Мусорный коллапс грозит 19 регионам России, подсчитали в Госдуме. Девятнадцать регионов РФ рискуют столкнуться с мусорным коллапсом из-за отсутствия полигонов для утилизации отходов или исчерпанности их емкости, а также резким подорожания услуги для населения. Такие данные мониторинга комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды привел глава комитета Владимир Бурматов.
Ранее Бурматов сообщал, что возглавляемый им комитет проводит мониторинг реализации "мусорной реформы". Как рассказал глава комитета, по состоянию на 17 октября 2018 года полностью перешли на новую систему обращения с коммунальными отходами только в 12 субъектах Российской Федерации.
"Всего в зоне риска в связи с реализацией новой системы обращения с ТКО с 1 января 2019 года находятся 19 субъектов Российской Федерации. Им грозит мусорный коллапс", — сказал Бурматов.
Так, сообщил Бурматов, в этот список попали Алтайский край, Башкирия, Бурятия, Москва и Московская область, Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Крым, Дагестан, Ингушетия, Коми, а также Калужская, Кемеровская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Орловская, Самарская и Тверская области.
ЗОНЫ РИСКА
Всего комитетом было выявлено три фактора рисков, грозящих регионам "мусорным коллапсом". Так, в 9 субъектах РФ на данный момент только объявлены конкурсные процедуры по выбору региональных операторов — Алтайский край, Воронежская область, Кемеровская область, Магаданская область, Пермский, Краснодарский и Красноярский края, Самарская область, Дагестан. При этом в Москве конкурсная процедура по выбору регионального оператора до сих пор не начата, сообщил Бурматов.
"С учетом того, что процедура подписания соглашения с отобранным оператором и установления тарифа на практике занимает от 2 до 5 месяцев, указанные выше 10 регионов могут столкнуться с проблемой остановки вывоза ТКО из мест накопления с 1 января 2019 года", — сказал он.
Кроме того, в ряде регионов, по его словам, соответствующие полигоны просто отсутствуют — например, в Дагестане, а в целом ряде субъектов емкости полигонов находятся на грани исчерпания. Бурматов пояснил, что процесс разработки проектно-сметной документации, строительства, оборудования и ввода в эксплуатацию нового полигона на практике занимает от 8 месяцев до 1,5 лет в зависимости от мощности. В этой связи указанные регионы могут столкнуться с отсутствием легальных полигонов для захоронения коммунальных отходов.
Комитетом также были выявлены регионы с риском многократного роста платы за обращение с отходами: Ингушетия – прогнозируется рост ежемесячных затрат семьи из трех человек с примерно 76 до 1399 рублей (рост на 1746%), Курганская область – с 77 до 630 рублей (714%), Коми – с 145 до 761 рублей (424%). При этом, сообщил депутат, в ряде регионов также зафиксирован многократный рост платы за услугу по вывозу мусора, который затронет не весь регион, а его отдельные зоны: Красноярский (5530%) и Пермский края (538%), ЯНАО (2845%), Нижегородская (1585%), Астраханская (855%), Иркутская (338%), Воронежская (304%) области.
В декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, который закрепляет раздельный сбор мусора в России, а также содержит меры по стимулированию предприятий и россиян к раздельному сбору отходов. Все субъекты РФ к 1 мая должны были заключить соглашения с региональными операторами по обращению с отходами. Однако, согласно мониторингу думского комитета по экологии и охране окружающей среды, к 1 июня региональные операторы были выбраны только в 69 субъектах Российской Федерации. В середине октября сопредседатель Центрального штаба ОНФ, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева заявляла о том, что девять российских регионов не имеют подходящей инфраструктуры и установленных тарифов для перехода на новый порядок обращения с отходами, который должен вступить в силу с начала 2019 года.
https://realty.ria.ru/20181022/1531182510.html
И вот 12 декабря телеграм-канал ЭкоБаттл сообщает, что «возможно, экстренное дезавуирование мусорной реформы, которым начала заниматься Госдума, кому-то кажется единственно возможным выходом, чтобы избежать коллапса отрасли отходов в масштабах всей России с 1 января 2019 года, сообщают «ЭКОБАТТЛ и «Зеленый змий»
Ведь, положа руку на сердце, следует признать: часть страны к реформе не готова. Прежний состав Правительства упустил динамику процесса, а новому — не хватает времени, чтобы реанимировать «пациента».
Можно долго и жестоко наказывать тех, кто подставил президента Путина, вице-премьера Гордеева, архитектора Майского указа Белоусова и прочих первых лиц государства, которых чиновники ввели в заблуждение, рапортуя о "маленькой победоносной войне" с мусором. Лучше от этого не станет.
Следует помнить одно: в 2017 году Президент прилюдно пообещал, что еще одного переноса срока экологических реформ не будет. И всем нужно, засучив рукава, к этому готовится.
Большая часть губернаторов услышали Путина и готовы работать в новой системе координат. Да, начало реформы будет сопровождаться ошибками. Но они должны выявляться и оперативно устраняться.
Но зачем коверкать законодательство? Зачем разрешать работать с отходами и захоранивать их без лицензии? Зачем легализовывать незаконные свалки и создавать мощнейший коррупционый инструмент в масштабах всей страны?
Полагаем, лучше прислушаться к мнению спецслужб, которые на днях в докладе Президенту честно признали: ряд субъектов РФ к реформе в очередной раз не подготовились, и нужен хотя бы еще один год, чтобы перейти на новую модель.
Такое решение — отложить реформу на год — было бы честнее. И нанесло бы экологии меньший ущерб, чем продвигаемые в Госдуме поправки о легализации "пиратских" свалок до 2023 года и пр.
Шутки — шутками, а законопроект Госдумы об отсрочке мусорной реформы способен подкорректировать «зелёные» параграфы аж Майского указа Президента.
Сравните сами — и почувствуйте разницу.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204:
«Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов».
Проект № 581681-7 во втором чтении неизвестных авторов:
« До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющий его функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации».
Кто выиграет в этой эпической схватке? Майский указ Президента или несколько владельцев «пиратских» свалок, которые шантажируют Правительство РФ мусорным коллапсом на Дальнем Востоке, в Челябинске, районах Крайнего Севера и пр.?
Запасаемся попкорном и помидорами.
ЭкоБаттл:
Наш благотворительный телеграм-марафон вокруг отсрочки мусорной реформы продолжается.
Учитывая, что поправки в закон «Об отходах производства и потребления» пойдут через комитет по экологии Госдумы, его председатель Владимир Бурматов @burmatoff должен быть заранее готов к ответам на следующие вопросы:
1. По информации экспертов, благодаря данным поправкам в России будет легализовано 980 свалок, не имеющих разрешительной документации и лицензий. Так ли это?
2. Какой статус будут иметь свалки, включенные субъектами Федерации по согласованию с Минприроды в «Перечень», прописываемый законопроектом?
3. В какую категорию для целей федерального экологического надзора попадут эти помойки?
4. Кто будет осуществлять контрольно-надзорные полномочия в отношении этих объектов? Проверять, привлекать к ответственности в случае выявления нарушений и пр.?
5. Где ознакомиться с перечнем минимальных требований к этим объектам — санитарно-эпидемиологическими, природоохранными, градостроительными, пожарными и пр.?
6. Будет ли в отношении этих объектов осуществляться лицензионный контроль?
7. Будут ли правообладатели земельных участков, которые войдут в «Перечень», соблюдать требования природоохранного законодательства? Каковы эти требования? Где с ними можно ознакомиться?
8. В случае, если эти объекты не включены в государственный реестр и не пролицензированы, какие виды отходов и какого класса опасности могут там захоранивать? Какие ограничения установлены? Кто будет проверять объекты и с какой периодичностью?
9. Какие санкции будут применяться в отношении владельцев этих свалок в случае загрязнения земель, уничтожения плодородного слоя почв, загаживания поверхностных и подземных водных объектов? Где указаны эти санкции? Как будет взыскиваться ущерб?
10. В законодательстве существуют требования к легальным объектам, в отношении которых разработана проектная документация, прошедшая ГЭЭ об их использовании и порядке вывода из эксплуатации (в том числе рекультивации). В соответствии с какими документами будет осуществляться эксплуатация и рекультивация объектов, не имеющих проектную документацию? Кто будет отвечать за эти объекты после 2023 года?
11. Чем комитет Госдумы по экологии занимался целый год? И почему данные поправки необходимо принимать в последние дни работы нижней палаты без обсуждения с регионами, субъектами хозяйственной деятельности, правоохранительными органами, Росприроднадзором, экспертными организациями?
12. Есть ощущение, что Минприроды России вынуждено пойти на этот шаг из-за провала в работе субъектов Дальневосточного ФО и Челябинской области, которую вы представляете в Госдуме. Говорят, что в Челябинске просто нет легальных полигонов, куда можно вывозить мусор. Ощущаете ли вы ответственность за эту ситуацию, если она действительно существует?
Владимир, у Вас есть ответы?
Еще одно сообщение от ЭкоБаттл:
Никелевый папа Владимир Потанин просит у Путина денег на экопрограмму и неожиданно для себя совершает камингаут.
«Таким образом, это прежде всего скажется на обстановке в тех городах, за которые мы фактически отвечаем, потому что это в основном моногорода, где только наша компания работает. Но это находится на границе с Норвегией и Финляндией, и, соответственно, наши соседи должны будут признать, что мы решаем вопросы экологии и в том числе их территории не будем загрязнять».
То есть Владимир Олегович признал, что Кольская ГМК загрязняла окружающую среду на протяжении десятилетий. И не только российский Север (кому до него вообще есть дело), и теперь залёт серьезный. Ущерб получили соседние страны — Норвегия и Финляндия.
Бюджет взят в заложники - теперь за Потанина придется извиняться перед соседями. В очередной раз, за проступки "Норникеля" придется заплатить нам с вами.