Экологи назвали уровень материальных потерь при паводке в Оренбургской области не соответствующим уровню современного технологического развития. Эколог Сергей Якуцени, в частности в интервью РБК заявил, что, материальные последствия от половодья неоправданно велики для технически развитой цивилизации и что причины столь печальной ситуации в игнорировании органам и власти на местах и федеральными ведомствами элементарных методик и давно известных практик по обеспечению экологической безопасности
Сергей Якуцени: «Вчера вечером, почти ночью, прячась от проливного и холодного дождя в МГРИ, давал интервью в прямом эфире для РБК. https://tv.rbc.ru/archive/chez/661d668e2ae596f265facd2b смотреть с 18 минут 20 секунд трансляции и далее.
Паводок в Оренбургской области признан ЧС федерального характера. Наиболее серьезно от паводка пострадали Оренбург и Орск. Число подтопленных домов в Оренбуржье к утру 15 апреля превысило 15 тыс.
Курганская и Тюменская готовятся к мощному паводковому подтоплению. В зоне риска дамба на Ишиме, если она не выдержит, затопит Тобольский район. Около дамб организованно круглосуточное дежурство, сотни людей выполняют свой гражданский долг, более 13 тыс. человек покинули дома.
Томская область, Алтайский край, Бурятия, разлив реки Селенга, Подмосковье, Калужская область… список можно продолжить.
Причины столь сильного половодья везде разные. В Томской области – ледяные заторы, Оренбургская, Курганская и Тюменская область – слишком быстрое снеготаяние и ещё не оттаявшая земля. Но, материальные последствия от половодья неоправданно велики для технически развитой цивилизации. То есть они рукотворны:
1. Глобально зарегулирован сток основных русских рек. Пока в северной и центральной части страны избыток вешних вод топит посёлки и города, в низовье Волги дефицит воды 5—7 кубических километров. В низовьях Дона дефицит 3—4 кубических километров.
2. Малые и средние реки перекрыты бесчисленным количеством дамб в интересах больших и малых агрохозяйств. Большая часть не стоит ни на каком учёте.
3. Пригороды и города застроены в пойменных зонах. О последствиях такого рода застройки инженеры-геологи, изыскатели, географы и гидрографы предупреждали неоднократно, но их голоса ничтожны, против той нормы прибыли, что приносит последние годы массовая жилая застройка.
• Росводресурсы — выполняют декоративную функцию и сбор денег. К региональному и страновому регулированию водных ресурсов они не способны, ни морально, ни кадрово.
• Система гидроэнергетики, вырвавшись на дикую охоту за мегаваттами, работает исключительно на себя.
• Углубление фарватеров, развитое судоходство на малых и средних реках, вы помните про такое?!
• Уничтоженная система мелиорационных и водосборных каналов на бывших совхозных и колхозных землях, вблизи городов ещё и перекрытая сплошной застройкой в стиле «город мёртвых». Отсутствие озеленения и прочее, прочее. В эту же копилку.
А между тем всё это фрагменты единой природно-технической системы регулирования поверхностного и подземного водораспределения. Когда такая система приходит в негодность гибнут цивилизации, медленно, драматично, но неотвратимо. Дворцы и сады знати пустеют, ветшают, разграбляются и исчезают, как и сама знать [https://t.me/spyakutseni/74]. И если цивилизация не принимает экстренных мер по самоспасению, её руины перекрываются, песками, глиной, наносами ила, радуя уцелевшими в слоях земных артефактами археологов совершенно иных цивилизаций.
Очевидные последствия половодья марта-апреля 2024 года в России:
- разрушение жилого фонда, промышленной, транспортной, энергетической инфраструктуры в зоне паводка;
- вымывание плодородного гумусового слоя на полях в зоне быстрых паводковых перетоков и, напротив, концентрация плодородных илов в зонах умеренного и плавного схода воды;
- частичная гибель озимых;
- неконтролируемое перераспределение потенциально токсичных веществ, накопленных в иловых отложениях…
Ситуация настолько очевидна, что требует, в первую очередь, профессионального плана построения новой страновой инфраструктуры по управлению водными ресурсами; только затем, накопления денежных средств, «окрашенных» от попыток увода их на другие, нецелевые нужды или воровства; коренного изменения принципов работы муниципальной и региональной власти, прямо препятствующей самоспасению граждан в чрезвычайных ситуациях; подготовку кадров на всех уровнях, от рабочего до инженера и руководителя, способных к столь сложной, многолетней и плановой работе; и наконец, построения и контроль за качественной работой такого рода сооружений и каналов.
Если этого не сделать в ближайшие десять лет, нас смоет без всяких сомнений»…
Александр Веселов: «В сфере природопользования крутятся огромные финансовые средства, а вот реального государственного надзора за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды у нас почти нет, что и доказывается плачевным состоянием этой сферы и ее индикаторами. То есть «человек проходит как ХОЗЯИН необъятной РОДИНЫ своей». Заметим, как ПЛОХОЙ хозяин. Который даже своим детям и внукам не хочет оставить девственные леса, чистые реки и озера, родники из которых можно напиться без риска отравления, здоровую почву и безопасные продукты питания, богатое биоразнообразие.
Что может противопоставить общество этому хищническому разграблению природных богатств и превращению планеты в безжизненную прохимиченную пустыню? Правильно- силу государства.
В связи с этим примечательна гражданская инициатива милицейского сообщества Московской области, провозгласившая недавно необходимость набора бойцов-волонтеров ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФРОНТА и создания Министерства экологической безопасности России с приданием ему «силовых» функций».
Тема борьбы с последствиями паводков на территории РФ по-прежнему сохраняет актуальность и находится в повестке дня высшего руководства страны.
Как сообщают журналисты с мест: «Борьба со стихией на Урале и в Сибири продолжается
Президент Владимир Путин постоянно следит за обстановкой и обратил внимание регионов на большую разницу между количество заявлений от пострадавших от паводка в Оренбургской области и числом получивших выплаты (по данным МЧС 402 000 заявлений на оказание финпомощи приняты и пока 44 500 человек получили выплаты). «Чего так мало? – задал вопрос чиновникам Глава государства. - И во всех других субъектах то же самое в процентном соотношении».
,
Тем временем МЧС России продолжает работу по ликвидации последствий паводка в Оренбургской, Курганской и Тюменской областях. Тысячи домовладений и объектов социальной инфраструктуры просушены и обеззаражены. Тысячи домов, дворов и дворов очищены от мусора, восстановлены автодороги. Идет работа по укреплению дамб и насыпей.