14 мая исполнилось 120 лет со дня рождения члена коммунистической партии Роберта Бартини. Сергей Королев считал его своим учителем. Потом безаэродромные аппараты ЭКИП с экранным эффектом разрабатывал ученик Королева Лев Щукин. Будучи без преувеличения гением авиации, Бартини практически реализовал слова своего выдающегося соотечественника Леонардо Да Винчи "Кто знает - тот может. Только бы знать и крылья будут".
Воспоминания Вячеслава Колганова о Роберте Бартини
Я был знаком с Робертом Людвиговичем Бартини в последние 8 лет его жизни и работал непосредственно под его руководством. Это были насыщенные годы деятельности Бартини, когда он получил внимание руководства страны. Я в начале отмечу его выдающиеся работы по N-мерному видению мира и более близкой к нему апроксимацией 6-мерием, откуда он приближался к понятию гравитации. Также его вклад велик и в авиакосмической области. Поделюсь воспоминаниями о некоторых последних проектах Бартини.
В КБ Бартини я занимался вопросами аэрогидродинамики устойчивости и управляемости. В то время я был лётчиком, мастером самолётного спорта, Бартини также оплатил моё обучение на вертолёте и переучивание на реактивные самолёты (он планировал использовать меня также как лётчика-испытателя). Бартини в прошлом пилотировал сам, и у меня было с ним немало разговоров по лётным вопросам.
В 1972 году меня вызывает в кабинет Бартини и спрашивает: «Вячеслав, как ты оцениваешь возможность взлёта и посадки реактивного самолёта на большой экраноплан при скорости 250 км/ч?». Я сказал: «На мой взгляд, это возможно, но есть вопросы воздействия пограничного слоя экраноплана. Мы можем пригласить лётчиков ЛИИ (Лётно-исследовательского института) и опробовать на пилотажном стенде, который сейчас арендуем у УВЗ (Ухтомский вертолётный завод)». В кабинете был Михаил Симонов (он в то время был основным заместителем Бартини), и хозяин кабинета рассказал нам о сообщениях в СМИ о заходе в Испанию и отплытии авианосца Enterprise. Все видят и знают, когда и куда отплыл, плывёт он несколько дней. и всё отслеживается. Экраноплан позволит осуществлять операции авианосца скрытно и быстро. Симонов сказал: «Роберт Людвигович, давайте я подготовлю вашу встречу с Устиновым (Дмитрий Устинов - в то время секретарь ЦК КПСС, курировавший военно-промышленный комплекс. - Ред.)», и Бартини согласился. Меня он попросил подготовить к этому мнения известных лётчиков. Мы опробовали с лётчиками ЛИИ Федотовым, Дексбахом, Кононенко на подвижном стенде режимы взлёта и посадки самолёта на летящий экраноплан и доложили лично Бартини положительное заключение. Встреча с Устиновым состоялась, и секретарь ЦК КПСС принял решение объявить конкурс на экраноплан-авианосец. Далее была напряжённая подготовка с большой энергией Бартини, Симонова и коллектива. Конкурс выиграл Бартини, и было выпущено Постановление партии и правительства о проведении НИОКР. Это тот случай, когда Ростислав Алексеев отказался от доклада своего проекта и сказал, «экраноплан надо строить так, как доложил Бартини». Это огромное мужество, в то время он (Алексеев) по существу был «вождём экранопланостроения».
Последние 8 месяцев жизни Бартини был привлечён и занят с интенсивным участием в работах по многоразовым космическим системам. Он участвовал в совещаниях с тогдашним руководителем королёвской фирмы Валентином Глушко и его заместителем по многоразовым системам Павлом Цыбиным. Надо сказать, что в 1950-ые годы Бартини с Цыбиным работали по размещению на самолёте-носителе Бартини А-57 самолёта Цыбина НМ-1. Бартини брал меня на встречи и обсуждения к Цыбину и надо было видеть, как эти два известнейших 70-летних авиаконструктора увлечённо предлагали и обсуждали: «это надо сделать так….., тут лучше изменить….., давай продумаем вот это…...» - как дети! Бартини предложил использование в то время разрабатываемого нами экраноплана-авианосца для экваториального старта ракеты на «стопе». Цыбин попросил Бартини рассмотреть возможность доработки этого экраноплана-авианосца для обеспечения с него стратосферного экваториального старта ракеты в процессе его полёта там. Также Цыбин попросил Бартини подготовить своё видение облика космического корабля - шаттла «Птички». Бартини дал указание мне заниматься этими работами. Очень неожиданная смерть остановила тогда их исполнение. Должен отметить, что экраноплан Бартини рассматривался также для быстрой эвакуации и спасения приводнившихся на море космических кораблей (что сейчас важно для космодрома «Восточный», где разгонная часть трасы старта проходит над морем). Если иметь катамаранную схему корпуса, то эти работы удобно проводятся в защищённом от сильного волнения, ветра и дождя пространстве между поплавками под крышей-днищем корпуса с уборкой корабля внутрь экраноплана через нижний люк лебёдками.
Многоразовая космическая система с кораблём «Буран» была реализована в 1988 году после Цыбина уже Глебом Лозино-Лозинским.
Известно, что Роберт Бартини - один из разработчиков схемы «стреловидного летающего крыла» как со ступенчатым (самолёт А-57), так и плавным изменением стреловидности (в некоторых источниках крыло Ту-144 называют «крылом Бартини»). Такая схема была предложена Бартини для вертикально взлетающего самолёта амфибии противолодочного назначения ВА-62. Но в процессе разработки компоновки при размещении на нём 12-ти подъёмных турбовентиляторных двигателей получалось невысокое сбалансированное по устойчивости и управляемости аэродинамическое качество. Малюшко из СибНИА (Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина), Козлов и я доложили наши трудности. Бартини тут же нарисовал нам самолёт составного крыла с большим центральным крылом и сказал: «Поработайте с этим». После таких доработок самолёт уже под наименованием ВВА-14 был построен и успешно летал, а подобные компоновки в России называют «составное крыло Бартини». Впоследствии, когда мы начали заниматься экранопланами, где для безопасности целесообразно апериодическое продольное движение по высоте, я неоднократно с удовлетворением отмечал, как это легко можно обеспечить с высоким аэродинамическим качеством на «составном крыле Бартини». По этой схеме разрабатывал проекты экранопланов на фирме Сухого Симонов и его заместитель Роллан Мартиросов. Мне также с помощью академика Анатолия Савина удалось собрать коллектив и создать 14-местный серийный экраноплан ЭК-12 «Иволга». На нём успешно были получены высокие ТТХ, и на его основе нашим предприятием разработана конструкторская документация экранопланов ЭК-17 до 20 мест и ЭК-30 до 40 мест. Мы приступаем к их производству. Это наш вклад а память о Бартини.
Мне довелось быть организатором 80-летия Бартини через 3 года после его ухода (1977 год). Отметили в узком своём кругу. Было около 150 человек, прибыли Главные конструктора: Олег Антонов, Марат Тищенко, Гай Северин, Сергей Михеев и представители СибНИА, МАП (Министерства авиационной промышленности), ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского), знакомые и близкие Бартини люди. Это тогда Антонов сказал: «Бартини десятилетия будоражил авиационную науку и удивлял своими самолётами, и ему только за это надо ставить памятники и почитать».
И второе...
120 лет назад Франция и Россия начали сближение, и 12 августа 1897 года президент Франции Феликс Фор и император Николай Второй торжественно начали строительство Троицкого моста в Петербурге. Побратимом Троицкого моста является самый изящный в Париже мост Александра III, мост венчают символы науки и промышленности. Считается что посещение моста содействует любви и помогает исполнению желаний.
https://vseonauke.com/1172342162601281767/aleksandr-iii---interesnye-fakty-iz-zhizni-mirotvortsa/
Роберт Людвигович Бартини создал общую теорию транспорта на основе пространства возможных технических характеристик транспортных систем, и выяснилось, что наилучшим соотношением характеристик обладают экранолеты с вертикальным взлетом и посадкой.
Соответственно нужен мост из прошлого в будущее для экранопоездов - мост исполнения желаний стран БРИКС.
Игорь СОЛОНЦОВ, колумнист "ЭкоГрада".