«Экологическая экспертиза в России: хроника пикирующей деградации»

«Экологическая экспертиза в России: хроника пикирующей деградации» - фото 1Тезисы: А.К. Веселов - председатель Рабочей группы по общественной экологической экспертизе проектной документации по внедрению наилучших доступных технологий и строительству опасных производственных объектов Общероссийского гражданского форума, к.ю.н.

 

        1. Федеральный закон «Об экологической   экспертизе»   за   26 лет   своего действия под   влиянием   промышленного лобби превратился в красивый   фантик с маленьким   сладким леденцом,   а практика   применения   этого закона неуклонно деградирует из года в год:

 

- перечень   объектов ЭЭ сократился в несколько раз, К примеру,     из опасных объектов остались только проекты   по 1 категории опасности;

- Государственная градостроительная экспертиза, проводимая  ФГБУ «Главгосэкспертиза» Минстроя РФ , увы, не смогла   заменить   в полном объеме   экологическую экспертизу,   к   тому   же градостроительное законодательство не предусматривает   механизмов   участия    общественности в   ее   проведении и закрепленный в   Градостроительном   кодексе   РФ   (ст. 2 Гр К РФ) принцип   осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, и тем более принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения такого участия , не реализованы   в подзаконных     нормативных правовых актах.

 

 ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 3) указывает на обязательность реализации следующих принципов:

 

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (не соблюдается, т.к. в ст. 11   ФЗ   оставлены только 13   объектов ЭЭ , а 2 из них   фактически не применяются (проекты ФЦП и проекты   нормативно-технических документов);

- комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий (…не соблюдается, т.к. последствия хозяйственной в материалах ОВОС, как правило, не указываются, либо декларируется их отсутствие);

 - обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы (…не соблюдается в полном объеме, т.к. ЭЭ не вправе рассматривать     проект с точки зрения опасности для здоровья человека);

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу (…не соблюдается, т.к. проекты, как правило, основаны на недостоверных и не полных материалах   инженерных изысканий. ОВОС, ПМООС и эти разделы не соответствуют локальной смете расходов на природоохранные мероприятий и компенсационные выплаты);

 - независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы (не соблюдается, т.к. эксперты находятся в прямой зависимости от органа экологической экспертизы, экспертные комиссии формируются кулуарно, процедура проведения заседаний закрыта от заинтересованной общественности);

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы (…не соблюдается, т.к. отсутствует   механизм отказа органа ГЭЭ об утверждении заключения экспертной комиссии в случае его несоответствия требованиями законодательства, объективность заключений не может быть обеспечена 6 -ю «узкими специалистами-экспертами» и т.д.);

 - гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения (…не соблюдается, т.к. предмет   ЭЭ не размещается на сайтах (нет свободного доступа), общественные организации и научные   учреждения не приглашаются на слушания , участие в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ незаконно ограничено, заключения   ОЭЭ   не рассматриваются, экспертные заключения ГЭЭ   не публикуются, право на организацию и проведение   общественных слушаний ст. 12 ФЗ «Об ООС» общественными организациями игнорируется;

 - ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы (…не применяется, нет практики привлечения к ответственности экспертов ГЭЭ и органа ГЭЭ).

 

 Общие недоработки проектной документации и процедуры ГЭЭ:

 

- неполнота и недостоверность результатов инженерных (инженерно-экологических) изысканий (Ст. 47 ГрК РФ устанавливает обязательность инженерно-экологических изысканий (ИЭИ);

- недостоверная статистическая и мониторинговая информация о состоянии окружающей среды в разделе ОВОС, (в т.ч. анализа экологической ситуации на предоставляемом участке);

- неконкретность и декларативность разделов «Перечень мероприятий по ООС» проектной документации;

- локальные сметы проектной документации не обеспечивают финансирование заложенных проектом природоохранных мероприятий;

- отсутствует взаимное соответствие материалов ОВОС результатам ИЭИ, соответствие ПМООС разделу ОВОС, соответствие локальной сметы расходов разделу ПМООС;

- недостаточный уровень подготовки экспертов ГЭЭ, в т.ч. по экологическому праву.

 

 

 2. Информация о влиянии намечаемой хозяйственной деятельности должна быть полностью открытой

 

 

ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». (введен в действие с 1 июля 2021 года).

Ст. 13 Деятельность контрольного (надзорного) органа по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытой, не подлежит сокрытию информация, касающаяся причинения вреда здоровью и угрозы жизни людей. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает открытость и доступность для контролируемых и иных лиц сведений, установленных федеральным законом.

 

Ст. 4.3.   ФЗ «Об охране   окружающей   среды» об открытости экологической информации.

 

Чиновники обязаны сообщать гражданам реальную информацию о состоянии окружающей среды. Документ разработан Правительством РФ   по поручению Президента РФ. Сведения о состоянии окружающей среды очень важны для всех жителей России. В связи с этим в законе «Об охране окружающей среды» закрепляется норма о том, что доступ к такой информации должен быть открыт как для граждан, так и для юридических лиц. Исключение составляют сведения, составляющие государственную тайну. Соответствующие изменения также внесены в законы о гостайне и о коммерческой тайне. Информация о состоянии окружающей среды теперь не является объектом коммерческой тайны.

 

Установлено, что данные о состоянии экологии необходимо размещать в открытом доступе на официальных сайтах госорганов и местных органов власти, в информационных системах. Кроме того, чиновники обязаны будут предоставлять такие сведения по запросу.

 

К экологической информации, которую следует публиковать в открытом доступе, относятся сведения о состоянии воздуха, о выбросах предприятий, о состоянии водоемов и качестве воды, о состоянии почв, радиационном фоне и системе обращения с отходами. Этот перечень не может быть сужен, а может только расширяться,

 

 

Кроме того, согласно ст. 12 ФЗ «Об ООС» ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ВПРАВЕ обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. А эта информация содержится как раз в заключениях ГЭЭ по объектам экспертизы. К тому же сама ЭЭ является одной из мер по ООС.

 

Ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» или иные ФЗ не относят заключение экспертной комиссии ГЭЭ к категории информации с ограниченным доступом и не содержит запрета на предоставление этой информации заинтересованной общественности

 

Минприроды РФ НЕОБОСНОВАННО сводит в неустановленному законом понятию – «результат ГЭЭ» (ст. 19 ФЗ «Об экологической экспертизе» дает право получения информации о результатах ГЭЭ) только информацию о реквизитах заключения ГЭЭ и выводу экспертного заключения. Тогда как    п.7 с т. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» указывает, что результатом проведения государственной экологической экспертизы является экспертное заключение. В то же время ст. 25 ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает, что заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

 

 

При этом и заключение ГЭЭ и заключения ОЭЭ содержат одну и ту же информацию об одном и том же проекте, его влиянии на окружающую среду, что недопустимо и запрещено скрывать от общественности.

 

3. «Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду», утвержденные приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года N 999, введены в действие с 1 сентября 2021 года и предусматривают:

- ОВОС разрабатывается не только по объектам ГЭЭ;

- обязательность участия общественности в организации и проведении процедур ОВОС, включая общественные обсуждение (слушания);

- материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов, оценку альтернативных вариантов реализации, в том числе, в трансграничном аспекте, соответствия документам территориального планирования,

- описание состояния окружающей среды по месту размещения объекта;

- предусмотрено дополнительное информирование общественности путем распространения информации, указанной в уведомлении, по радио, на телевидении, в периодической печати, на информационных стендах органов местного самоуправления, через информационно-коммуникационную сеть "Интернет", а также иными способами, обеспечивающими распространение информации;

- протокол слушания подписывается, в том числе, представителями общественных организаций, принявших участие в слушаниях.

 

 

Форму обсуждений выбирает заказчик, но статья 9 ФЗ «Об экологической экспертизе» также к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы   относиторганизацию общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной деятельности. То есть проведение общественных слушаний по   намечаемой деятельности не отнесено к функциям ОМСУ. Тогда как ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает право общественных организаций организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Но порядок проведения таких слушаний не установлен законодательством и может регулироваться      положениями самих общественных организаций, а при совместном проведении слушаний с ОМСУ - соответствующим положением, утвержденным конкретным ОМСУ.

 

 

        Минприроды РФ необоснованно считает, что на заседаниях экспертных комиссий могут присутствовать представители только   общественных организаций, проводящих ОЭЭ по конкретному проекту, но ФЗ «Об экологической экспертизе» и регламент ее проведения не содержат таких ограничений.

 

 

        4. Выводы

 

Есть еще много нестыковок и не работающих норм в действующем законодательстве в сфере экологической экспертизы, но консервативная позиция Правительства РФ, Минприроды РФ и Росприроднадзора не позволяет повышать эффективность данного правового инструмента посредством изменения законодательства и совершенствования практики правоприменения, что приводит в деградации этого института, повышению его коррупциогенности и снижению влияния на состояние окружающей среды.

 

       5. Основные направления реформы законодательства в данной сфере:

 

- распространение действия ФЗ «Об экологической экспертизе» в части принципов, предусмотренных ст. 3 ФЗ, на государственную градостроительную экспертизу, для чего внести дополнения и изменения в Градостроительный кодекс РФ;

- включение в объекты ЭЭ проектов опасных производств 2 и 3   категории опасности;

- приведение подзаконных актов в полное соответствие с установленными ст. 3 ФЗ принципами экологической экспертизы и требованиями иных федеральных законов, устранение всех незаконных ограничений по открытости, гласности и участию общественности в   процедурах ГЭЭ, включая учет обоснованного общественного мнения.

       А.К. Веселов. 2 декабря 2021 г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить