Игорь СОЛОНЦОВ: Два раза по 120 лет. Мост исполнения желаний

14 мая исполнилось 120 лет со дня рождения члена коммунистической партии Роберта Бартини. Сергей Королев считал его своим учителем. Потом безаэродромные аппараты ЭКИП с экранным эффектом разрабатывал ученик Королева Лев Щукин. Будучи без преувеличения гением авиации, Бартини практически реализовал слова своего выдающегося соотечественника Леонардо Да Винчи "Кто знает - тот может. Только бы знать и крылья будут".

Игорь СОЛОНЦОВ: Два раза по 120 лет. Мост исполнения желаний - фото 1

Воспоминания Вячеслава Колганова о Роберте Бартини

Я был знаком с Робертом Людвиговичем Бартини в последние 8 лет его жизни и работал непосредственно под его руководством. Это были насыщенные годы деятельности Бартини, когда он получил внимание руководства страны. Я в начале отмечу его выдающиеся работы по N-мерному видению мира и более близкой к нему апроксимацией 6-мерием, откуда он приближался к понятию гравитации. Также его вклад велик и в авиакосмической области. Поделюсь воспоминаниями о некоторых последних проектах Бартини.

В КБ Бартини я занимался вопросами аэрогидродинамики устойчивости и управляемости. В то время я был лётчиком, мастером самолётного спорта, Бартини также оплатил моё обучение на вертолёте и переучивание на реактивные самолёты (он планировал использовать меня также как лётчика-испытателя). Бартини в прошлом пилотировал сам, и у меня было с ним немало разговоров по лётным вопросам.

В 1972 году меня вызывает в кабинет Бартини и спрашивает: «Вячеслав, как ты оцениваешь возможность взлёта и посадки реактивного самолёта на большой экраноплан при скорости 250 км/ч?». Я сказал: «На мой взгляд, это возможно, но есть вопросы воздействия пограничного слоя экраноплана. Мы можем пригласить лётчиков ЛИИ (Лётно-исследовательского института) и опробовать на пилотажном стенде, который сейчас арендуем у УВЗ (Ухтомский вертолётный завод)». В кабинете был Михаил Симонов (он в то время был основным заместителем Бартини), и хозяин кабинета рассказал нам о сообщениях в СМИ о заходе в Испанию и отплытии авианосца Enterprise. Все видят и знают, когда и куда отплыл, плывёт он несколько дней. и всё отслеживается. Экраноплан позволит осуществлять операции авианосца скрытно и быстро. Симонов сказал: «Роберт Людвигович, давайте я подготовлю вашу встречу с Устиновым (Дмитрий Устинов - в то время секретарь ЦК КПСС, курировавший военно-промышленный комплекс. - Ред.)», и Бартини согласился. Меня он попросил подготовить к этому мнения известных лётчиков. Мы опробовали с лётчиками ЛИИ Федотовым, Дексбахом, Кононенко на подвижном стенде режимы взлёта и посадки самолёта на летящий экраноплан и доложили лично Бартини положительное заключение. Встреча с Устиновым состоялась, и секретарь ЦК КПСС принял решение объявить конкурс на экраноплан-авианосец. Далее была напряжённая подготовка с большой энергией Бартини, Симонова и коллектива. Конкурс выиграл Бартини, и было выпущено Постановление партии и правительства о проведении НИОКР. Это тот случай, когда Ростислав Алексеев отказался от доклада своего проекта и сказал, «экраноплан надо строить так, как доложил Бартини». Это огромное мужество, в то время он (Алексеев) по существу был «вождём экранопланостроения».

Игорь СОЛОНЦОВ: Два раза по 120 лет. Мост исполнения желаний - фото 2

Последние 8 месяцев жизни Бартини был привлечён и занят с интенсивным участием в работах по многоразовым космическим системам. Он участвовал в совещаниях с тогдашним руководителем королёвской фирмы Валентином Глушко и его заместителем по многоразовым системам Павлом Цыбиным. Надо сказать, что в 1950-ые годы Бартини с Цыбиным работали по размещению на самолёте-носителе Бартини А-57 самолёта Цыбина НМ-1. Бартини брал меня на встречи и обсуждения к Цыбину и надо было видеть, как эти два известнейших 70-летних авиаконструктора увлечённо предлагали и обсуждали: «это надо сделать так….., тут лучше изменить….., давай продумаем вот это…...» - как дети! Бартини предложил использование в то время разрабатываемого нами экраноплана-авианосца для экваториального старта ракеты на «стопе». Цыбин попросил Бартини рассмотреть возможность доработки этого экраноплана-авианосца для обеспечения с него стратосферного экваториального старта ракеты в процессе его полёта там. Также Цыбин попросил Бартини подготовить своё видение облика космического корабля - шаттла «Птички». Бартини дал указание мне заниматься этими работами. Очень неожиданная смерть остановила тогда их исполнение. Должен отметить, что экраноплан Бартини рассматривался также для быстрой эвакуации и спасения приводнившихся на море космических кораблей (что сейчас важно для космодрома «Восточный», где разгонная часть трасы старта проходит над морем). Если иметь катамаранную схему корпуса, то эти работы удобно проводятся в защищённом от сильного волнения, ветра и дождя пространстве между поплавками под крышей-днищем корпуса с уборкой корабля внутрь экраноплана через нижний люк лебёдками.

Игорь СОЛОНЦОВ: Два раза по 120 лет. Мост исполнения желаний - фото 3

Многоразовая космическая система с кораблём «Буран» была реализована в 1988 году после Цыбина уже Глебом Лозино-Лозинским.

Известно, что Роберт Бартини - один из разработчиков схемы «стреловидного летающего крыла» как со ступенчатым (самолёт А-57), так и плавным изменением стреловидности (в некоторых источниках крыло Ту-144 называют «крылом Бартини»). Такая схема была предложена Бартини для вертикально взлетающего самолёта амфибии противолодочного назначения ВА-62. Но в процессе разработки компоновки при размещении на нём 12-ти подъёмных турбовентиляторных двигателей получалось невысокое сбалансированное по устойчивости и управляемости аэродинамическое качество. Малюшко из СибНИА (Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина), Козлов и я доложили наши трудности. Бартини тут же нарисовал нам самолёт составного крыла с большим центральным крылом и сказал: «Поработайте с этим». После таких доработок самолёт уже под наименованием ВВА-14 был построен и успешно летал, а подобные компоновки в России называют «составное крыло Бартини». Впоследствии, когда мы начали заниматься экранопланами, где для безопасности целесообразно апериодическое продольное движение по высоте, я неоднократно с удовлетворением отмечал, как это легко можно обеспечить с высоким аэродинамическим качеством на «составном крыле Бартини». По этой схеме разрабатывал проекты экранопланов на фирме Сухого Симонов и его заместитель Роллан Мартиросов. Мне также с помощью академика Анатолия Савина удалось собрать коллектив и создать 14-местный серийный экраноплан ЭК-12 «Иволга». На нём успешно были получены высокие ТТХ, и на его основе нашим предприятием разработана конструкторская документация экранопланов ЭК-17 до 20 мест и ЭК-30 до 40 мест. Мы приступаем к их производству. Это наш вклад а память о Бартини.

Мне довелось быть организатором 80-летия Бартини через 3 года после его ухода (1977 год). Отметили в узком своём кругу. Было около 150 человек, прибыли Главные конструктора: Олег Антонов, Марат Тищенко, Гай Северин, Сергей Михеев и представители СибНИА, МАП (Министерства авиационной промышленности), ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского), знакомые и близкие Бартини люди. Это тогда Антонов сказал: «Бартини десятилетия будоражил авиационную науку и удивлял своими самолётами, и ему только за это надо ставить памятники и почитать».

И второе...

Игорь СОЛОНЦОВ: Два раза по 120 лет. Мост исполнения желаний - фото 4

120 лет назад Франция и Россия начали сближение, и 12 августа 1897 года президент Франции Феликс Фор и император Николай Второй торжественно начали строительство Троицкого моста в Петербурге. Побратимом Троицкого моста является самый изящный в Париже мост Александра III, мост венчают символы науки и промышленности. Считается что посещение моста содействует любви и помогает исполнению желаний.

https://vseonauke.com/1172342162601281767/aleksandr-iii---interesnye-fakty-iz-zhizni-mirotvortsa/

Роберт Людвигович Бартини создал общую теорию транспорта на основе пространства возможных технических характеристик транспортных систем, и выяснилось, что наилучшим соотношением характеристик обладают экранолеты с вертикальным взлетом и посадкой.

Соответственно нужен мост из прошлого в будущее для экранопоездов - мост исполнения желаний стран БРИКС.

Игорь СОЛОНЦОВ, колумнист "ЭкоГрада".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить