Глобальное образование: перезагрузка
В пятницу премьер Дмитрий Медведев подписал постановление по программе «Глобальное образование», предполагающей обучение российских бакалавров, магистров и аспирантов в ведущих мировых вузах за государственный счет.
У этой программы долгая и непростая история. Идея возникла еще в 2010 г., а в 2011-м президент Медведев назвал ее задачей «усилить наше взаимодействие с мировой наукой, с мировым образовательным и инновационным сообществом». Программа, разработку которой поручили Агентству стратегических исследований, должна была начать действовать в 2012 г., но что-то пошло не так.
После долгого процесса доработок программой остались недовольны в администрации президента. Прежде всего критика касалась недостаточной разработки механизмов возвращения специалистов в Россию, ориентации на подготовку управленцев при нехватке квалифицированных инженеров и научно-педагогических работников, а также была связана с опасениями, что программой воспользуются дети чиновников, а не действительно перспективные студенты. В августе 2012 г. запуск программы был отложен, а уже выделенные на нее 1,5 млрд руб. направлены на другие цели.
Часть названных проблем решает подписанный президентом в декабре прошлого года указ «О мерах по укреплению кадрового потенциала РФ», предписывавший правительству доработать детали программы. В частности, штраф за нарушение условий программы увязывается с понятием целевого договора на обучение, предусмотренным новым законом «Об образовании». Общий объем финансирования программы составит около 4,4 млрд руб. в течение 2014-2016 гг., на эти деньги планируется обучить не менее 1500 россиян (максимальная сумма на обучение одного человека — 1,5 млн руб.).
По большому счету вопрос в том, будет эта программа направлена на налаживание взаимодействия с мировой наукой, а значит, на сближение с тем самым «мировым образовательным и инновационным сообществом» или же будет решать утилитарную задачу затыкания дыр в необходимых государству здесь и сейчас областях. Для ответа на него важно понимать, какие критерии намеревается использовать государство для отбора достойных поддержки соискателей. Важным показателем конструктивного подхода государства к решению проблемы может стать открытость этой процедуры и приглашение к участию в ней широкого круга экспертов, говорит Николай Гринцер, директор Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.
Единой схемы финансирования учебы студентов за рубежом не существует. В Европе и США этим занимается множество неправительственных фондов, в Китае, Грузии или Казахстане работают достаточно успешные государственные программы. В России в настоящее время подобные задачи решает программа президентских стипендий, однако ее масштабы крайне скромны: с начала ее действия в 1993 г. в рамках программы смогли пройти обучение за рубежом лишь немногим более 2000 учащихся.
Автор Николай Эппле
- Подробности
-
Категория: Эко диспут
-
Опубликовано 24.06.2014 10:40
-
Просмотров: 1750
Добавить комментарий