Общественники для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал объединили свои усилия и написали открытое обращение в Росприроднадзор. Защита озера Байкал привела к объединению общественных сообществ Иркутской области и Республики Бурятия
Как сообщает корреспондент "ЭкоГрада", на протяжении последних лет неоднократно проводили совместные работы по разработке и внесению изменений в НПА в 2019-2020 гг. природоохранного законодательства на Байкальской природной территории, сообща, в том числе и с Социально-экологическим фондом «БайкалЭкоДействие» Республики Бурятии
Так, проводя проверки законности нахождения в 20 метровой зоне забора воды из озера Байкал, оборудование установлено в строении на земельном участке рядом со стационарной больницей р.п. Листвянка Иркутского района, которая также расположена в непосредственной близости к озеру Байкал, на берегу озера, также нами, в результате общественных рейдов 2014-2016 гг. и в марте 2021 года на данных земельных участках были установлены нарушения санитарного и природоохранного законодательства. Обрабатывая полевые материалы, связались с директором Социально-экологического фонда, который также проводил проверку на земельном участке, данного юрлица, сначала в Выдрино, а затем и здесь в р.п. Листвянка и фондом было установлено, что БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК «Море Байкал» (ИНН 3849011431) является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:030108:9 по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Горького, 6.
АО «ОЛХИНСКИЙ ИСТОЧНИК» (ИНН 3808157960) осуществляет забор воды из поверхностного водного объекта - озера Байкал посредством водопроводной насосной станции первого подъема (к.н. 38:06:030108:95), принадлежащей на праве собственности БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК «Море Байкал»и водовода - гидротехнического водопроводящего сооружения в виде трубопровода для подачи воды от места водозабора в озере Байкал, состоящего из берегового, прибрежного и глубинного участков.
АО «ОЛХИНСКИЙ ИСТОЧНИК» осуществляет деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта - озера Байкал.
БАЙКАЛСИ КАМПАНИ АО ГК «Море Байкал» использует полученную воду для производства бутилированной воды с последующей реализацией неопределенному кругу лиц.
АО «ОЛХИНСКИЙ ИСТОЧНИК»осуществляет подачу воды неограниченному кругу лиц через установленную на границе территории Земельного участка колонку. ((Фото и видео данной водоколонки с общественного рейда марта 2021 года прилагаем. Но, обещали водоколонки по всей улице установить, по факту только одну, которая не всегда работает. (см. видео и фото рейда общественного контроля)).
Фонд в своем обращении к Росприроднадзору сообщает. «Несмотря на кажущуюся правомерность указанной выше деятельности в документах, необходимых для ее осуществления, содержатся очевидные нарушения действующего законодательства., допущенные, в том числе Вашими подчиненными.
1. В 2014 году Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории по заказу ЗАО «Олхинский источник» (до преобразования) проведена государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) по объекту «Сооружение вспомогательного использования по забору глубинной воды для водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов р.п. Листвянка». Положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ утверждено приказом Управления от 29.12.2014 № 1761-од.
Строительство объекта и все пусконаладочные работы осуществлены в 2015 году на основании указанного Заключения, что подтверждается Актом проверки Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры от 01.12.2016, проведенной на земельном участке с кадастровым номером 38:06:030108:9.
Но утвердить зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на этот объект не получилось.
2. Зоны охраны были утверждены на другой водовод.
Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 08.06.2017 № 14-мпр, «первый пояс зоны санитарной охраны водозабора глубинных вод озера Байкал на мысе Лиственичный в р.п. Листвянка Иркутского района Иркутской области», водозаборное сооружение в виде водовода должно пролегать от Насосной станции по земельным участкам к.н. 38:06:030108:9, 38:06:030108:8 и 38:06:030108:7 (подземная часть) и уходить в озеро Байкал в пределах участка к.н. 38:06:030108:7, что позволяет распространить первый пояс (зону строгого режима) в размере 100 м. во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды.
На расположение водовода в таком виде государственная экологическая экспертиза получена не была. Чтобы проложить водовод в таком виде, как указано в этом приказе, необходимо было внести изменения в проектную документацию и получить новое заключение экологической экспертизы.
3. При сопоставлении результатов подводного обследования, а также материалов, по которым было выдано заключение экологической экспертизы с объектом и границами зон санитарной охраны, установленных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области № 14-мпр от 08.06.2017, следует, что Водовод выполнен по проекту, по которому ранее (06.07.2015) отказано в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области.
При всей очевидности того, что экспертиза пройдена по одному объекту, а зоны санитарной охраны утверждены в отношении иного объекта, никаких мер Вашими сотрудниками предпринято не было.
4. Необходимо отметить, что Земельный участок, Насосная станция и водовод находятся в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, что подтверждается распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р «О границах Байкальской природной территории».
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
В соответствии с п. 7.1 ст. 11 и п. 4.1 ст. 12 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы (далее ГЭЭ) являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения на Байкальской природной территории.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 30 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Межрегионального Управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 29.12.2014 № 1761-од, вообще утратило юридическую силу в связи с внесением изменений в проектную документацию (для утверждения зон охраны источника питьевого водоснабжения с соблюдением 100 метровой зоны от уреза воды была необходимость проложить водовод не через участок 38:06:030108:9, а через 38:06:030108:8, 38:06:030108:7 и 38:06:030108:6, которые и были приобретены для этой цели после отказа в утверждении зон санитарной охраны).
5. В соответствии с Генеральной схемой Прибайкальского государственного природного национального парка поселок Листвянка входит в границы Прибайкальского национального парка, в связи с чем требуется получить разрешение на строительство в уполномоченном органе, а до получения разрешения на строительство согласовать вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта с Минприроды России до начала ее осуществления, чего сделано не было.
6. Кроме того, земельный участок к.н. 38:06:030108:9 полностью огорожен с ограничением доступа к воде, что подтверждается Актом осмотра, обследования территории земельных участков к.н. 38:06:030108:9, 38:06:030108:8, 38:06:030108:7 и 38:06:030108:6 с участием представителя общественности.
Частью 1 статьи 6 Водного Кодекса РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Водного Кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Согласно части 6 статьи 6 Водного Кодекса РФ для целей обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам установлена береговая полоса – полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров.
Лицо, владеющее земельным участком, расположенным в пределах береговой полосы водного объекта, не должно допускать ограничение свободного доступа к водному объекту и его береговой полосе. Понятие свободный доступ подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно, без ограничений.
Таким образом, полученные Фондом сведения свидетельствуют о том, что положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Межрегионального Управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 29.12.2014 № 1761-од, необходимое для осуществления деятельности по добыче водных ресурсов из озера Байкал, утратило юридическую силу и в настоящее время на объекте осуществляется деятельность в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Кроме того, проведенной Фондом проверкой установлено, что единственной целью строительства водозабора в р.п. Листвянка Иркутского района является получение прибыли от продажи бутилированной воды, основная масса которой поставляется в КНР, а задекларированная бенефициарами данного бизнеса цель по водоснабжению населения р.п. Листвянка является лишь ширмой для придания законности своего высокодоходного бизнеса по реализации природных ресурсов – чистейшей байкальской воды.
Полагаем, что имеются все основания для проведения проверки в отношении указанного объекта.
Для сведения, Фонд является некоммерческой организацией, целью которой, в соответствии с Уставом, является содействие защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды.
Росприроднадзор в пределах своих полномочий на основе обращений граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций через федеральную государственную информационную систему общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляет выявление нарушений законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, принятие предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В случае Вашего отказа в проведении проверки по приведенным выше сведениям, оставляем за собой право на обращение за защитой прав, свобод и законных интересов граждан в суд.
На основании изложенного,
ПРОШУ:
- Провести проверку по факту осуществления деятельности на объекте, в отношении которого утверждение зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения невозможно и привлечь к ответственности лиц, осуществляющих такую деятельность;
- Провести проверку по факту ведения деятельности на объекте, в отношении которого экологическая экспертиза утратила силу и привлечь к ответственности лиц, осуществляющих такую деятельность;
- Провести проверку по факту ведения деятельности на объекте, на который не было получено разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию в уполномоченном органе, привлечь к ответственности лиц, осуществляющих деятельность в отсутствие указанных разрешений и предпринять меры по сносу объекта, нарушающему санитарно-эпидемиологические, экологические и градостроительные нормы;
- О результатах рассмотрения данного обращения и принятых мерах сообщить в ФОНД в установленном законом порядке с приложением соответствующих документов.»
Таким образом, Фонд обратился кроме надзорных и контролирующих органов в суд. Арбитражный суд Иркутской области исковое заявление принял, в апреле состоится предварительное рассмотрение иска.
Общественный контроль Иркутской области подтверждает наличие указанных Фондом нарушений и направляет со своей стороны ходатайство о проведении проверки, в том числе, обращение от иркутских общественников к общественникам Республики Бурятия, в лице Фонда, на имя которого направлено обращение о совместной работе по соблюдению санитарных и природоохранных законодательств на данных земельных участках расположенных в р.п. Листвянка завода компании «Море Байкал» по забору и розливу байкальской воды на заводе выпускающем «Иркутскую воду» и воду с глубин озера. О результатах совместной работы общественников Республики Бурятия и Иркутской области сообщим по результатам.
С уважением Любовь Аликина