Игорь Солонцов: «Ардебиль. Морскому транспорту нет альтернативы»

15 октября 2016 года в московском центре «Фуд-сити» при поддержке иранской компании «Каспиан» прошло открытие постоянного торгового представительства в области продовольственных товаров иранской провинции, остана Ардебиль. Это мероприятие завершило основную программу визита в Россию представительной делегации северо-западного региона ИРИ во главе с губернатором Маджидом Ходабаш, остандаром, его заместителем, муавином и двумя десятками руководителей организаций и предприятий области. Накануне делегация посетила Торгово-промышленную палату РФ.

 

В ТПП РФ было отмечено вступившее в феврале 2016 года в силу соглашение об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан, в разработке которого принимала участие ТПП РФ. Соглашение предусматривает введение облегченного порядка получения российских и иранских виз, в частности, для представителей деловых кругов двух стран. Появилась возможность оформления виз для предпринимателей по прямым приглашениям ведущих организаций деловых кругов двух стран, по линии национальных и территориальных торгово-промышленных палат двух стран.

 

Впервые в истории торговых отношений России и Ирана представительство иранской провинции открылось в РФ в самом масштабном московском агрокластере.

 

Иран для «Фуд-сити» имеет особое значение, так как 20% арендаторов так или иначе связаны в своем бизнесе с Ираном, но не всегда маркировка «произведено в Иране» присутствует на поступающих транзитом через другие регионы иранских продуктах.

 

Двумя днями раньше в этом крупнейшем оптовом центре торговли продовольствием в Москве прошло открытие торгово-выставочного павильона «Вьетнам» на территории постоянно действующей выставки «ЕАДС-ЭКСПО».

 

Таким образом, при поддержке в том числе Ирана поставки продовольствия в России из стран, не затронутых санкциями и контрсанкциями, увеличиваются и эта тема находится в фокусе внимания высшего руководства России:

http://www.rosbalt.ru/world/2016/10/16/1558982.html

 

Ситуация с овощами и фруктами сложнее, и цены растут, поэтому присутствие конкурентоспособной продукции из Ирана очень кстати.

 

С российской стороны введены таможенные преференции на отдельную иранскую продовольственную продукцию (75% от базовой ставки).

 

В Иране есть стратегия экспорта продовольствия. Этим вопросом занимается торговый дом Ирана, совет директоров торгово-промышленной палаты Ирана, торгово-промышленные палаты провинций Ирана и другие организации.

 

Руководитель торгово-промышленной палаты остана Ардебиль господин Хосейн Пирмоаззен, член совета директоров торгово-промышленной палаты Ирана, любезно согласился пояснить текущую ситуацию в российско-иранской торговле.

 

- 5-6 километров железной дороги в Азербайджане пока не функционируют должным образом, и использовать железнодорожный транспорт в Россию практически не представляется возможным;

 

- фуры, грузовой автотранспорт с иранскими товарами через Азербайджан и Кавказ на интенсивной основе не проходят, пока машин из Ардебиля в Москву нет.

 

- порт Астара принадлежит частному сектору, находится в 60 км от Ардебиля, и вообще порты Западного Каспия более глубоководные и имеют большие перспективы;

 

- в Ардебиле есть аэродром, но поставки цветов незначительны для регулярных грузоперевозок.

 

В этой связи настойчивость иранских инвесторов по развитию российского порта Махачкала вполне объяснима. Естественное решение может состоять во взаимных инвестициях и зеркальном обмене активами в российском и иранском портах. В России сейчас хорошо понимают, что невидимая рука рынка это неплохо, но государственная поддержка и длинные деньги никому не мешали, например, в формате проектов премьер-министра.

 

При прежнем руководстве российской таможне была начата работа по ускорению оформления грузов российко-иранского экспорта-импорта, включая скоропортящиеся продукты. Практические результаты зеленого коридора для широкого круга малых и средних предприятий пока не доступны.

 

Подробнее вопрос в видеоматериалах из Тегерана.

https://cloud.mail.ru/public/9Djn/tqqeFHC5e

 

В этой связи интерес иранской делегации вызвала презентация руководства «Фуд-сити», в котором было отмечено, что в этом ведущем московском продовольственном кластере имеемся свой таможенный пост, миграционная служба, гостиница, все условия для логистики и торговли, индикативные цены реальных сделок открыто публикуются на сайте.

 

В целом геологоразведка на нефть в Иране в основном осуществлена, задача состоит в добыче, но в провинции Ардебиль есть еще недоразведанные участки и такие поисковые исследования ведутся.

В Иране в год выращивается примерно 5 млн тонн картофеля, из них 1 млн тонн в Ардебиле.  Есть покупатели из России, поэтому в Ардебиле строится завод по переработке картофеля для фаст-фуда.

В 15 минутах от Ардебиля находятся 17 видов лечебных вод, в провинции не жарко летом, и перспективы медицинского туризма в провинцию хорошие. Однако информации о встречных поездках отдыхающих из России в Ардебиль из Ирана в Крым, каких-то совместных предприятиях на этот счет нет.

 

К числу нерешенных вопросов относится упаковка фруктов и овощей, различных видов из Ардебиля. В Иране есть все четыре сельскохозяйственных сезона, на юге нет необходимости в теплицах. Цены, например, на киви вполне конкурентоспособные, хотя это предмет восточных переговоров, которые во многих случаях серьезно затрудняют работу западным компаниям.

 

Тем не менее в год Иран посещает примерно 150 делегаций, из них только пять российских, редко бывают руководители среднего звена, эксперты. В общем, на избыток исчерпывающей и актуальной информации из Ирана пока рассчитывать не приходится. Не стоит путать многочисленные приглашения начать переговоры со способностью их успешно завершить.

 

Однако председатель торгово-промышленной палаты, палаты торговли промышленности и шахт Ардебиля отметил, что экспортировать в Россию это не только возможность иранских предприятий, но и их обязанность, такова позиция руководства Ирана.

 

Особая проблема это банковские расчеты. Некоторые крупные банки не хотят работать из-за санкций с Россией и так как американские санкции не вполне сняты не работают с Ираном. По крайней мере крупнейшие итальянские и французские банки, присутствующие в Москве, не работают в Ардебиле. У средних банков не хватает свободного капитала, это относится и к европейским банкам, и даже к Дойче Банку. Будет ли Катар докапитализировать немецкий банк, остается вопросом.

 

Проблема оттока капитала есть и в России и в Иране.

 

Финансовые проблемы могут быть решены через банк развития БРИКС, по мандату он может работать со странами, не входящими в БРИКС и, например, профинансировать добычу меди в Ардебиле. Кроме того, внести деньги в уставный капитал банка можно значительно быстрее, чем вступить в ШОС, расширение числа стран БРИКС вообще пока не предполагается.

 

Справочно:

В Ардебиле начал свою кампанию по объединению Ирана Исмаил I. Расположение на прохладном плоскогорье, среди виноградников, фруктовых садов и минеральных источников, делало его любимым местом пребывания персидского двора.

 

Во время исламского завоевания Ардебиль был самым большим городом Ирана и являлся таким вплоть до монгольского нашествия.

 

Строящийся в северной иранской провинции Гилян порт Астара будет иметь возможность обрабатывать 2 млн тонн грузов после завершения работ, сообщил генеральный директор Организации портов и морского судоходства провинции Гилян Хоссейн Чераги.

 

Махачкалинский международный морской торговый порт (авар. МахӀачхъалаялъул халкъаздагьоркьосеб ралъдал порт) — морской порт, расположенный на западном побережье Каспийского моря. Является единственным незамерзающим портом России на Каспии.

 

Построена первая очередь железнодорожной паромной переправы пропускной способностью 20440 вагонов в год, которая обеспечивает прямое железнодорожное сообщение с портами Казахстана (порт Актау) и Туркмении (порт Туркменбаши) и в перспективе — Ирана (порт Амирабад).

 

В заключение необходимо сказать о современных технологиях. Топтание на месте может продолжаться, если не обратиться к современным технологиям в мирных целях.

 

Обогнать Америку на Каспии это легко.

 

Нет причин, почему бы не сделать совместно российско-иранский катамаран при поддержке петербургских кораблестроителей.

 

HSV-2 Swift — это катамаран с алюминиевым корпусом, выполненный по технологии волнореза с оборудованием, таким как посадочная палуба для вертолета, усиленная транспортная палуба, катер и расширенные коммуникационные возможности. Судно имеет модульную конструкцию, что позволяет переоборудовать его для решения любых задач в кратчайшие сроки без длительного простоя на верфи.

 

Несмотря на то, что с носа судно выглядит как тримаран, центральный корпус между двумя поплавками не касается водной поверхности и не используется для повышения плавучести. Он нужен для уменьшения риска переворачивания судна через нос.

 

Swift — четвертый построенный Incat скоростной катамаран, выполненный по технологии волнореза.

Swift выполнил самый быстрый в истории переход с севера Большого Барьерного рифа от Кэрнса до острова Буби, Австралия со средней скоростью более 39 узлов (72 км/ч).

 

В 2007 году, во время Второй ливанской войны, HSV-2 Swift использовался для транспортировки гуманитарных грузов из Кипра в Бейрут.

 

После возвращения на морскую базу в Мейпорте (Флорида) 25 апреля, Swift стал частью системы GFS (Global Fleet Station — Станция всемирного флота), включающей в себя более тысячи военного и гражданского персонала, нанесших 12 визитов в семь стран, таких как Белиз, Доминиканская Республика, Гватемала, Гондурас, Ямайка, Никарагуа и Панама.

 

Еще проще и быстрее использовать для российско-иранских взаиморасчетов блокчейн.

 

Практически это можно сделать вместе с программистами и биржей Санкт-Петербурга.

 

Maersk, мировой лидер в области контейнерных перевозок, тестирует возможности блокчейна при оформлении грузовой документации. Компания приняла участие в создании доказательства концепции (PoC) проекта грузового документооборота. Техническую сторону проекта обеспечил Копенгагенский университет информационных технологий.

 

Основным документом при морских грузоперевозках служит коносамент (Bill of lading) документ, подробно описывающий груз, условия и стоимость перевозки, и подписанный грузовладельцем и капитаном корабля.

 

Морские контейнерные перевозки сложный бизнес с низкой маржой и переизбытком свободных мощностей, при этом стоимость изготовления и сопровождения документации может оказаться выше, чем стоимость перевозки самого контейнера. В процесс перевозки может быть вовлечено до сотни участников с пересекающимися зонами ответственности: таможня, стивидорные компании, водители грузовиков-контейнеровозов, карантинные власти и тому подобное.

 

По словам Бека, демонстрация PoC была проведена на примере поставки контейнеров с живыми цветами из Кении в Роттердам. Это стандартная поставка, цветы сейчас доставляются морским путем, срок поставки 20 дней. Проблема в том, что невозможно определить точный срок прихода груза. При этом процесс поставки контейнера с розами из Кении в Роттердам генерирует стопку бумажных документов 25 сантиметров высотой. И тем не менее это простейшая, эталонная поставка.

 

Все становится намного сложнее, когда логистика имеет дело с поставками товаров из Китая. «Мы не знаем, что происходит с грузом на пути в Европу. Мы даже не знаем, кто конечный получатель, потому что торговля происходит и во время перевозки. Собственник груза меняется во время доставки, а в процессе участвуют разного рода посредники», рассказывает Бек.

 

Тестовый код на основе блокчейна разделяет общедоступные и приватные данные в цифровом коносаменте. Так, например, продавец может предлагать компьютеры, которые он сам приобрел в Китае у производителя, и он хочет скрыть информацию о производителе от покупателя. Все эти особенности учтены в тестовой версии цифрового коносамента. По словам Бека, эта работа научила его группу многому, а Maersk получила модель документооборота на блокчейне. Теперь продолжение работы зависит от решения Maersk.

 

Цифровой коносамент не единственный проект группы. IT университет и группа Бека работают над PoC банковской системы «Знай своего клиента» (KYC) для Nordea Bank, крупной шведской финансовой группы.

 

В процессе открытия счета в разных банках клиенты вынуждены каждый раз проходить формальную процедуру KYC. Безопасная система заверенных записей на блокчейне может стать решением. Достаточно будет пройти процесс верификации один раз, а Nordea Bank станет сервис провайдером для других банков. Однако Бек указал, что для реализации такой системы необходима будет юридическая основа, или контракт, в котором будут учтены последствия для банков в случае взлома или кражи идентификаторов.

 

И еще один проект Копенгагенского IT университета демонстрация PoC системы регистрации и отслеживания автомобилей на основе блокчейна. Система создается совместно с налоговой службой Дании SKAT. Система будет отслеживать все изменения в праве собственности на автомобили и учитывать налоговые платежи. Особенность Дании в том, что налог на автомобили резко дифференцирован в зависимости от разных обстоятельств.

http://bits.media/news/transportnaya-kompaniya-maersk-planiruet-oformlyat-gruzovye-konosamenty-v-blokcheyne/

 

Сбербанк и ФАС России запустили пилотный проект Digital Ecosystem по обмену документами на основе технологии блокчейн. Цель проекта — изучить возможности распределенного хранения документов, которые могут повысить скорость, надежность и качество взаимодействия при обмене ими. В проекте принимают участие некоторые российские компании, в числе которых «Аэрофлот», «Русский Уголь», «ФортеИнвест».

http://coinspot.io/technology/fas-i-sberbank-zapustili-sovmestnyj-blokchejn-proekt/

 

У банка такое «узкое место» — это проблема доверенности на управление счетом. Эту доверенность могут выдавать не только банки, но и нотариусы, из-за чего сильно ограничены возможности ее контроля и проверки. Поэтому любой клиент, у которого есть доступ к «Сбербанк Онлайн», может пользоваться кабинетом «мои доверенности», где он будет видеть, кому он выдал доверенность, на какой срок и с каким лимитом распоряжения средствами на счете.

 

Был реализован следующий функционал: выдача доверенности, ее отзыв, поиск доверенностей и работа со счетом на основании доверенности

 

Пилотный проект по освоению технологии блокчейн на примере доверенностей стартовал в декабре 2015 года на базе распределенного реестра Ethereum.

http://bankir.ru/publikacii/20160419/sberbank-primenil-tekhnologiyu-blokchein-pri-upravlenii-schetom-cherez-doverennost-10007443/

 

Глава госкорпорации Сергей Горьков рассказал о заинтересованности банка ВЭБ в развитии инфраструктуры блокчейна в России.

 

По словам главы госкорпорации Сергея Горькова одним из последующих шагов Внешэкономбанка возможно будет инвестирование средств в создание и развитие блокчейн-инфраструктуры.

«Вероятнее всего такие разработки будут реализованы в Ленинградской области, на Кольском полуострове и в Подмосковье», — сказал Горьков.

 

К тому же он считает, что Россия имеет все основания для запуска таких проектов, начиная с дешевой электроэнергетики и заканчивая профессиональными сотрудниками в IT сфере. Не хватает лишь инициатора, который сможет это разумно совместить и обеспечить финансирование. Чье место и собирается занять ВЭБ.

https://bit.news/veb-sobiraetsya-investirovat-v-razvitie-blokchejn-infrastruktury/

 

Герман Греф, известный своей либеральной позицией по отношению к новым технологиям и криптовалютам, высказался о преимуществах блокчейна: технология делает ненужными регистрирующие органы при совершении сделок. «Когда пройдет платеж, он будет зарегистрирован на тысячах компьютеров, и никто никогда не сможет это отменить», пояснил глава Сбербанка.

http://bitcoinconf.moscow/ru/article/gref-blokcheyn-perevernyot-vse-industrii-32544

 

Таким образом, решение банковской проблемы находится вне или на границе банковской системы. Сбербанк не работает в Иране так как правовые неясности американских санкций против России и против Ирана создают значительные риски.

 

Таких рисков нет в ВЭБ. В 2015 году ВЭБ потерял возможность рефинансировать внешний долг из-за санкций и столкнулся с финансовыми проблемами. В 2016 году государство предоставило банку помощь в виде ​субсидии на 150 млрд руб., переоформления валютного депозита ФНБ на льготных условиях, а также девятимесячных депозитов Федерального казначейства на 100 млрд руб.

В конце февраля в госкорпорации сменилось руководство: президент Владимир Путин уволил Владимира Дмитриева с поста главы банка и назначил на эту должность бывшего заместителя председателя правления Сбербанка Сергея Горькова.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58093c169a79474ab5d226ac

http://www.utro.ru/articles/2015/07/31/1251282.shtml

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить