на сайте движения «РазДельный сбор». В отдельных регионах строятся новые мусоросортировочные и перерабатывающие предприятия.


Из других новшеств – закон ввел расширенную ответственность производителя (ответственность производителя товаров за утилизацию отходов от их использования, то есть упаковки), которую производитель может реализовать либо через создание инфраструктуры для сбора и утилизации отходов или работу с подрядчиками, либо через уплату экологического сбора.

А также с 1 января 2017 года в наших с вами платежках вместо графы "Сбор и вывоз отходов" появится новый коммунальный платеж. Его размер определят власти субъектов РФ. Есть потенциальная возможность, что возможно платеж будет ниже, если отходы сортируются, однако пока нет никакой ясности в этом вопросе.
Как нам с вами в связи с этими изменениями влиять на то, чтобы в наших городах заработала система цивилизованного обращения с отходами, мы сейчас и поговорим.

                           Что можно делать на уровне региона?


Как мы писали, региональные власти разработали или разрабатывают региональные программы и территориальные схемы обращения с отходами, которые определят, что и как будет происходить с мусором в вашем регионе – будет ли опасное мусоросжигание в качестве приоритета или в ваших дворах появится раздельный сбор отходов.


Вы можете отслеживать публикацию этих документов на сайте администрации вашего региона или сделать запрос об их предоставлении.
Если схема в вашем регионе еще не разработана или находится в процессе разработки, вы можете отправить обращение главе региона c требованием, чтобы в террсхеме и региональной программе был отдан приоритет развитию раздельного сбора и вторичной переработке, а не строительству мусоросжигательных заводов. Вы можете сделать это с помощью сайта Гринпис России, где есть типовое обращение, либо написать собственное.


Если проект террсхемы разработан и отправлен на утверждение в Росприроднадзор, но проект вас не устраивает, Вы можете направить в ведомство обращение об этом. Например, после публикации проекта террсхемы обращения с отходами в Московской области наше движение отправило обращение в Росприроднадзор с требованием отправить ее на доработку в связи с наличием в проекте данной схемы планов строительства 4-х мусоросжигательных заводов. А также с призывом включить в террсхему в качестве приоритета развитие эффективно действующей и прозрачной системы раздельного сбора отходов и вторичной переработки.
Вы можете в других формах активно взаимодействовать с вашими местными властями и региональным оператором после его определения по конкурсу по поводу того, как важно развивать раздельный сбор и переработку отходов. Хорошо, если вы объединитесь с жителями вашего двора, района, города, чтобы создавать коллективный общественный спрос.


Если же в вашем городе или районе уже налажен раздельный сбор, вы можете сотрудничать с компаниями и властями, заниматься просвещением и вовлекать людей в сортировку отходов дома, т.к. по опыту без просветительской работы и добровольного участия людей в этом процессе раздельный сбор не станет эффективным.


Если речь идет о Москве, то тут отдельная ситуация. С 2012 по 2015гг в Москве с 5 частными компаниями были заключены госконтракты (по количеству административных округов), по которым они обязаны обеспечивать прием раздельно собранных отходов. При этом мобильные и стационарные пункты сбора таких отходов в 2016 году должны, согласно контрактам, охватить до 100% населения округа. Общие суммы контрактов составляют почти 150 млрд рублей. Данные компании и являются региональными операторами согласно новой версии закона. Если Вы живете в Москве, из данной публикации на сайте движения ЭКА Вы можете узнать, какая компания получила госконтракт в вашем округе, на сайте компании посмотреть адреса пунктов приема (мобильных и стационарных), а также добиваться удобного стационарного пункта вместо неудобных мобильных с помощью разработанного нашим юристом шаблона обращения.


                    Что можно делать на персональном уровне?


Вы можете начать собирать раздельно один или несколько видов отходов (фракций) у себя дома или в офисе и сдавать их во вторичную переработку.
Многие начинают с бумаги и потом добавляют другие фракции: пластик, стекло, алюминий и т.д.


Вы можете поискать пункты приема вторсырья на карте, созданной Гринпис России и пополняемой активистами и волонтерами по адресу http://recyclemap.ru/. Если вашего города нет на карте, наберите в поиске в интернете «прием вторсырья + название своего города» (после проверки информации Вы можете нанести ее на упомянутую онлайн-карту). В России появляется все больше компаний - заготовителей вторсырья, и мы надеемся, что Вы найдете такую компанию в вашем населенном пункте.


Узнайте у компании, какие именно виды вторсырья она принимает (особенно про пластик, которого существует несколько видов и не все из них приниматься в переработку именно этим пунктом приема).Узнать, что разделять, с чего начать и много другой практичной информации можно на сайте движения «РазДельный сбор» в Москве.


Вам не понадобится 10 ведер для разных видов вторсырья (как многие представляют), сейчас в мире в основном переходят на двухпоточную систему – когда разделяется то, что перерабатывается (тара, упаковка и т.д.) и то, что не перерабатывается (в основном, пищевые отходы, хотя есть страны, достигшие высокого уровня переработки органических отходов).


КПД вторичной переработки в этом случае гораздо выше, чем если вторсырье смешивается с мусором, в этом случае большая часть уже не подлежит переработке. После этого компания, принимающая и забирающая вторсырье, все равно досортировывает отходы (в частности, пластик – на разные виды) и только после этого отправляет разные виды вторсырья на переработку на разные предприятия.
Вы также можете добиваться от своей управляющей компании установки контейнера для опасных отходов (ртутных ламп, батареек), которые ни в коем случае нельзя выбрасывать в общий мусор. Узнать законодательные аспекты и скачать шаблон юриста для обращения в управляющую компанию Вы можете на этой странице.


                                Вовлечение сообщества


Вы можете помогать различным общественным движениям и инициативным группам, которые работают с темой РСО: движение «РазДельный сбор» и движение «Мусора.Больше.Нет», действующие в разных городах, Центр экономии ресурсов, а также многочисленные региональные движения и группы. Участие может быть в разных форматах – от распространения просветительской информации до организации мобильных пунктов приема вторсырья и системной работы над продвижением раздельного сбора отходов.


Например, у нашего движения ЭКА есть методические инструкции по простым и увлекательным акциям, связанным с решением мусорной проблемы, которые можно организовать без особых затрат.


Я верю, что многие позитивные изменения в нашей стране, в том числе, прозрачная и работающая система раздельного сбора отходов и решение «мусорного» вопроса, наступают в том числе благодаря настойчивости активных людей и общественных организаций, которые становятся движущей силой и примером для других.
Ps Про мифы вокруг раздельного сбора


Есть ряд мифов про раздельный сбор отходов, которые останавливают людей от участия в раздельном сборе отходов, расскажем кратко про самые стойкие из них.

 

                           А все равно негде перерабатывать?


Это большой миф: все перерабатывающие предприятия, с которыми мы знакомы и общались, в голос говорят о том, что у них не хватает вторсырья и перерабатывающие линии недозагружены.


Основной вызов - это недостающее звено между нами (того самого источника образования бытовых отходов) и перерабатывающим предприятием. Этим звеном являются пункты приема вторсырья, контейнеры во дворах и компании-приемщики вторсырья, которые досортировывают отходы, прессуют их по разным видам и отправляют на соответствующие предприятия-переработчики.


                 Все равно приедет один мусоровоз и все вывезет на свалку


Здесь есть нюансы. Если контейнеры установила частная компания (или у нее есть пункты приема), ей нет никакого смысла и коммерческой выгоды отсортированные отходы отвозить на свалку, т.к. она продает вторсырье на перерабатывающие предприятие и в этом и состоит ее бизнес. Если это специальная машина, которая вынимает вторичное сырье и увозит (но при этом в эту же машину не складывается общий, смешанный мусор), это вполне нормально, т.к. если это одна компания, то она не может послать 3-4 разных машины – одна машина забирает все вторсырье и отвозит на досортировку.


Однако могут быть недобросовестные исполнители экспериментов, которым «спустили сверху» указание и реально цепочка от источника до переработчика не налажена. Поэтому важно проявлять активную гражданскую позицию и требовать у местного Департамента ЖКХ или компании-подрядчика предоставления прозрачной информации, на какое предприятие поступают отходы для переработки, с кем для этого заключен договор (а также контактную информацию, чтобы проверить). И предлагать эту информацию разместить на контейнерах, чтобы она была доступной всем гражданам.


Татьяна Честина, руководитель движения ЭКА, управляющий партнер зеленого агентства «Велес», эксперт Общероссийского гражданского форума

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить