На днях в Сочи завершился российский инвестиционный форум «Сочи-2017». В этом году он собрал более четырёх тысяч участников, включая десять министров, 12 губернаторов и представителей 600 компаний. И в таком представительном собрании прозвучали очень интересные заявления.
Как сообщают на сайте «Климат России», на форуме вице-премьер РФ Александр Хлопонин, подписавший 22 апреля 2016 г. в Нью-Йорке от лица России Парижское климатическое соглашение, заявил, «что Россия не видит рисков в ратификации Парижского климатического соглашения, нацеленного на снижение выбросов парниковых газов и удержание средней мировой температуры к концу XXI века в пределах 2°C… На сегодняшний день никаких рисков мы не видим (для социально-экономического развития России — прим. «Климат России»). Мы будем в ближайшее время предлагать президенту его ратифицировать».
Очевидно, что Александр Хлопонин сегодня не видит рисков по той простой причине, что доклад, содержащий «Отчет с оценкой социально-экономических последствий ратификации Парижского соглашения» должен быть представлен в Правительство РФ лишь в декабре 2017 г. (согласно «Плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. № 2344-р), http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71432434/)
Также вице-премьер сообщил, что уже в марте правительство выпустит постановление о «зелёном» тарифе для мусоросжигательных заводов. Сегодня данная мера действует для поддержки возобновляемой генерации на основе солнце и ветра. Теперь власти планируют распространить «зеленый» тариф на энергию, которая вырабатывается при сжигании мусора.
Следует обратить внимание, что так называемый «зеленый» тариф для поддержки возобновляемой генерации электроэнергии на основе солнца, ветра и биоэнергетических технологий действует, например, в Германии более 15 лет. Но подобная мера не решила проблему в Германии по существенному сокращению выбросов парниковых газов, а лишь компенсировала рост потребления электроэнергии по отношению к 1990 г.
Безосновательно лоббируя ратификацию Парижского соглашения, Александр Хлопонин как минимум даёт сигнал тем, кто в правительстве будет готовить к декабрю тот самый «Отчет с оценкой…». Ну а наши чиновники умеют читать между строк и ещё лучше –– считать.
Как уже неоднократно констатировалось, риски Парижского соглашения заложены не в декларативном тексте самого соглашения, а в решениях будущих Сторон соглашения, куда спрятаны все будущие риски. И эти решения сегодня также не приняты, и их содержание только разрабатывается. И учитывая более чем 20-летнюю ангажированность членов нашей делегации на переговорах и аналогичное отставание в принятии регулирующих решений на национальном уровне, можно полагать, что решения Конференции Сторон Парижского соглашения, как и ранее в рамках Киотского протокола, будут дискриминационными по отношению к России и её природно-ресурсному потенциалу. Так куда же и почему так торопится Александр Хлопонин с ратификацией Парижского соглашения?..
Обращает на себя внимание, что в процессе лоббирования климатическими алармистами Киотского протокола, а также Парижского климатического соглашения постоянно жонглируются понятия экологии и проблем изменения климата, несмотря на то, что научной основы для подобных выкладок нет (особенно в аспекте антропогенности таких изменений, см. спецвыпуск «ЭкоГрада» (2017. – №2) с материалами конференции «Экологические угрозы и национальная безопасность России»).
Лоббирование зарубежных экологических вбросов не ограничивается капитулянтским Парижским миром. Как сообщали из Сочи, «тему экологии на панельной дискуссии «Зеленая экономика как вектор развития» развил глава правительства РФ Дмитрий Медведев. Он отметил, что ориентация на сохранение окружающей среды уже стала «реально работающей, коммерческой историей», которую государство должно регулировать и развивать. Сделать это, по словам премьер-министра, можно за счет стимулирования внедрения наилучших доступных технологий».
Конечно, стимулировать внедрение более чистых «природоподобных» технологий, как сказал в своём выступлении на Генеральной Ассамблее ООН 28 сентября 2015 года Президент РФ Владимир Путин, целесообразно. Но процесс создания российских справочников наилучших доступных технологий (НДТ) при отсутствии инструмента оценки их экологической эффективности превратился в процедуру подгонки показателей применяемых технологий в целях их включения в справочники НДТ для уклонения предприятиями платы за выбросы вредных веществ.
Но даже и благие намерения премьера Медведева, прозвучавшие на форуме («Думаю, нам вполне по силам (и бизнес это подтверждает) принять все необходимые решения, договориться по ключевым условиям сотрудничества и все-таки перейти к НДТ с 2019 года»), отнесены на 3 года вперёд, не говоря уже о том, что технологическое нормирование по НДТ, предусмотренное 219 законом (Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 21.07.2014 N 219-ФЗ. – Ред.), противоречит 42 статье Конституции РФ («Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»).
Надо полагать, что именно эфемерность введения технологического нормирования по НДТ отразил и спецпредставитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, акцентировавший внимание в Сочи на увеличении платы за выбросы в атмосферу или воду загрязняющих веществ: «В 2016-м ее сбор принес в казну 6 миллиардов рублей. К 2020 году штрафы за нарушение экологии вырастут в четыре раза». По мнению Иванова, увеличение сборов не отразится на экономическом росте: штрафы сбалансированы стимулирующими мерами.
И он прав, если признать, что процесс введения применяющихся технологий в справочник НДТ избавляет предприятия от штрафов за вредные выбросы, на какую бы величину и тариф на штрафы и сами выбросы не увеличились.
На этом фоне примечательно выглядит сообщение замминистра природных ресурсов РФ Мурада Керимова: «В Год экологии одной из основных сфер работы природоохранного ведомства является разработка критериев отбора «зеленых» проектов. Пилотной инициативой станет «Чистая страна», предполагающая возведение 4 мусороперерабатывающих заводов в Подмосковье и одного в Татарстане. Их реализация позволит отработать механизмы контроля и публичной отчетности. Полученные итоги будут служить для комплексного подхода к установлению критериев “зеленых” проектов, мониторингу и контролю за ними. Вместе с тем эти проекты могут стать показателями финансовой обеспеченности зеленых инвестиций».
Название проекта «Чистая страна» не подкреплена применением критерия чистоты, а только является сферой разработки «критериев отбора «зеленых» проектов». Интересно, какие же критерии в итоге будут применяться –– смертность жителей от вредных выбросов или объёмы финансирования проектов?
Представляется, что озабоченность наших чиновников от экологии проблемами переработки отходов вызвана только объёмом «зелёных» инвестиций (цвет инвестиций обусловлен только цветом валюты), а не их чистотой для обеспечения качества окружающей среды для жизни граждан.
И подобные выводы имеют под собой достаточно оснований, если рассматривать два разнонаправленных процесса.
Объём реального производства в России до настоящего времени так и не достиг уровня 1990г. И, судя по всему, руководство страны и не планирует рост производства, ограничивая объёмы выбросов парниковых газов на 25% по отношению к 1990 г. Но при этом объем образующихся отходов увеличился за прошедшее время более чем в 2 раза.
Таким образом, Россия становится переработчиком отходов эксплуатации и утилизации продукции, произведённой в других странах.
Лоббирование Парижского соглашения представителями руководства нашей страны констатирует тот факт, что никто и не собирается развивать производство в России. Об этом достаточно аргументированно изложено в статье Владимира Павленко «Экологический экстремизм и судьба российской энергетики. Кто и зачем разжигает пожар «зеленой» революции?» (https://regnum.ru/news/polit/2245385.html). А вот «калитку» для сброса и использования грязных технологий в России мы 219-ым законом в виде технологического нормирования успешно открыли. Одни будут пилить «зелень», импортируя грязные технологии, а другие будут дышать смрадом от этого пиления. Коррупция, стагнация и регресс –– вот неизбежные спутники всех «цветных» революций, куда «зелёные» входят по праву логики.
Виктор ПОТАПОВ.