Сергей Черняховский, доктор политических наук, профессор:
Министр культуры РФ Владимир Мединский вполне резонно заметил, что "европейских ценностей" на самом деле не существует, это просто "плод нарушенной деятельности ума интеллектуалов от североатлантической пропаганды". Ведь то, что сейчас провозглашается в Европе, вообще имеет слабое отношение к европейским ценностям, как таковым. Европа сегодня находится вне европейских ценностей.
Весь свой пафос европейские пропагандисты свели к невнятной идее толерантности, неспособной ответить ни на один ею же порождаемый вопрос. Самый простой из них – можно ли быть толерантным к тому, кто не хочет быть толерантным к тебе?
В Европе имеет место абсолютизация прав всех и всяческих меньшинств. Поднявшись в XVIII веке на защиту прав человека на свободу и развитие, европейские интеллектуалы сегодня стали защитниками лишь одного "права" – на варварство и вырождение. Вместо провозглашения идеи создания справедливого и свободного общества они стали глашатаями сохранения пороков.
Нет "универсальных общечеловеческих ценностей" вообще, и нет "общепринятых европейских ценностей", в частности. Потому что для классической европейской культуры это одни ценности, а для размытой и деморализованной эпохи постмодерна – совсем другие. Европа, с одной стороны, говорит об универсализме своих ценностей, а с другой – сама же утверждает идею множественности истин. В конечном счете, это приводит к отказу от признания любой единой ценности и любого мобилизующего смысла.
Признание права инокультурных меньшинств не ассимилироваться в европейскую культуру, обернулось очевидной слабостью европейского мира. Лишенный своих смыслов, он ничего не смог противопоставить достаточно накаленным смыслам и ценностям иных культур. Если признается право каждого жить по-своему, значит, признается право инокультурного начала не ассимилироваться в основную культуру.
Существует парадокс: если признавать возможность существования единых универсальных общечеловеческих ценностей, значит, нельзя признать существование особых европейских ценностей. Либо – одно, либо – другое. Если европейские ценности тождественны общечеловеческим, значит, они не нужны. Если они им противоречат – тогда они вредны.
Но если европейские ценности состоят в том, чтобы признавать множественность истин и право каждого на свою особость, то не Россия должна признавать "европейские ценности", а Европа обязана признать право России жить по своим ценностям. Более того: это право России – признать, что именно ее ценности и есть ценности европейские, а ценности, проповедуемые сегодня элитами Евросоюза, – это отход от ценностей Европы в ее классическом понимании, то есть, продукт ее разложения и морального упадка.
Стараться не быть непохожим – это, прежде всего, значит утрачивать и свое имя, и свою субъектность, и свою индивидуальность. Одно из главных отличий нынешней России от других мировых субъектов – это то, что она не является больше держателем своего проекта развития. Странная апелляция и используемая система понятий: "имиджевые потери", "подчеркнули свою непохожесть", "в цивилизованном мире так не принято". Она все время пытается показать свою похожесть, а это неинтересно. Интересна именно непохожесть. И уважают, и считаются с теми, кто говорит: "Мы – такие, какими нам нравится быть. Хотите с нами сотрудничать – учитывайте это и договаривайтесь. Не хотите – посчитайте, во сколько вам это обойдется".
Европейская цивилизация, в том числе и Россия, как ее составная часть, в военном и экономическом отношении пока остается доминирующей в мире. Но в культурно-цивилизационном смысле с ней сегодня происходит то же, что происходило в результате длившихся с IV по XI век нашествий с Востока. И если тогда европейская цивилизация научилась сражаться за свою идентичность, то сегодня все культурные центры Европы больше напоминают колониальные города.
В цивилизованном мире поступают по-разному. Потому что сами цивилизации – разные. В США, например, не поступают так, как поступают в Китае, в Саудовской Аравии – не так, как в США. Цивилизация – это система запретов. У одних они одни, у других – другие. Четверть века назад в СССР было не принято есть в кинотеатрах во время сеанса, а в США это считалось нормой. Сегодня это стало нормой и в России. Показательное, но очень спорное достижение цивилизации.
"Общечеловеческие ценности" пусть остаются Горбачеву. У российской цивилизации свои ценности и запреты, у западно-европейской – другие, у американской – третьи. Мы не лишаем их права на их запреты, пока они не начинают навязывать их нам. Каждая цивилизация имеет право на свои запреты, и пока она их имеет, она остается цивилизацией.
Конечно, при общении и поиске взаимопонимания нужно искать то, что тебя с возможным партнером объединяет. Но это не значит, что нужно скрывать то, что отличает. Потому что, скрывая различия, ты либо будешь выглядеть неискренним и пытающимся обмануть партнера, либо окажешься подстраивающимся под него сателлитом – и именно так он тебя будет воспринимать, уже не признавая за тобой права на отличие, на твои интересы и твою особость. А уважают только тех, кто уважает себя сам. И если базовые европейские ценности в каком-то виде сегодня и сохраняются, то уже не в Европе, а, скорее, в России.