В рамках Парижского климатического соглашения
3 сентября «Деловая Россия» при поддержке администрации Президента РФ провела телеконференцию «Пограничное углеродное регулирование — вызов для российской экономики или новый виток торговых войн?», в которой участвовали более ста представителей профильных министерств и ведомств, а также крупнейших организаций, заинтересованных в разрешении проблем углеродного регулирования.
https://deloros.ru/delovaya-rossiya-provela-konferenciyu-po-uglerodnomu-regulirovaniyu.html
«Участники конференции согласились с сопредседателем «Деловой России» в том, что наша страна отстаёт в решении этого вопроса. Одной из тем разговора стал законопроект о регулировании углеродных выбросов. «Деловая Россия» в письме в адрес Минэкономразвития обратила внимание на существенные недостатки этого закона. «У нас нет точных данных по углеродному следу каждой конкретной продукции. До сих пор соответствующие измерители так и не внедрены. Есть мониторинг, но он, честно говоря, не устраивает наших западных партнёров», — отметил Антон Данилов-Данильян. Большинство участников конференции привели свои аргументы в пользу того, что закон не соответствует требованиям времени и фактически не регулирует выбросы парниковых газов».
И это уже не первая конференция ДР с аналогичными выводами по теме углеродного регулирования в РФ, в которых инициаторами и модераторами являются Антон Данилов-Данильян и директор по развитию НОПППУ Олег Плужников.
https://deloros.ru/v-delovoj-rossii-obsudili-nizkouglerodnuyu-strategiyu.html
К этому можно добавить знаменательный факт: в 2003 году А. Данилов-Данильян активно содействовал организации «Национального углеродного соглашения» (в составе учредителей РАО, РУСАЛ, АФК «Система» и др.) в целях создания национальной системы регулирования.
http://innovation.gov.ru/node/8531
Прошло семнадцать лет — где система?!
В тоже время мониторинг выбросов парниковых газов на территории РФ по данным Роскомстата и по отраслям промышленности не устраивает нас самих, а не западных партнёров. Сегодня (по данным существующего мониторинга) следуя рекомендациям МГЭИК, можно только гнобить экономику РФ, а уж о принятии здравых управленческих решений и говорить не приходится, особенно на фоне двадцатикратного занижения объёмов поглощения парниковых газов территориями России.
В своих публикациях я уже неоднократно констатировал факт отставания России от промышленно развитых стран по углеродному и экологическому регулированию на 15-20 лет. У нас ежегодно в рамках различных международных конференций и форумов десятки раз обсуждаются эти проблемы — а воз и ныне там.
Создаётся впечатление, что различные климатические тусовки и «гудки» организуются только для «выпуска пара» и для того, чтобы в России национальной системы углеродного и экологического регулирования никогда не было.
В первой половине 1990-х годов мы более пяти лет намеревались создать национальную систему регулирования парниковых газов в рамках обязательств по рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК) — и так и не создали (ФЦП «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий»).
https://base.garant.ru/2107762/
В конце 1990-х — начале 2000-х семь лет обсуждали возможности ратификации Киотского протокола. Автора сих строк в 2002 году в Правительстве РФ заверяли, что без национальной системы регулирования выбросов парниковых газов Киотский протокол ратифицирован не будет. Ратифицировали... а национальной системы как не было, так и нет до сих пор. Аналогично и с Парижским климатическим соглашением, к ратификации которого тоже «готовились» почти пять лет.
Возникает естественный вопрос: зачем ратифицировать международные соглашения, если мы не готовы или не собираемся их выполнять? В некоторой степени ответом на этот вопрос может служить интересный случай, произошедший на совещании в РСПП по инициативе Аркадия Вольского весной 2004 года. На совещании с участием приглашённых представителей министерств, Мосгордумы и НКО обсудили возможности и риски ратификации Киотского протокола, где автор сих строк представлял аргументы против ратификации КП. По окончании совещания выступил представитель стран ЕС, присутствовавший в аудитории, и заявил (дословно): «Мне надоели ваши пустые разговоры. Еврокомиссия выделила 11 млн. евро на ратификацию КП Россией. Скажите, кому их занести, чтобы решение о ратификации было принято». — И, как ни странно, осенью 2004 года решение о ратификации КП Россией без национальной системы регулирования парниковых газов было принято! Хотя годом ранее на Климатической конференции, проходившей в Москве, Президент РФ В.В. Путин высказал аргументы против ратификации.
Коррупционность принимаемых международных природоохранных соглашений без национальных систем их выполнения не вызывает сомнений. Лица, принимающие решения, ратифицируют таковые, а дальше — «хоть трава не расти». А ведь последствия и риски наступают непосредственно для субъектов хозяйственной деятельности и экономики в целом.
Ранее, в середине 1990-х, нечто подобное происходило с реализацией на территории России Монреальского протокола по веществам, «разрушающим» озоновый слой. Тогда МБРР выдели грант, а ряд стран ОЭСР скинулись и выделили около 37 млн. долларов на «специнициативу» США: закрытие на территории России заводов по производству хладонов и перевод заводов холодильного машиностроения на импортные хладоны. В результате мы потеряли и те, и другие заводы. В то время как Китай производство холодильного оборудования и «запрещённых» хладонов наращивал. А озоновые дыры как были, так и остались.
https://www.холодильник-63.рф/nedokazannaya_nauchnaya_teoriya_/
Очевидно, что в настоящее время суета представителей ДР и других апологетов Парижского климатического соглашения (ПКС) по поводу намерений введения странами ЕС пограничного углеродного налога связана не с заботой об экономике России и конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, а с борьбой за вожделенные тридцать серебренников: ах, как бы их не пронесли мимо «клюва» климатических алармистов на территории России!..
И этот тезис подтверждают ряд соображений:
Похоже, представители МЭР и МПР, равно как и другие органы ФОИВ, все эти годы делали всё возможное, чтобы разумной, экономически эффективной системы углеродного регулирования природоохранной деятельности в России не было.
Сегодня представителей ДР и других возмущает законопроект, подготовленный МЭР. А что вы хотели?
Вот, к примеру, что на эту тему возглашал ВАШ со-модератор конференции Олег Плужников, будучи чиновником МЭР несколько лет назад (04.06.2013). «Климатическая политика как комплекс мер, направленных на борьбу с изменением климата и адаптацию к его последствиям, на сегодняшний день не входит даже в первые пятьдесят приоритетов долгосрочного развития России, считает заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития (МЭР) РФ Олег Плужников: «Является ли климатическая политика одним из приоритетов долгосрочного развития РФ? — вопрошает он. — Как представитель МЭР могу сказать, что есть масса других приоритетов… моё мнение, что в топ-50 приоритетов не входит абсолютно точно», — сказал Плужников на Круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
…Минэкономразвития пока считает необходимым лишь детальное изучение опыта других стран по созданию у себя национального углеродного рынка. «Нужно ли нам форсировать создание такой системы (торговли квотами на выбросы парниковых газов)? В этом не только нет необходимости, но и есть большие сомнения в реализации той схемы, которая была принята в ЕС», — сказал Плужников».
https://ria.ru/20130604/941314362.html
И маловероятно, что климатический функционер и бывший чиновник МЭР, который много лет блокировал разработку законопроекта о регулировании парниковых газов, сегодня «переобулся».
В 2009 году был разработан проект национального уровня под названием: «Повышение энергетической и экологической эффективности экономики Российской Федерации с применением механизмов стимулирования ресурсоэнергосбережения и сокращения антропогенного воздействия в хозяйственной деятельности и сфере потребления». Проект,который в 2010 году отмечен дипломом Сенаторского клуба СФ ФС РФ на Всероссийском конкурсе инвестиционных проектов. В составе проекта был разработан законопроект об углеродном регулировании на территории РФ без введения углеродного налога. Единственным из экспертов министерств и ведомств, участвовавших в оценке проектов на этом конкурсе, против этого проголосовал только представитель МЭР...
Участники конференции, организованной ДР, обоснованно критикуют законопроект об углеродном регулировании, подготовленный МЭР, который, по словам А. Чубайса, нужно «выкинуть в мусорное ведро и ввести жесткий «углеродный налог». Так что для автора сих строк совсем не странным выглядит отсутствие обсуждения и критики на днях представленной МЭР «Концепции системы учёта, регистрации, выпуска в обращение, передачи и зачёта результатов климатических проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации».
https://www.economy.gov.ru/material/file/c9bc041a79280702939e7c28c4862f15/proekt_koncepcii.pdf
Подобное уже происходило в России более пятнадцати лет назад. В 2003 году «Межведомственная комиссия РФ по проблемам изменения климата», образованная постановлением Правительства РФ (https://base.garant.ru/4000344/) одобрила «Порядок реализации международных климатических проектов совместного осуществления» (разработанный мною под редакцией А. Бедрицкого) и поручила МЭРТ разработать необходимый для этого законопроект о порядке регулирования и оборота прав на выбросы парниковых газов (квот, или, по терминологии КП — «установленное количество») на территории РФ.
Но вместо закона последовательно выходят три Постановления Правительства РФ о реализации проектов совместного осуществления, отменяющие предыдущие:
№332 от 28.05.2007 (ред. от 14.02.2009) «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьёй 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»;
№843 от 28.10.2009 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (вместе с «Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»);
№780 от 15.09.2011 «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (вместе с «Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»)
И здесь дадим более подробные пояснения читателю.Как выстроена система торговли правами на выбросы (квотами) в странах ЕС? Каждый хозяйствующий субъект, участвующий в системе, получает разрешением определённый объём прав на выбросы, исчисленный в углеродном эквиваленте. С 2013 года за получение этого объёма прав на выбросы в странах ЕС установлена плата в среднем в размере 30 евро за тонну выбросов в эквиваленте СО2. До 2013 года (2005-2012 гг.) получение объёма прав на выбросы было бесплатным. Выдача разрешения на определённый объём прав на выбросы фиксируется в Реестре прав на выбросы (квот).
Но ещё с 2005 года за превышение установленного объёма прав на выбросы парниковых газов был предусмотрен штраф в размере 100 евро за тонну выбросов в эквиваленте СО2. При этом хозяйствующий субъект мог продать часть своих прав на выбросы (часть установленной ему квоты) другому субъекту, если его фактические объёмы выбросов были меньше объёма, установленного ему разрешением. То есть мог продать разницу между установленным объёмом прав на выбросы (квотой) и фактическими выбросами.
Если у хозяйствующего субъекта фактический объём выбросов превысил объём установленной ему квоты, то такой субъект или уплачивал штраф в размере 100 евро за тонну превышенного объёма выбросов или покупал этот объём у другого субъекта, который сократил свои выбросы относительно установленной ему квоты. При этом продажа прав на выбросы в странах ЕС другим странам, не входящим в систему торговли квотами стран ЕС, директивно запрещена без особого разрешения Еврокомиссии. Почему? Потому что фактически стоимость прав на выбросы адекватна объёму ВВП, создаваемому при выбросе одной тонны парниковых газов. В странах ЕС эта стоимость составляет свыше 3000 евро за тонну выбросов, а себестоимость затрат на сокращение выбросов составляет 100-150 евро.
В России стоимость прав на выбросы (квот) составляет около 400 долларов на тонну выбросов в эквиваленте СО2 (данная стоимость определяется как величина ВВП, создаваемого при выбросе одной тонны парникового газа). Именно этим обусловлен в странах ЕС размер штрафа за превышение квоты на выбросы в размере 100 евро за тонну выбросов: он призван создать экономические условия не сокращать свой объём ВВП. В странах ЕС выгоднее покупать объём и не сокращать выбросы, для чего и создавался Киотский протокол. Для обеспечения работы этой системы торговли правами на выбросы существует Кадастр объёмов фактических выбросов участников системы, в том числе и по конкретным странам ЕС, Реестр разрешённых объемов прав на выбросы (квот) и Реестр приобретения и передачи прав на выбросы парниковых газов по странам ЕС, в том числе по их субъектам хозяйственной деятельности. Функционирование этих трёх систем учёта позволяет странам ЕС принимать управленческие решения общего регулятора по управлению углеродным рынком прав на выбросы в странах ЕС.
В целом эта система логична и позволяет странам ЕС регулировать объёмы выбросов на своей территории, периодически сокращая объём прав на выбросы (квот), выдаваемых субъектам хозяйственной деятельности в зависимости от достигнутых результатов и поставленных целей.
В первый период КП (2008-2012 гг.) в системе торговли правами на выбросы стран ЕС произошёл обвал стоимости результатов сокращения выбросов. Это случилось в связи с хлынувшими на этот рынок результатами сокращения выбросов по так называемым проектам «механизма чистого развития» (МЧР), реализуемым в развивающихся странах по статье 12 КП, а также по проектам по статье 6 из стран с переходной экономикой, в том числе из России и Украины. В результате субъектам хозяйственной деятельности стран ЕС стало более выгодно покупать результаты проектов МЧР по стоимости 1-2 евро за тонну, чем сокращать выбросы в своих странах по себестоимости затрат 100-150 евро за тонну сокращённых выбросов парниковых газов. После этого обвала общий регулятор системы торговли квотами в странах ЕС принял решение с 2013 года об ограничении доступа на свой рынок квот на выбросы из других стран. Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что за пять лет после вступления в силу ПКС правила условия и процедуры реализации статьи 6 ПКС о совместной деятельности и взаимозачёте квот до настоящего времени сторонами ПКС не приняты. И надо понимать, что развивающиеся страны не допустят Россию к кормушке ПКС, на которую они рассчитывают уже со времён принятия РКИК (1992 г.). России дали небольшой «пряник» в рамках КП только затем, чтобы она не блокировала вступления его в силу, а далее — как всегда...
Что сделали и не сделали наши Остапы Бендеры из МЭРТ, МПР и Сбербанка, ринувшись торговать правами РФ на выбросы, установленные России в рамках закона о ратификации КП?
Сделали Сбербанк России оператором (регулятором) «углеродных единиц», а на самом деле — оператором продажи суверенных прав РФ (квот) на выбросы парниковых газов. Но подобная деятельность банка безусловно является нарушением Закона о банках и банковской деятельности….
Не создали Кадастра объёмов фактических выбросов по субъектам хозяйственной деятельности на территории РФ.
Не создали Реестра объёмов прав на выбросы (квот) в отсутствии российского закона о порядке регулирования этих прав на выбросы, разработка которого была поручена МЭРТ в 2003 году.
Создали только Регистр передачи суверенных прав РФ на выбросы парниковых газов другим странам по международным проектам, реализуемым в рамках 6 статьи КП. Назвали результаты по этим проектам «углеродными единицами» и, подменив понятия, продали суверенные права на выбросы парниковых газов РФ другим странам в объёме около 270 млн. т в эквиваленте СО2 в отсутствии соответствующего российского закона. Прокачали по этой незаконной серой схеме свыше 2,5 млрд. долларов США, подставив при этом практически под уголовную ответственность всех участников этих проектов в РФ.
Сегодня подобную вакханалию пытаются повторить, пугая при этом пограничным углеродным налогом, лоббируя необходимость введения углеродного налога в РФ и подсовывая концепцию реализации международных проектов совместного осуществления по статье 6 ПКС.
Сегодня в гражданском обзоре о достижениях ЦУР представляют Россию как полноправного участника Парижского климатического соглашения.
Господа, вы в своём уме? Россию на переговорах по климату уже с десяток лет не считают за игрока. На эту тему серьёзными экспертами написана куча статей. В ПКС для России «не нашлось места» в руководящем комитете. О Россию в поправках к КП на второй период, которые принимались в декабре 2012 г. в Дохе (Катар), буквально «вытерли ноги». Россию теперь никто не считает донором, а результаты измерения поглотительного ресурса наших территорий игнорируются.
Продолжением этого процесса и является ПКС. Мало кто обратил внимание на решение Конференции в Париже (2015 г.), где в конце имеется маленькая приписка: «Ускорить ратификацию поправки на второй период КП». Это именно та Дохийская поправка, которой Россию свели к положению «вне игры»
И сегодня, присоединившись к ПКС, представители РСПП и ДР рассчитывают, что могут повторить в рамках ПКС «серую» схему привлечения углеродных кредитов по статье 6 под результаты сокращения выбросов по проектам совместного осуществления (ПСО), которую они провернули в рамках КП? Да ещё в период санкций? То есть в обмен на снятие санкций «продать мать родную», как это неоднократно озвучивал один из защитников нашей энергетической стратегии.
Во-первых, результаты сокращения выбросов парниковых газов по проектам, реализуемым в России и в других странах с переходной экономикой, никому в странах ОЭСР не нужны. Им нужно увеличение своих прав на выбросы, которое они получали в рамках положений Киотского протокола, уменьшая объём этих прав в странах, реализующих ПСО, согласно статей 3.10 – 3.11 КП.
Из официального ответа МПР 19.06.2014 №12-50/32-36 ОГ: «По итогам реализации этих ПСО переданы в реестры других стран 254666837 ЕСВ».
То есть в результате «серой» схемы продажи прав на выбросы парниковых газов по незаконному Постановлению Правительства РФ по проектам совместного осуществления по статье 6 КП Россия продала ресурс, стоимость которого для нашей экономики составляет около $120 млрд долларов, за 2.5 млрд. А «купцы иголкины», обученные в Гарвардском университете, распилили результаты этой сделки за пределами РФ.
Почему вышеупомянутое Постановление незаконно? Потому что Правительству РФ никто законодательно не давал полномочия по продаже суверенных прав на выбросы парниковых газов («установленное количество», по терминологии КП), установленные для России законом о ратификации КП.
На 18 конференции Сторон РКИК проходившей в Дохе (Катар) приняли поправку к КП, где России устанавливается объём прав на выбросы на период 2009-2020 гг. на уровне фактических выбросов парниковых газов 2009-2011 гг. — даже несмотря на отказ России голосовать за эту поправку.
Дохийской поправкой к КП также Россию лишили возможности использовать сэкономленную квоту первого периода в размере свыше 6 млрд тонн в эквиваленте СО2 стоимостью около $2400 млрд (по стоимости прав на выбросы относительно ВВП в размере $400 за тонну в эквиваленте СО2). А по средней стоимости результатов сокращения выбросов на территории России ($30 за тонну в эквиваленте СО2) этот обнулённый (украденный Сторонами КП) ресурс России оценивается в минимальном размере свыше $180 млрд. И это происходило вопреки статье 3.13 КП, которая предусматривает возможность переноса неиспользованной квоты первого периода на последующие периоды.
Также Дохийской поправкой квота на второй период КП до 2020 г. устанавливается в размере средних годовых фактических выбросов 2008-2010 гг. В результате в настоящее время за период 2013-2020 г. Россия уже превысила квоту, установленную ей Дохийской поправкой. Сегодня, несмотря на бурно приветствуемые алармистами сокращения выбросов России относительно уровня 1990 г., Россия объёмом фактических выбросов уже превысила объём прав на выбросы, установленный ей Дохийской поправкой на второй период КП.
Думается, что в настоящее время представители РСПП — противники углеродного налога в России и сторонники его введения из ДР — играют роли «доброго» и «злого» следователя в попытках повторить аферу 2011-2012 гг. по статье 6 КП. Но, господа из РСПП и ДР, продавать-то уже нечего: с вашей помощью «всё уже украдено до вас»... Страны ОЭСР учились этому воровству более трёхсот лет. Тот же Коммерсантъ писал о Дохийской поправке ещё в 2013 году: «Парниковые газы СНГ утекут мимо протокола».
https://www.kommersant.ru/doc/2133756
Как недавно сообщила «архитектор» Парижского соглашения по климату Кристина Фигерос, «144 страны уже ратифицировали Дохийскую поправку, и осталось ратифицировать её четырем странам для вступления её в силу». И надо полагать, что это в ближайшее время произойдёт.
Россия не денонсировала Киотский протокол, а это означает, что ей предложат купить права на выбросы парниковых газов, объём которых она превысила во второй период КП (2013-2020 гг.). А «вклад» России в ПКС в размере заявленных Россией 25-30% считать не от уровня 1990 г. а от уровня фактических выбросов 2008-2010 гг. И амба — ой, простите, и амбиции представителей «гражданского» общества и WWFпо усилению обязательств РФ в рамках ПКС будут удовлетворены...
Одновременно по команде А. Чубайса в РФ будет введён углеродный налог, который добьёт остатки производства в России — к радости наших конкурентов в других странах. В итоге граждане России будут оплачивать углеродный налог за выбросы ТЭЦ на территории России, а энергетический холдинг Интер РАО будет продавать очищенную в РФ от углеродного налога электроэнергию в страны ЕС. И это не новость. Так сегодня это делают наши компании, производящие топливные брикеты и пеллеты. Выбросы от сжигания этих пеллет в странах-импортёрах... засчитываются странам-экспортёрам при заготовке леса для их производства.
В общем, лоббисты углеродного налога мечтают о профессии официанта в будущем: «Сидеть дома на «удалёнке», а чаевые получать по почте» (на банковскую карточку)». И подобный выверт для климатических алармистов уже не анекдот, а реальность: сидят дома в России, а чаевые от выгод других стран за климатический лохотрон в России получают в виде грантов. И эта спекуляция характерна не только для климатической тематики, но и для экологической. Именно поэтому сокращаются платежи за НВОС. С населения деньги за ТКО собрали свыше 100 млрд рублей, а с производителей в рамках РОП — всего несколько миллиардов, если не ничего. НДТ затеяли для технологического перевооружения — а в реальности спонсируем использование грязных и устаревших технологий с льготами по плате за НВОС. В общем, как в известном мультфильме: «братцы из ларца одинаковые с лица» исполняют любые благие намерения руководства страны. Только с точностью до наоборот.
Виктор Потапов.