Климат поверх барьеров: С "прямой линии" Владимира Путина
Владимир Путин в рамках "прямой линии" остановился на вопросах экологии и климата.
Он еще раз напомнил, что глобальное климатическое соглашение без США не имеет смысла, но добавил, что президент Трамп не отказывается от сотрудничества по климату, и США могут предложить новый формат общения в области экологии и климата. Более того, Путин сообщил, что экологическая и климатическая тематика, наряду с договорами по нераспространению оружия массового уничтожения, могут стать перспективными площадками для выстраивания отношений между РФ и США на новой прагматичной, безэмоциональной основе.
Александр Перепечко
Во время прямой линии с Президентом страны Владимиром Путиным люди обозначили главе государства несколько экологических проблем. Одна из самых острых – свалки. В частности, крупнейшая свалка Подмосковья, расположенная в г. Балашихе, подходит вплотную к жилым домам, что нарушает все допустимые нормы.
Ольга Тимофеева, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды комментирует:
- Свалки – проблема всех регионов страны. Жители Балашихи подняли только один из вопросов: почему свалка расположена рядом с жилыми кварталами? По СанПиН минимальная санитарная зона – 500 метров. В зависимости от мощности полигона она может доходить и до километра.
Но это не единственный вопрос. На самом деле их много: почему на свалки, ресурс которых уже исчерпан, продолжают везти мусор? Почему у нас большая часть отходов просто складируется на полигонах и только малая доля перерабатывается? Мы растим горы мусора. В том же Подмосковье, в районе Долгопрудного, уже возвышаются искусственные горы из наших с вами отходов. А общая площадь свалок в нашей стране сопоставима с площадью Швейцарии. Поэтому всем очевидно, что назрела реформа отрасли. Надо менять подходы, надо не только каждую свалку взять на контроль, нанести на карту, что уже сделано в рамках проекта ОНФ «Генеральная уборка». Надо начинать делать следующие шаги: каждую свалку приводить к нормам или ликвидировать. И главное – менять подходы в работе с мусором. Сейчас у нас в мусорку попадают бумага, картон, пластик, лампы и батарейки – а все это должно идти в переработку, часть – во вторичное использование.
Реформа в сфере обращения с отходами отложена до 2019 года, но это не означает, что до декабря 2018 года можно ничего не делать. Регионы уже могут и должны включаться в реформу. Наш комитет взял ее на строгий контроль, смотрим, как реализуются мероприятия и какие есть проблемы. Сейчас готовится законопроект, стимулирующий раздельный сбор мусора, и другие поправки. Мы считаем: если сейчас регионы не будут налаживать новый механизм работы с отходами, то в январе 2019 года люди получат новые платежки за мусор и спросят «за что мы платим?»
Также жители поселка Хужир на острове Ольхон на Байкале пожаловались на строгие природоохранные нормы, не позволяющие строить объекты инфраструктуры: дороги, системы водоснабжения и прочее.
Ольга Тимофеева, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды комментирует:
- Проблема в том, что в 2014 году была установлена граница водоохранной зоны Байкала, которая совпадает с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Здесь проживает большая часть населения БПТ. С этим связано много ограничений, люди практически не могут ничего построить.
Мы понимаем, что вопрос связан с поиском баланса между интересами развития населенных пунктов и охраной озера Байкал. В портфеле нашего Комитета сейчас есть законопроект, который связан с этой проблемой. Этот законопроект, в частности, к сожалению, проблему решить не сможет. Но, когда какие-либо законопроекты к нам попадают, даже если они плохо проработанные и не могут быть приняты в предложенном варианте, мы всегда стараемся понять суть: что заставило людей выступать с такой законодательной инициативой? Это сигнал для нас, что существует проблема, которую надо изучать и искать пути решения. Поэтому мы сейчас обсуждаем эту проблему с экологами. Решаем, какой путь правильный: можно ли оставить границу, но ослабить часть ограничений, или надо изменить границу водоохранной зоны Байкала. Есть мнение экспертов, что действительно границы водоохранной зоны могут быть смещены без вреда для экологии озера.
То, что этот вопрос был задан президенту в ходе прямой линии, еще раз доказывает, что проблема существует, ее надо решать.
Людмила Воробьева
ведущий советник аппарата
Комитета ГД по экологии
и охране окружающей среды
Угольную пыль в Находке уже не первый месяц обсуждают и осуждают не только местные жители, но и всё Приморье. Глава московского отделения Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов в интервью Главному редактору "ЭкоГрада" Игорю Панарину прокомментировал ситуацию
Панарин И. В.: Добрый день, с вами в эфире журнал «ЭкоГрад», Панарин Игорь. У нас на связи представитель старейшего в нашей стране природоохранного общественного института- Всероссийского общества охраны природы, Элмурод Расулмухамедов. Скажите, Элмурод, Вы сейчас наверняка тоже слышали выступление в прямом эфире нашего президента Владимира Владимировича Путина, я хочу обратиться к Вам за комментарием по поводу вопроса, который прозвучал из детских уст, из уст общественника- юного эколога по поводу перегрузки угля в Находке, по поводу угольной пыли, которой застлан весь город, от чего страдает экология. Президент пообещал юному экологу разобраться в ситуации. Нам известно, что Вы были в этих приморских портах: в Ванино и Находке. Хотелось бы услышать Ваш комментарий о состоянии дел в этих городах.
Элмурод Расулмухамедов: Да, действительно проблема существует. Мы как раз ездили, когда возникла ситуация с тем, что угольная пыль стала попадать в город Ванино. Тогда были выработаны рекомендации по увлажнению поверхности зоны обработки угля и было выявлено, что в город пыль стала попадать после того, как была спилена специальная защитная лесополоса. Традиционно эта лесополоса между городом и портом сохранялась много лет, не позволяла пыли и грязи попадать в жилые районы. Было принято решение, что лесополоса будет восстановлена и коллеги уже этой осенью должны начать необходимые посадки. А для устранения запыленности на территории были оперативно приобретены специальные водяные пушки, похожие на те, из которых делают снег. И зоны переработки угля теперь накрываются рассеянной водяной пылью для того, чтобы угольная пыль не летела. Кроме того, для сортировочных комплексов, которые используются в портах, были предложены модернизации - сделаны специальные рукава из резины, которые не позволяют распространяться угольной пыли.
Проблему можно ликвидировать достаточно быстро, в частности Ванинский порт потратил всего 40 дней, с учетом доставки водяных пушек.
Панарин И. В.: А что касается Находки? В Находке там так же?
Элмурод Расулмухамедов: В Находке примерно такая же ситуация - это болезнь всех наших портов, где используется грейферная перевалка угля. Открытым способом грейфером достается уголь и при перевалке пыль летит. Я думаю, что находкинским ребятам эта рекомендация была направлена, потому что рекомендации нами давались в рамках расширенного совещания, которое проводил профильный заместитель губернатора. Опыт уже есть, сейчас просто надо взять эти рекомендации и быстро развернуть для решения проблем. Довольно дешевое и быстрое решение, все в пределах нескольких десятков миллионов рублей, что для крупного порта затраты вполне себе позволительные.
Панарин И.В.: Я хочу напомнить, в нашем эфире был представитель старейшего в нашей стране природоохранного института Всероссийского общества охраны природы, Элмурод Расулмухамедов. Спасибо Вам большое.
Элмурод Расулмухамедов: И Вам спасибо.