Для большинства людей не секрет, что «мусорный» вопрос стоит в России остро – со свалками, сжимающими в кольцо наши города и поселения, с вездесущими несанкционированными помойками.
Мы все чаще слышим от активистов, и от чиновников про раздельный сбор отходов и переработку (и иногда даже видим).В этой статье мы хотим поговорить не только о реальных масштабах проблемы, об изменениях в российском законодательстве об отходах и о том, что в связи с этим меняется для нас с вами. Но самое главное – о том, что мы можем сами делать на разных уровнях, чтобы мусорная проблема в нашей стране начала решаться и желательно – цивилизованно.
Как обстоят дела с мусором в России?
В августе 2016 года заместитель руководителя Росприроднадзора сообщил о том, что в 2014-2015 годах в России наблюдался прогрессирующий рост образования несанкционированных свалок и таких мест всего за 5 лет выявлено свыше 170 тысяч. По данным Росприроднадзора в России ежегодно образуется более 5 млрд тонн отходов производства и потребления. В госдокладе «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации за 2014 год» говорится, что количество ТКО (твердых коммунальных отходов) составляет 57 миллионов тонн только за 2014 год. По информации Росприроднадзора, практически весь этот мусор в дальнейшем размещается на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках, и только 4-5% вовлекается во вторичную переработку.
«Низкий уровень переработки – проблема не только окружающей среды, из оборота выводится ценное сырье и материалы. В отходах содержатся, например, железо, медь, свинец, олово, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко оказывается почти как в природном сырье» - говорится в проекте стратегии развития промышленности по переработке и утилизации отходов до 2030 г., которую готовит Минпромторг. «Развитию переработки мешает в первую очередь отсутствие раздельного сбора мусора и низкий уровень технологии сортировки на предприятиях – в основном вручную».
Что происходит в мире?
Если совсем кратко, то все больше стран развивают раздельный сбор отходов и переработку отходов как приоритетный способ управления отходами. Переработка позволяет снижать загрязнение воды, воздуха, сокращать не только объем отходов, которые попадают на свалки, но и количество промышленных отходов – ведь нужно меньше добывать ресурсов для создания новых товаров. Таким образом, сберегаются и бесценные природные ресурсы, что невозможно, например, при мусоросжигании.
Для Евросоюза переработка – это основа системы управления отходами. Например, в Австрии, Германии, Швейцарии уровень переработки превышает 50-60%. В свежем обзоре McKinsey «Управление отходами на рынках с переходной экономикой»говорится о том, что «прочно закрепившись в Европе, программу по контролю продукции получают все большее распространение по всему миру, включая развивающиеся рынки и рынки с переходной экономикой; к числу таких программ, например, относятся программы по переработке электронных отходов в Китае, пластиковой упаковки в Тунисе и различных видов отходов в Бразилии».
Что меняется в России?
В нашей стране тоже происходят изменения, в том числе, благодаря общественному запросу.Так, в конце 2014 года была принята новая редакция федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с серьезными изменениями, которые постепенно вступают в силу.
Если говорить о стратегии, то закон определяет приоритет максимального использования исходных сырья и материалов и вторичной переработки - или утилизации отходов - перед мусоросжиганием или обезвреживанием (п. 2 ст.3). Уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот декларируется в качестве одного из основных принципов экономического регулирования в области обращения с отходами (ст. 21). На практике данный принцип может быть реализован через развитие раздельного сбора и вторичной переработки отходов.
С 1 января 2017 г. законом запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Минприроды сформировало перечень из десяти групп отходов, запрет на захоронение которых предлагается вводить в несколько этапов в период с 2017 по 2024 годы – познакомиться с перечнем можно здесь. Запрет на захоронение стекла и пластика могут ввести даже раньше, уже с 2017 года.
По принятым правительством нормативам с 2017 года должно перерабатываться 20% картона и бумаги, 20% шин и покрышек, 30% металлической тары, 15% отходов нефтепродуктов и аккумуляторов, 10% стекла, бутылок из пластмассы и отходов типографий и 5% электроники. С каждым годом эта доля должна увеличиваться.
Конечно, все это пока на бумаге, мы знаем, что правоприменение далеко не всегда соответствует букве закона. Так, согласно новой редакции закона «Об отходах» в каждом регионе властями выбираются региональные операторы (компании, которые должны быть выбраны по конкурсу и отвечать на уровне региона за управление отходами) и до 26 сентября должны были быть утверждены территориальные схемы и региональные программы обращения с отходами. Однако к концу сентября только 48 террсхем были согласованы, а ряд регионов только приступали к их разработке. В то же время, в начале октября Минстрой России предложил внести в законодательстворяд изменений, развивающих систему переработки отходов. В числе предлагаемых новелл - включение в перечень расходов регионального оператора сортировку твердых коммунальных отходов (ТКО).
Стоит осознавать, что реальное внедрение раздельного сбора требует больших усилий и кооперации от всех – власти, бизнеса, нас с вами, но если говорить о долгосрочной пользе, то эти усилия оправданы.
Есть еще одна сторона – постоянно происходит лоббирование строительства мусоросжигательных заводов. О негативных последствиях мусоросжигания (экологических и экономических) доступно объясняется в разработанных Гринпис России рекомендациях по разработке региональных программ и террсхем.
Например, Минэкономразвития в письме №31143-НП/ДО7 от 30 октября 2015г. в адрес Минэнерго, отмечает, что «сжигание твердых коммунальных отходов в условиях отсутствия системы раздельного сбора приводит к большему загрязнению окружающей среды по сравнению с размещением отходов на полигонах» и что «в настоящее время в Российской Федерации существуют отечественные производители оборудования по переработке отходов и реализуются проекты, превосходящие по экономической эффективности и экологической безопасности проекты по термическому обезвреживанию отходов». Дороговизна полученной электроэнергии приведет к росту и этих тарифов для конечного пользователя – то есть для нас с вами.
Есть и позитивные новости – например, по сообщению Минстроя, 8 регионов планируют принять региональные постановления по введению раздельного сбора (в Республике Алтай, Липецкой, Нижегородской, Белгородской, Волгоградской, Томской и Кировской областях, Республике Татарстан). Есть города, где раздельный сбор уже активно развивается - где-то пока на уровне эксперимента, где-то более полномасштабно и системно. Среди таких городов - Оренбург, Саранск, Псков, Ярославль, Тверь, Тюмень, Челябинск, Ростов-на-Дону и другие, появляются новые. Больше узнать об опыте раздельного сбора в разных городах можно на сайте движения «РазДельный сбор». В отдельных регионах строятся новые мусоросортировочные и перерабатывающие предприятия.
Из других новшеств – закон ввел расширенную ответственность производителя (ответственность производителя товаров за утилизацию отходов от их использования, то есть упаковки), которую производитель может реализовать либо через создание инфраструктуры для сбора и утилизации отходов или работу с подрядчиками, либо через уплату экологического сбора.
А также с 1 января 2017 года в наших с вами платежках вместо графы "Сбор и вывоз отходов" появится новый коммунальный платеж. Его размер определят власти субъектов РФ. Есть потенциальная возможность, что возможно платеж будет ниже, если отходы сортируются, однако пока нет никакой ясности в этом вопросе.
Как нам с вами в связи с этими изменениями влиять на то, чтобы в наших городах заработала система цивилизованного обращения с отходами, мы сейчас и поговорим.
Что можно делать на уровне региона?
Как мы писали, региональные власти разработали или разрабатывают региональные программы и территориальные схемы обращения с отходами, которые определят, что и как будет происходить с мусором в вашем регионе – будет ли опасное мусоросжигание в качестве приоритета или в ваших дворах появится раздельный сбор отходов.
Вы можете отслеживать публикацию этих документов на сайте администрации вашего региона или сделать запрос об их предоставлении.
Если схема в вашем регионе еще не разработана или находится в процессе разработки, вы можете отправить обращение главе региона c требованием, чтобы в террсхеме и региональной программе был отдан приоритет развитию раздельного сбора и вторичной переработке, а не строительству мусоросжигательных заводов. Вы можете сделать это с помощью сайта Гринпис России, где есть типовое обращение, либо написать собственное.
Если проект террсхемы разработан и отправлен на утверждение в Росприроднадзор, но проект вас не устраивает, Вы можете направить в ведомство обращение об этом. Например, после публикации проекта террсхемы обращения с отходами в Московской области наше движение отправило обращение в Росприроднадзор с требованием отправить ее на доработку в связи с наличием в проекте данной схемы планов строительства 4-х мусоросжигательных заводов. А также с призывом включить в террсхему в качестве приоритета развитие эффективно действующей и прозрачной системы раздельного сбора отходов и вторичной переработки.
Вы можете в других формах активно взаимодействовать с вашими местными властями и региональным оператором после его определения по конкурсу по поводу того, как важно развивать раздельный сбор и переработку отходов. Хорошо, если вы объединитесь с жителями вашего двора, района, города, чтобы создавать коллективный общественный спрос.
Если же в вашем городе или районе уже налажен раздельный сбор, вы можете сотрудничать с компаниями и властями, заниматься просвещением и вовлекать людей в сортировку отходов дома, т.к. по опыту без просветительской работы и добровольного участия людей в этом процессе раздельный сбор не станет эффективным.
Если речь идет о Москве, то тут отдельная ситуация. С 2012 по 2015гг в Москве с 5 частными компаниями были заключены госконтракты (по количеству административных округов), по которым они обязаны обеспечивать прием раздельно собранных отходов. При этом мобильные и стационарные пункты сбора таких отходов в 2016 году должны, согласно контрактам, охватить до 100% населения округа. Общие суммы контрактов составляют почти 150 млрд рублей. Данные компании и являются региональными операторами согласно новой версии закона. Если Вы живете в Москве, из данной публикации на сайте движения ЭКА Вы можете узнать, какая компания получила госконтракт в вашем округе, на сайте компании посмотреть адреса пунктов приема (мобильных и стационарных), а также добиваться удобного стационарного пункта вместо неудобных мобильных с помощью разработанного нашим юристом шаблона обращения.
Что можно делать на персональном уровне?
Вы можете начать собирать раздельно один или несколько видов отходов (фракций) у себя дома или в офисе и сдавать их во вторичную переработку.
Многие начинают с бумаги и потом добавляют другие фракции: пластик, стекло, алюминий и т.д.
Вы можете поискать пункты приема вторсырья на карте, созданной Гринпис России и пополняемой активистами и волонтерами по адресу http://recyclemap.ru/. Если вашего города нет на карте, наберите в поиске в интернете «прием вторсырья + название своего города» (после проверки информации Вы можете нанести ее на упомянутую онлайн-карту). В России появляется все больше компаний - заготовителей вторсырья, и мы надеемся, что Вы найдете такую компанию в вашем населенном пункте.
Узнайте у компании, какие именно виды вторсырья она принимает (особенно про пластик, которого существует несколько видов и не все из них приниматься в переработку именно этим пунктом приема).Узнать, что разделять, с чего начать и много другой практичной информации можно на сайте движения «РазДельный сбор» в Москве.
Вам не понадобится 10 ведер для разных видов вторсырья (как многие представляют), сейчас в мире в основном переходят на двухпоточную систему – когда разделяется то, что перерабатывается (тара, упаковка и т.д.) и то, что не перерабатывается (в основном, пищевые отходы, хотя есть страны, достигшие высокого уровня переработки органических отходов).
КПД вторичной переработки в этом случае гораздо выше, чем если вторсырье смешивается с мусором, в этом случае большая часть уже не подлежит переработке. После этого компания, принимающая и забирающая вторсырье, все равно досортировывает отходы (в частности, пластик – на разные виды) и только после этого отправляет разные виды вторсырья на переработку на разные предприятия.
Вы также можете добиваться от своей управляющей компании установки контейнера для опасных отходов (ртутных ламп, батареек), которые ни в коем случае нельзя выбрасывать в общий мусор. Узнать законодательные аспекты и скачать шаблон юриста для обращения в управляющую компанию Вы можете на этой странице.
Вовлечение сообщества
Вы можете помогать различным общественным движениям и инициативным группам, которые работают с темой РСО: движение «РазДельный сбор» и движение «Мусора.Больше.Нет», действующие в разных городах, Центр экономии ресурсов, а также многочисленные региональные движения и группы. Участие может быть в разных форматах – от распространения просветительской информации до организации мобильных пунктов приема вторсырья и системной работы над продвижением раздельного сбора отходов.
Например, у нашего движения ЭКА есть методические инструкции по простым и увлекательным акциям, связанным с решением мусорной проблемы, которые можно организовать без особых затрат.
Я верю, что многие позитивные изменения в нашей стране, в том числе, прозрачная и работающая система раздельного сбора отходов и решение «мусорного» вопроса, наступают в том числе благодаря настойчивости активных людей и общественных организаций, которые становятся движущей силой и примером для других.
Ps Про мифы вокруг раздельного сбора
Есть ряд мифов про раздельный сбор отходов, которые останавливают людей от участия в раздельном сборе отходов, расскажем кратко про самые стойкие из них.
А все равно негде перерабатывать?
Это большой миф: все перерабатывающие предприятия, с которыми мы знакомы и общались, в голос говорят о том, что у них не хватает вторсырья и перерабатывающие линии недозагружены.
Основной вызов - это недостающее звено между нами (того самого источника образования бытовых отходов) и перерабатывающим предприятием. Этим звеном являются пункты приема вторсырья, контейнеры во дворах и компании-приемщики вторсырья, которые досортировывают отходы, прессуют их по разным видам и отправляют на соответствующие предприятия-переработчики.
Все равно приедет один мусоровоз и все вывезет на свалку
Здесь есть нюансы. Если контейнеры установила частная компания (или у нее есть пункты приема), ей нет никакого смысла и коммерческой выгоды отсортированные отходы отвозить на свалку, т.к. она продает вторсырье на перерабатывающие предприятие и в этом и состоит ее бизнес. Если это специальная машина, которая вынимает вторичное сырье и увозит (но при этом в эту же машину не складывается общий, смешанный мусор), это вполне нормально, т.к. если это одна компания, то она не может послать 3-4 разных машины – одна машина забирает все вторсырье и отвозит на досортировку.
Однако могут быть недобросовестные исполнители экспериментов, которым «спустили сверху» указание и реально цепочка от источника до переработчика не налажена. Поэтому важно проявлять активную гражданскую позицию и требовать у местного Департамента ЖКХ или компании-подрядчика предоставления прозрачной информации, на какое предприятие поступают отходы для переработки, с кем для этого заключен договор (а также контактную информацию, чтобы проверить). И предлагать эту информацию разместить на контейнерах, чтобы она была доступной всем гражданам.
Татьяна Честина, руководитель движения ЭКА, управляющий партнер зеленого агентства «Велес», эксперт Общероссийского гражданского форума