Продолжается обсуждение гибельного для Байкала законопроекта, отменяющего запреты на сплошные рубки и «перевод земель лесного фонда в иные категории».
В Общественной палате Российской Федерации 23 мая 2023 года «прошла общественная экспертиза проекта ФЗ # 161119-8 "О внесении изменений в Федеральный закон" Об охране озера Байкал". Обсуждение проходило в рамках совместного заседания Комиссии по экологии и охране окружающей среды и Межфракционной рабочей группы" Байкал" Государственной Думы». Краткое описание мероприятия - здесь.
На мой взгляд, это было очень необычное обсуждение. Противоположные позиции проявили себя предельно открыто и резко. Видные ученые выражались смелее и откровеннее, чем могут себе позволить экоактивисты, говорили четко и по делу. Ну а защитники проекта открыто угрожали. Всем советую прослушать полную трансляцию заседания.
Ключевым стало выступление члена-корреспондента РАН Виктора Ивановича Данилова-Данильяна (на записи с 1 ч. 32 м). «Мы говорим о второстепенных вещах. Уже сейчас каждый год топчут этот бесценный край 1-1,5 млн. туристов (поправили из зала – уже 3 млн.). А прогнозируется, что будет 5 млн. Господа хорошие, ведь совершенно же ясно, что если так будет продолжаться, то от Байкала не останется ничего! Это будет самая обыкновенная помойка. Напоминающая дикий пляж, на который ни один приличный человек ноги не поставит. Но самое главное, что Родина, для людей, которые там живут – пропадет. Она перестанет быть им Родиной. Это будет черт знает, что, антропогенная дрянь. Вот что там будет вместо Центральной Экологической Зоны Байкальской природной территории, которая подчиняется правилам, чуть ли не более строгим, чем заповедники. Нельзя этого допускать. Это вопрос гораздо более серьезный, чем рубить или не рубить сгоревший лес... и даже чем вопрос о кладбищах. Кладбища вытопчут тоже. ... Там палатки будут стоять с теми придурками, которые думают, что на Байкале еще что-то сохранилось. –А что делать? Не пускать туристов? – Конечно.... Но не мента ставить на каждый перекресток, делать это экономическим образом.... Этот абсолютно неорганизованный массовый чудовищный поток должен быть прекращен. Иначе байкальскому коренному населению Родины не останется. Они её просто потеряют. Их внуки уже не будут гордиться тем, что они родились на Байкале, что у них тут похоронены предки».
Для моей души эти слова стали живительным бальзамом. Сам про это давно говорю! В Общественной палате РФ 21 сентября 2022 года прошел круглый стол на тему «С заботой о Байкале. Три года поручениям Президента России по сохранению озера Байкал» (полная запись). Я в нем участвовал с сообщением «Массовый туризм – главная угроза экологическому благополучию Байкала» (с 2 ч. 41 мин.). Увы, в резолюции моих предложения не оказалось. Не отразить в резолюции совещания выступление Виктора Ивановича, надеюсь, не получится.
Признание туризма главной угрозой Байкалу стратегически важно! Иначе будем еще много лет заниматься природоохранной деятельностью, которая (цитата известного дореволюционного государственного деятеля) «борется с последствиями зла, усиливая его истоки». В частности, к удовольствию бизнеса и власти, огромные бюджетные средства будут тратиться на строительство очистных сооружений. Не способных обеспечить необходимую для Байкала степень очистки бытовых сточных вод, не решающих проблему главного источника загрязнения Колодца Планеты, ответственного за усиливающиеся процессы эвтрофикации. Гораздо больших средств потребуют (предлагаемые РАН!) коллекторы по сбору сточных вод и их сбросу в реку Иркут (с Южного Байкала) и верховья Лены (из района Малого Моря). Вот она – «борьба с последствиями зла». При этом «источник зла» - огромный турпоток – получит все шансы для своего дальнейшего усиления. Строительство новых «мест размещения» продолжится под предлогом, что «теперь это не опасно». И в результате, кроме потери чистоты вод, получим разрушенные/деградированные лесные и нелесные (степи, водно-болотные угодья) экосистемы, ущерб биоразнообразию.
Способы снижения туристического потока - вопросы тактики. В которых я категорически не согласен с В.И. Даниловым-Данильяном. Он предлагает сделать отдых на Байкале запредельно дорогим. Ввести огромный «курортный сбор» (прежде всего для палаточников), резко увеличить стоимость проживания в гостиницах. Кстати, эта стоимость и так уже вышла на одно из первых мест в стране, совершенно не соответствуя уровню предоставляемых услуг. Для небогатых сограждан предлагает проводить лотереи путевок (по минимальной цене?).
Все не то... Первым делом прекратите тратить бюджетные деньги на раскручивание «туристического маховика»! Отмените дотационные чартерные рейсы из Москвы. Не выделяйте бюджетные средства на строительство новых «мест размещения». На «модульные» быстровозводимые гостиницы только Иркутская область в этом году получила 200 млн. рублей (Бурятия, вероятно, гораздо больше). Не тратьте огромны деньги на строительство дорог, убивающих берега Байкала (прежде всего на Малом Море). Вместо дорогостоящих ЛЭП (вдоль них как грибы вырастают все новые гостиницы и коттеджи) обеспечьте существующие поселения ветрогенераторами, солнечными батареями и т.п.
Кардинальные меры по прекращению роста турпотока - запрет строительства новых турбаз и гостиниц (а не увеличение в них цен за проживание!) в наиболее экологически неблагополучных районах, в частности – на Малом Море. Необходим снос самых экологических вредных «мест размещения». Таких, как крупнейшая на острове Ольхон турбаза «Байкалов острог» (на 500 человек). Которую суд признал построенной незаконно, нарушающей природоохранные правила и подлежащей сносу. Решению суда уже четыре года, турбаза стоит на своем месте.
Ни один крупный чиновник ещё не признал ведущую роль туризма в деле уничтожения Байкала. Признаются лишь «негативные последствия «дикого» туризма». Которые уже сейчас несравненно слабее последствий от туризма «организованного», гораздо более массового. Чиновники и бизнес «поют осанну» байкальскому туризму, не желая смотреть правде в лицо.
P.S. На совещании рядом с В.И. Даниловым-Данильяном сидел Всеволод Борисович Степаницкий – известный деятель отечественного заповедного дела. Невозмутимо слушал про байкальский туризм. Он многое сделал для «развития туризма на ООПТ»: способствовал принятию соответствующих законодательных поправок, вел кадровую работу (подбор руководителей ООПТ - приверженцев «заповедного туризма»). Каков результат его трудов на Байкале? Большая часть берегов Священного Моря входит в состав национальных парков и заповедников, но природоохранный эффект от них невелик. Через национальные парки и идет основной турпоток. В результате чего именно Прибайкальский национальный парк (район Малого Моря) стал «эпицентром» байкальского экологического кризиса.
Виталий Рябцев