История одной фотографии

75 лет назад над Рейхстагом было поднято Знамя Победы — штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии.

Символом этого события стала всемирно известная фотография прославленного военного фотографа ТАСС Евгения Халдея. Однако в ту ночь вместе с бойцами, прорывавшимися на крышу Рейхстага, его не было. Снимок журналист сделал 2 мая. А флаг привёз с собой. И не один.

Прошедший всю войну, Халдей прекрасно отдавал себе отчёт, что рано или поздно этот момент настанет. И к нему надо быть готовым. Завидная нацеленность на один момент, который обречён стать историческим.

Приехав на побывку в Москву, он попросил знакомого портного сшить ему сразу три красных знамени. А ткань, по одной из легенд, он «позаимствовал» в столовой: скатерти на столах оказались подходящего алого цвета. В Берлин Халдей приехал с тремя флагами в вещмешке.

Одно знамя он для кадра поднял на крышу отвоёванного у фашистов аэродрома Темпельхоф. Второе выставил у колесницы возле Бранденбургских ворот. Но лишь третьему флагу суждено было войти в историю. 2 мая Евгений Халдей получил задачу редакции — сделать аналогичный снимок, но на крыше Рейхстага. Никакого кастинга на роль «моделей» не было. Фотограф позвал первых попавшихся бойцов — Алексея Ковалёва, Абдулхакима Исмаилова и Леонида Горичева — и «отстрелял» две кассеты...

 

 

Само Знамя Победы к тому времени уже стояло на вершине купола Рейхстага. Его с борта самолёта По-2 снял фотокорреспондент газеты «Правда» Виктор Тёмин. Эта карточка тоже облетела многие мировые СМИ, но символом победы над гитлеровской Германией всё-таки стала фотография Евгения Халдея.

Автор Telegram-канала @sashakots специально для @rt_russian.

 

 

История одной фотографии - фото 1

 

Официально все учебники по истории Отечества России ХХ века рассказывают о том, что первыми Знамя Победы над Рейхстагом водрузили Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Русский и грузин. Произошло это около 3.00 часов 1 мая 1945 года.

Вот только сам Мелитон Кантария спустя 46 лет, отвечая на вопрос журналиста газеты «Ветеран» (1991 год, № 6 (214), рассказал совсем другую историю.

«30 апреля увидели перед собой Рейхстаг - огромное мрачное здание с грязно-серыми колоннами и куполом на крыше. В Рейхстаг ворвалась первая группа наших разведчиков: В. Провоторов, Г. Булатов. Они укрепили флаг на фронтоне. Флаг тотчас же заметили воины, лежавшие под огнем противника на площади».

МЕЛИТОН КАНТАРИЯ
Мл. сержант Красной Армии,
Герой Советского Союза.

То есть уже 30 апреля знамя над Рейхстагом развевалось. А значит, первое знамя водрузили все же не Егоров и Кантария.

Помимо воспоминаний Кантарии, есть и другие подтверждения этого факта. Разберемся в самых обоснованных.

                                                                        ФАКТЫ ЗНАЮТ ВСЁ

Институт военной истории Министерства обороны Российской Федерации на запрос о том, кто же первым водрузил знамя над Рейхстагом, прислал ответ (19 июня 2005 года, № 247443):

«...в каждой из армий, наступающих на Берлин, готовилось по одному красному знамени для водружения над зданием Рейхстага. В 3-й ударной армии 22 апреля 1945 года было подготовлено 9 таких знамен (по числу входящих в нее дивизий). Красные знамена, флаги и флажки имелись во всех штурмовых группах, которые шли в бой с главной задачей - прорваться в Рейхстаг и установить их на здании. Всего над Рейхстагом было поднято около 40 флагов. В связи с этим, и по ряду других причин, вопрос о том, кто первым совершил этот подвиг, до сих пор остается дискуссионным».

Значит, даже в Минобороны не утверждают, что Егоров и Кантария были первыми, и не исключают, что первым мог быть кто-то другой.

В мае 1945 года было подписано порядка 30 наградных листов на представление к званию Героя Советского Союза именно за водружение над Рейхстагом Знамени Победы. В том числе и на солдат разведгруппы лейтенанта Семена Сорокина, в которую входили старший сержант В. Н. Провоторов (парторг взвода), старший сержант И. Н. Лысенко, рядовые Г. П. Булатов, С. Г. Орешко, П. Д. Брюховецкий, М. А. Пачковский, М. С. Габидуллин, Н. Санкин и П. Долгих.

В таком документе, как «Наградной лист», имеется графа «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуги».

В наградном листе рядового Григория Петровича Булатова так описан его подвиг:

История одной фотографии - фото 2


Документ напечатан на машинке в мае 1945 года и подписан командиром 674-го стрелкового полка подполковником Еходановым.

Этот документ хранится в музее города Слободского - родины Григория Булатова.

30 апреля 1945 года по всесоюзному радио сообщили, что в 14 часов 25 минутнад Рейхстагом было водружено Знамя Победы.

Уже позже это сообщение назовут «не соответствующим действительности», и в историю оно не войдет.

Все мы видели кадры кинохроники, на которых кинооператор Роман Кармен запечатлел, как несколько красноармейцев вбегают в Рейхстаг. В руках одного - знамя. Они забираются наверх и закрепляют флаг. Каждый год 9 мая эти кадры показывают все каналы страны. И говорят о подвиге солдат Красной Армии, называя фамилии Егорова и Кантарии. Но на кадрах кинохроники запечатлены другие люди! Знамя несет красноармеец Григорий Булатов, а рядом с ним лейтенант Семен Сорокин.

Важно, что этот момент был снят постановочно лишь 2 мая. Сам Роман Кармен в телепрограмме от 3 мая 1945 года рассказывает о том, что именно эти люди первыми водрузили знамя:

«... лейтенант Сорокин вместе с рядовым Григорием Булатовым 30 апреля под ураганным огнем немцев взобрались на крышу Рейхстага и водрузили знамя».

 РОМАН КАРМЕН
Советский кинооператор, кинодокументалист, фронтовой оператор, педагог, профессор.

Итак, среди героев съемки Кармена были участники реальных водружений знамен в разных местах Рейхстага: Григорий Булатов, Семен Сорокин, Рахимжан Кошкарбаев, Степан Неустроев (командир группы, в которую входили Егоров и Кантария). Но если первые двое были из одной штурмовой группы, то вторые - из другой. Как такое могло получиться? Ведь не могли люди из разных групп одновременно подняться на купол? Дело в том, что Кармен прибыл к Рейхстагу для съемок 2 мая и спросил: «Кто был первым?». Все указали на молоденького Гришу Булатова. Кармен позвал Булатова для съемок, а вместе с ним пошел его командир Сорокин и еще несколько человек из другой группы.

Кстати, видео, на котором знамя бы водружали Егоров и Кантария, нет вовсе. После войны Берлин был поделен, и часть, где находился Рейхстаг, стала оккупационной зоной Великобритании. Поэтому сделать постановочные кадры после войны уже не смогли. Позже из кинохроники Кармена вырезали все неудобные кадры с портретами Булатова и Сорокина. Момент, как человек устанавливает флаг в флагшток, длится всего секунду. Но и за эту секунду можно разглядеть: в кадре Булатов.

Все фотографии водружения знамени тоже постановочные. Они были сделаны 2 мая и позже. Но на знаменитом фото, сделанном А. Капустянским 2 мая 1945 года, которое называется «Знаменосцы у стен Рейхстага», запечатлены не Егоров и Кантария, а солдаты разведгруппы лейтенанта Семена Сорокина. На первом плане молодой Григорий Булатов, рядом с ним Семен Сорокин. Кстати, именно это фото Жуков разместил на обложке книги своих воспоминаний «Рейхстаг взят!». Книга была издана в 1969 году. Во всех последующих изданиях воспоминаний это фото больше не использовалось.

А также именно солдаты группы Сорокина запечатлены на фотографии «Салют Победе на фронтоне Рейхстага», которое было сделано 3 мая Иваном Шагиным.

5 мая «Комсомольская правда» опубликовала материал о взятии Рейхстага. В нем был рассказ очевидца тех событий, капитана Андреева:

История одной фотографии - фото 3


Есть опубликованные воспоминания Семена Сорокина и Виктора Провоторова о том, что именно 30 апреля на Рейхстаг было водружено первое красное знамя. И нес это знамя Григорий Булатов. Фонограмма с интервью Семена Сорокина хранится в музее МАИ.

Сорокин рассказывает, что когда их разведгруппа водрузила знамя, он доложил об этом командирам, и налетели журналисты:

«Фотограф Рюмкин и кинооператор Кармен прибыли к нам 2 мая и спросили: кто водружал? Пойдемте сниматься. И Егоров с Кантарией не пошли, они сразу сказали - не мы первые».

СЕМЕН СОРОКИН
Командир взвода, лейтенант.

Этот самый Неустроев входил в группу с Егоровым и Кантарией. Вот и вышло, что на всех фото и на видео - простые солдаты, в звании рядового с ними лейтенант Сорокин. А тут рядом стоит капитан: с регалиями и при погонах. И для нахлынувших к месту журналистов информацию преподали так: вот капитан Неустроев, а это солдаты его группы, и это они водрузили знамя. Хотя Неустроев не имел никакого отношения к группе Сорокина. Отсюда начинается большая ложь про великий подвиг!

 

                                                           С ГЕРОИЧЕСКИХ ВЫСОТ В УГОЛОВНИКИ
И вот, когда пыл от стремительного штурма Рейхстага поутих, на стол Жукову легло почти 30 наградных листов на присвоение звания Героя Советского Союза за водружения знамени. Почему так много? Всего 30 апреля и в ночь 1 мая в течение штурма на крыше Рейхстага побывало четыре знаменных группы, было закреплено четыре знамени: первыми стали разведчики Сорокина, последними, уже поздней ночью, бойцы, в числе которых Егоров и Кантария.

Но Жуков принимает решение - отложить назначение звания всем! Почему? Сегодня можно только догадываться, например, о том, что великий маршал знал, как пишется советская история: в ней главное идеология, а не факты.

А эта история писалась так (об этом сам Булатов рассказывал своему другу детства Виктору Шуклину): в середине мая маршал Жуков вместе с участниками берлинской операции, теми, кто первыми штурмовал Рейхстаг, прибыли в Кремль. Была официальная часть. Был и разговор один на один. Булатов вспоминал, что Сталин пожал ему руку, поздравил. Он был в хорошем расположении духа. А затем спокойно объяснил, что Героя дадут только через 20 лет.
СТАЛИН:
Звание Героя присвоить не могу. Водрузившими знамя будут Егоров и Кантария. Но тебя не забудут: будут считать штурмующим Рейхстаг и даже установившим один из флажков на нижних этажах. Все это временно. Лет через 20 ты получишь звание Героя
Молодой Гришка, которому было тогда всего 19 лет, не мог возразить Верховному главнокомандующему.

В тот же вечер из Кремля Булатова отвезли на дачу Берии. Здесь была разыграна грязная сцена: к пареньку подослали официантку, а она обвинила Гришку в изнасиловании. Парень тут же оказался в камере уголовников. Все. История написана. Осталось несколько штрихов: выбрать из 30 человек, реально участвовавших в штурме Рейхстага, наиболее идейно выдержанных и передать им сохранившееся после водружения знамя. К первой годовщине Победы эту задачу разрешили: 8 мая 1946 года звания Героев Советского Союза за водружение Знамени над Рейхстагом получили пять человек: Неустроев, Самсонов, Давыдов, Егоров и Кантария. С этого момента они официально считаются теми, кто водрузил стяг.

                                                                   БУЛАТОВ СЛОВО СДЕРЖАЛ
                                                                   СТАЛИН - НЕТ
Булатов вернулся в Слободской в 1949 году. Уголовник, кто ему поверит? Да он и не пытался. Конечно, о том, что он брал Берлин, - знали, что штурмовал Рейхстаг - знали. На городских собраниях его всегда благодарили за службу и подвиги на фронте. Но Булатов 20 лет молчал, как и обещал, что это он водрузил Знамя Победы. Ждал. Надеялся. Но за это время история страны уже была написана, ее изучали в школе: солдаты группы Неустроева издали свои воспоминания, а других не было. Архивные записи подчистили. Ту самую видеозапись водружения знамени, снятую Карменом, показывали каждый год к очередной годовщине Победы. Булатов смотрел ее: вот солдаты его группы вбегают в здание, вот видно его спину - он несет флаг. Крупным планом руки - его руки - которые закрепляют знамя. А закадровый голос нагло врет: группа капитана Неустроева, Егоров и Кантария. Попробуй это вытерпи. И он начал пить.

Но в 60-е годы то тут, то там начали печататься воспоминания солдат группы Сорокина. Так, 30 апреля 1961 года в «Комсомольской правде» (№ 102) напечатали рассказ о взятии Рейхстага. Здесь приведены воспоминания участников боя 30 апреля 1945 года, есть слова Рахимжана Кошкарбаева: «Майор Давыдов вручил мне красный флаг. Меня должна была сопровождать группа разведчиков. Огляделся, рядом со мной Григорий Булатов...».

Именно в 60-х спустя столько лет разведчики Сорокина нашли друг друга, списались, объединились. И стали пытаться доказать правду. Они писали в ЦК, писали Брежневу.

Настал 1965 год. 20 лет минуло. Но забвение не закончилось. Никто не собирался переписывать историю и признаваться, что столько лет людям врали. И Григория под натиском сослуживцев, которые настаивали, что пришло время рассказывать правду, прорвало: он отдал писателю Ардышеву три тетради - общие школьные тетради - со своими записями. В этих тетрадях была его переписка с Жуковым, с Карменом. Была в этой тетради и фотография Жукова с его подписью: «На память герою Рейхстага». Булатов идет в горком КПСС доказывать эту самую правду. В это время к нему навечно приклеивается прозвище «Гришка-Рейхстаг».

Но никто не воспринимал Булатова всерьез: судимый, да еще и пьющий. В очередной раз, когда он пришел доказывать свою правду в горком, к нему вызвали милицию и забрали в СИЗО, чтобы угомонить. И по страшной иронии судьбы в это время к нему в Слободской приехал генерал Шатилов. Гришу он не нашел. Жене и соседям сказал: «Григорий - герой, он совершил подвиг». И велел передать Булатову, чтобы тот собирался и ехал в Москву.

Григория выпустили, он узнал о приезде Шатилова, собрался в столицу, но в вагон его не пустили: его освобождение было досрочным с условием о невыезде. Григорий вернулся домой подавленным. Он все больше становился озлобленным и даже злым.

В это время к Булатову в Слободской потянулись друзья-однополчане, сослуживцы, журналисты и историки. Все шло к развязке. Но ее поворот вышел очень неожиданным: 19 апреля 1973 года Григория Петровича нашли повешенным. Жена Римма Булатова вспоминает, что перед этой трагедией к мужу приезжали два человека. Григорий не хотел с ними встречаться. Женщина не знает, кто они и откуда.

Григорий Булатов не дождался справедливости от Родины, которую защищал.

                                                                    ШАНС ВСЁ ИСПРАВИТЬ
Сейчас в Слободском живут потомки Григория Петровича Булатова. У него уже есть правнук. Мальчишку хотели назвать Григорием, но, по русскому поверью, имя несет с собой и судьбу человека. Поэтому парня назвали Демид. Но он носит фамилию Булатов. Как только малыш подрастет, ему обязательно расскажут, какой подвиг совершил его прадед. Парня приведут на кладбище города Слободского, где в 2005 году был возведен памятник Григорию Булатову, и покажут портрет прадеда, который выгравирован на массивной гранитной плите - портрет солдата на фоне Рейхстага. На граните высечены слова «Знаменосцу Победы».

В городе Слободском есть улица имени Булатова, в музее есть экспозиция, посвященная ему, при городской муниципальной библиотеке имени Грина открыт Центр по патриотическому воспитанию имени Булатова.

В Кирове в парке Победы на стеле установлена мемориальная доска в память о Булатове. Здесь же к 70-летию Победы установят 2,5-метровый памятник Григорию Булатову: солдат в полный рост держит в руке знамя Победы.

К юбилею Победы в Кирове изготовили медаль «Знаменосец Победы Григорий Булатов». Ее выпустил некоммерческий фонд памяти Григория Булатова. На изготовление награды привлекли деньги меценатов и спонсоров. Всего сделали 1000 медалей.

На лицевой стороне изображен портрет молодого Григория Булатова. Эту награду вручают «За заслуги в патриотическом воспитании».

Но самым справедливым решением было бы присвоение Булатову звания Героя России (вместо не данного ему Героя Совесткого Союза). Правительство Кировской области уже ходатайствовало об этом. Но получало отказ под предлогом, что за один подвиг нельзя наградить дважды (Булатов был награжден орденом Красного Знамени), а процедура отзыва нижестоящих наград для присвоения более высоких не предусмотрена. Областные власти пытались добиться исторической справедливости к 65-й годовщине Победы. В 2010 году был создан организационный комитет по увековечению памяти Григория Булатова. Он собрал документы, подтверждающие, что орден Красного Знамени, которым награжден Булатов, был присвоен «За образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Значит, звание за самый главный подвиг в жизни Булатов все еще не получил. Исправить эту историческую несправедливость можно, пусть самого Булатова уже нет.

Герои не умирают, пока о них помнят.

Автор: Валентина Рогачева.
Дизайн, верстка: Валерий Смирнов
В подготовке использовались материалы:Александра Капустянского, Анатолия Морозова, Евгения Халдея, Марка Редькина, Ивана Шагина, Виктора Темина, Петра Сотникова, ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей», семейного архива Булатовых, М. Дохматской «Солдат и Маршал».

Made on Tilda

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить