В рамках рубрики "Обзор публикаций друзей и партнеров" журнала "Экоград" предлагается публикация интервью Главного редактора газеты "Дагестанская мысль" в Литературно-философском издательстве "Аристотель" - Магомеда Султанова-Барсова одному из авторитетных Иранских СМИ. Обозначая круг внутренних проблем России Султанов-Барсов отметил, что Российская Федерация поражена большим процентом бюрократов, коррупционеров и агентов влияния иностранных государств, в первую очередь США. И вот уже на протяжении 20 лет, государственная машина РФ в борьбе с экстремизмом и терроризмом делает акцент, главным образом, на силовой метод решения задачи
(эксклюзивное интервью http://irancivilizatsia.ru)
В свете современной геополитической динамики, когда хваленная западная демократия оборачивается для Ближнего Востока совершенно не демократическими бомбардировками, «арабской весной», да и на самом Востоке находятся люди, готовые принять военно-политическую помощь Запада, никак не замечая, что собственными руками набрасывают себе на шею петлю немилосердного гегемона, история отношений между Ираном и Дагестана выходит на передний план этой очень запутанной задачи. Чтобы решить ее в русле политической логики и объективного международного права, мы обратились с вопросами к известному российскому писателю Магомеду СУЛТАНОВУ-БАРСОВУ.
- Сегодня в мусульманских регионах Российской Федерации и более всего, как нам представляется, в Дагестане усиливается антишиитская пропаганда. Это видно из массированного потока публикаций в Интернете и социальных сетях. Эти пропагандисты позиционируют себя, как салафиты или истинные мусульмане, отказывая в праве называться истинными мусульманами шиитам. Как бы вы это прокомментировали?
Это досадный парадокс в истории Ислама…
Известно, что в одном из хадисов пророк Муххаммад (с.а.в.) говорит, что иудеи разделятся на 71 течение, христиане – на 72, а мусульмане – на 73. И я полагаю ключ к разрешению отчуждения между суннитами и шиитами следует искать именно в этом, божественном религиозно-философском направлении.
Правда тут следует сделать некоторую оговорку. Много желающих выставить священный хадис как профанацию (грубое искажение истины), указывая на то, что количество течений в Христианстве значительно превышают 72. Да и в иудаизме обособленные доктрины превышают цифру названную пророком, не говоря уже об аналогичном положении дел в Исламе, самой молодой из мировых религий и, заметьте, самой последовательной в плане интерпретации идеи единобожия, таухида (монотеизма). Но! суннитские и шиитские алимы выставляют против этих аналитиков железобетонный аргумент: «Важно не то, сколько сект и направлений насчитают, но то важно, по каким критериям это будет сделано». И потом, выше названый хадис пророка Ислама (с.а.в.) помимо эмпирической (опытно подтверждаемой) имеет еще и априорную сущность, не подвластную опытному подтверждению.
А теперь, отталкиваясь от объективно существующей проблемы классификации религиозных течений, вернемся к вопросу об отношениях российских мусульман вообще и дагестанских в частности. Действительно в последние годы, по мере развития конфронтации в отношениях между США и их союзниками, с одной стороны, и с Сирией и Ираном, с другой, антишиитская пропаганда со стороны тех, кто позиционирует себя как салафиты, действительно усилилась в России и соответственно в Дагестане. А с началом антисирийской компании и вовсе стала постоянной. Что тут можно сказать? Сирия, как и Иран, и ряд других стран на Ближнем Востоке и Азии являются геополитическими союзниками нашей страны, России. И в этом плане здравомыслящие российские мусульмане не в восторге. Однако, и мне хотелось бы вас спросить, кто дает такой убойный материал для антишиитской пропаганды салафитам, которых в Дагестане так же называют и «ваххабистами». Ведь против шиитов салафитские авторы приводят, как ни странно, очень веские аргументы. Но в то же время, у меня нет возможности проверить их аргументы на предмет соответствия действительности…
- А что это за аргументы?
- Салафиты говорят, что шииты проклинают двух первых праведных халифов, Абубакра и Умара (мир им обоим) и жену пророка ислама (с.а.в.) Айшу (да будет доволен ею Аллах). А еще говорят, что шииты утверждают о том, что из Корана исчезла 115 сура, а то и несколько сур и множество аятов…
- И вы этому верите?!.
- Меня интересует истина (хак). Я давно разучился верить людям на слово…
- Священный Коран изданный в Мекке или Медине ничем не отличается от Корана изданного в Тегеране или Исфахане. Шииты, как и сунниты верят в то, что из Корана не пропала даже одна буква, ибо охранение Корана Аллах взял на Себя. И никого из праведных халифов (мир им), равно, как и жену пророка Айшу (мир ей), шииты не проклинают, но признают их должным образом. Если конечно не грести всех шиитов под одну гребенку… Мало ли дураков на свете!
- В таком случае, шиитским религиозным СМИ следует вести контрпропаганду. Общность догматов как священных законов является самым лучшим основанием для достижения мира и согласия.
- Да, уважаемый писатель, вы совершенно правы. Общность священных законов это великое основание для достижения мира и согласия. Но антишиитская пропаганда происходит на таком фоне, когда Иран с Россией объединяют свои усилия в борьбе за мир и согласие на евразийском континенте. А это очень не нравиться Западу, который всячески разжигает вражду между нашими мусульманскими народами… И в этой связи я хотела бы знать, какова сегодня религиозная ситуация в Дагестане? Как относятся дагестанцы к салафитам или, как у вас, да и у нас говорят, ваххабитам?
- Подождите. Тут возникает некоторая неточность в формулировке. Во-первых, если подходить к вопросу принципиально, то верующие дагестанцы сами являются салафитами…
- А как сформулировать точно?
- Если шииты признают все те основы, на котором выстроены фарз (прямое повеление Аллаха) и Сунну (пример для подражания пророку Мухаммеду (с.а.в.), то и вы, шииты, вместе с нами являетесь салафитами. Это для иранского слуха может быть звучит странно и как-то не привычно… Но вот посудите сами. Одни из крупнейших дагестанских богословов нашего времени, имам Центральной махачкалинской мечети Магомед-Расул Саадуев аргументировано утверждает, что право называть себя «салафитами» имеют не только те, кого в народе именуют ваххабитами, но и мюриды, ровняющиеся в своем ибодате (богослужении) на первых мусульман, то есть сподвижников пророка Мухаммеда (с.а.в.). Ведь мюриды, которых тоже они обвиняют в язычестве из-за того, что делают зияраты (поломничество) к могилам шейхов и просят у них шафаат (ходотайство, заступничество), по сути своей ровняются на пророка (с.а.в) и его сподвижников, а так же руководствуются тафсирами (толкованиями Корана и хадисов). Следовательно, смысловое значение слова «саляфи» соответствует вероисповеданию мюридов и других традиционных для Кавказа мусульман. Поэтому мы, мусульмане, приверженные традиционному (адаптированному к объективным условиям жизни) Исламу являемся по большому счету салафитами. А те мусульмане, которые хотят силовым путем установить шариат и свои политические цели интерпретируют, как исламские, совершают большую ошибку. Во-первых потому, что если даже Россия позволит установить шариат, то Запад найдет тысячу и одну причину. Чтобы разбомбить любое шариатское государство…
- Здесь можно более подробно остановиться на одном моменте. Те, кто в 1999 г. напал на Дагестан, вторгся с территории Чечни, разве это не были салафиты?
- Как я уже сказал, термин «Саляф» означает потомки или люди, ориентирующиеся на предков, в данном случае – духовно-религиозных предков, т.е. первых мусульман. А те отряды Басаева и Хаттаба, которые вторглись в Дагестан в 1999 году очень ловко позиционировали себя приверженцами «чистого ислами», а понятие «салафизм» в этом смысле является оптимальным аргументом. Они просто используют это святое мусульманское понятие в качестве бренда, чтобы доказывать свое исключительно право исправлять традиционный ислам, а так же шиизм. То есть привести всех мусульман мира к единообразию по своему уразумению…
- Как, по Вашему мнению, возможно противодействовать экстремизму и терроризму? Какие меры предпринимают руководители в мусульманских регионах РФ и само Федеральное правительство РФ, для противодействия экстремизму и терроризму?
- Самые разные… И далеко не всегда самые правильные.
Дело в том, что наша страна, Российская Федерация, как неоднократно об этом говорил и Президент России и другие ответственные лица Правительство России, поражена большим процентом бюрократов, коррупционеров и агентов влияния иностранных государств, в первую очередь США. И вот уже на протяжении 20 лет, государственная машина РФ в борьбе с экстремизмом и терроризмом делает акцент, главным образом, на силовой метод решения задачи. Госпропаганда осуществляется сугубо персуазивно, т.е. СМИ, научно-творческая интеллигенция, руководители на местах и в центре предаются прямому вербальному внушению о необходимости соблюдать законы. Но ведь есть еще другой метод — суггестивный, т.е. куда более продуктивный в силу своей рефлективности, то есть способности оборачиваться на самое себя. А для этого нужны философы, высокообразованные люди… Конечно в России много философов и высокообразованных людей, в том числе дагестанского происхождения… Например, самый высший пост философа РФ – директора Института философии РАН занимает дагестанец, Абдусалам Гусейнов. Но вот беда, не хватает политической воли… Например, хотя бы для того, чтобы пойти на встречу законным требованиям тех, кто называет себя салафитами. Ведь и среди них есть здравомыслящие и весьма образованные люди. Однако вместо этого, мы часто видим такие решения властей, когда салафитов как бы нарочно подталкивают к деструктивным действиям, как это было недавно в городе Новороссийске, когда суд признал смысловой Корана на русский язык – экстремистской литературой…
А сейчас, если вы не против, я бы вернулся к выше затронутому вами вопросу о шиизме и сам бы вас спросил: — как сами шииты в Иране относятся к тем, кто на празднике Ашура избивает себя цепями до крови, малолетним детям делают надрезы ножами и с окровавленными лицами проводят мистерии?
- Очень негативно. Шиитские алимы и вообще иранская интеллигенция резко порицает этот досадный пережиток прошлого. Но, надо иметь ввиду, что такие видеоролики записывались давно и вдали от истинно шиитского духовенства и государственных властей Ирана. Сегодняшнем Иране люди проводят трауры при большом уважении к третьему Имаму Хоссейну (мир ему) совершенно по другому. Я бы сказала, как любят говорит москвичи: презентабельно.
Но вот еще такой у меня вопрос: количество шиитов в Дагестане насчитывается не больше 4-5% от всего населения. Как они живут с суннитами и другими дагестанцами?
- Прекрасно. Никаких конфликтов на религиозной почве не бывает. Шииты в Дагестане занимаются своим делом и никто их не беспокоит. Даже салафиты, я не слышал, чтобы специально по причине, что они шииты, конфликтовали с ними. Правда, был один конфликт несколько лет назад в Дербенте. Но он был не на религиозной почве, а скорее имущественно-правового характера. И насколько я знаю, муфтий Дагестана Ахмад Абдуллаев решил его. Все стороны довольны.
- Спасибо вам за ваши содержательные и миролюбивые ответы. Да возрадует вас Аллах Всевышний. До свидания.
- Спасибо и вам, уважаемая, да ниспошлет Аллах Великий мир и согласие на умму пророка Мухамеда (с.а.в.).
- Я не говорю до свидания. До новых встреч.
Шафии Фарзанех