В Орле прошел круглый стол по реализации ФЗ №458 по обращению и утилизации твёрдых бытовых отходов. Обсуждение прошло по инициативе главного редактора журнала «Экоград» Игоря Панарина, который является участником праймериз партии «Единая Россия» в Подмосковье. Учёные и практики обсудили ситуацию с полигоном хранения ТБО и причины, препятствующие реализации федерального закона в Орловской области.
В начале 70-х годов прошлого столетия в городе организовали мусорную свалку. С тех пор свозят сюда все отходы. На обширной территории скопилось большое количество мусора. Все гниёт, горит, неприятные запахи отравляют воздух. Гнилостные и ядовитые стоки просачиваются в почвенные воды, проникают и в грунт.
Рядом строится мусоросортировочный завод. Первую линию запустили в конце прошлого года. Нам показали отсортированные и спрессованные пластиковые бутылки, использованные ёмкости моющих средств уложены во дворе и готовы для отправки на переработку. Технология сортировки отходов отечественная, местная. Авторы - орловские конструкторы под руководством Юрия Парахина.
Он же и руководит предприятием, которое возводит объект. Но проблема в том, что предприятие работает от силы на 15 процентов от своей проектной мощности. Как разрешить проблему пуска мусороперерабатывающего завода на полную мощность, тем самым решить экологическую проблему, и социальную- завод может дать работу 221 человеку — вот что волновало участников круглого стола. Обсуждение выдалось бурным, люди говорили о наболевшем и надеялись на помощь всех заинтересованных лиц и организаций.
По завершению круглого стола Орле дииректор московского объединённого консалтингового центра «ОИКЦ» Алексей Прилуцкий взял на себя выработку резолюции по проблемам переработки твердых бытовых отходов. Резолюция, на мой взгляд, - считает Алекасей Прилуцкий, -должна звучать так.
Во-первых, - это прозрачность. Второе, - это контроль. Контроль неких федеральных органов, которые будут контролировать действия губернатора. Возможно создание некого полпредства по экологии. Вот есть полномочные представители по бизнесу, омбудсмены, по малому бизнесу, по чему угодно. Создание таких омбудсменов, к которым можно будет в рамках открытого диалога и открытого какого-то пространства обращаться и в рамках определенного регламента.
То есть, добавляет Геннадий Сапожников, специалист АО «ЭкоСити», не растягивать на годы разбирательство с отдельно взятым губернатором, а чтобы в течение недели-двух он начинал разбирательство по данному вопросу с привлечением всех необходимых как следственных, так и прочих органов и органов федеральной прокуратуры, генеральной прокуратуры, с привлечением, если необходимо, самого президента. То есть некое прямое управление данного вопроса. Особенно в рамках 2017 года-года экологии. Не надозабывать, что на сегодняшний момент при строительстве заводов по переработке мусора данная отрасль может получить приблизительно до триллиона дополнительных денег, скажем так, вливания в экономику, что на сегодняшний момент составит, я предполагаю, до 15 процентов ВВП. Фактически на сегодняшний день идет саботирование, либо недосмотр преступный на местах. Губернаторы не могут определиться с технологиями, они ждут каких-то подношений для того, чтобы внедрять данные технологии. Скрывают на сегодняшний момент те компании, которые работают аффилированно на губернаторов, реальные объемы мусора, тем самым вытягивая из бюджета дополнительные средства.
Государственная политика в области охраны окружающей среды в целом и в области обращения с отходами в частности должна быть целостной и основанной на существующих реалиях и проблемах, быть привязанной к ним.
Сейчас же:
- Отсутствует (фактически уничтожена) система экологического воспитания. Воспитание экологической культуры населения (в том числе, естественно, руководителей и специалистов предприятий, ответственных за принятие решений в области ООС), а молодежи и подростков – особенно, должна стать одним из приоритетных направлений государственной политики, возможно, на уровне национальной программы.
- В государственных органах контроля и надзора, ответственных за формирование, контроль и развитие природоохранной политики как на федеральном уровне, так и «на местах», отсутствуют грамотные специалисты, способные к системному мышлению. Сейчас работа чиновника сводится к бездумному требованию буквального соблюдения нормативных документов, которые уже в значительной части неактуальны. В итоге, цель такой «работы» - не обеспечение охраны окружающей среды, а собственной безопасности от претензий со стороны прокурорских и иных проверок. Бездумные и необоснованные требования неграмотных чиновников «от экологии» (да и не только) создают колоссальные нагрузки на производственников, бизнесменов, тормозят развитие.
- Законодательство в области обращения с отходами, как и все природоохранное законодательство РФ, бессистемно, противоречиво и неактуально. Как один из примеров: система охраны окружающей среды при существующей с советских времен системе нормирования, основанной на неисполнимых иногда даже теоретически нормативах, всегда воспринималась как некая игра: государство делает вид, что «нормирует и разрешает», а природопользователи – что «соблюдают».
Формирование целостной государственной политики в области ООС должно поднять значимость и престиж деятельности экологов, обеспечить формирование нового поколения специалистов из числа современной молодежи, востребованных как в государственных органах, так и на производствах, в бизнесе.
В конечном итоге, при ожидаемом развитии Российского производства, особенно в свете реализации программ импортозамещения, формирование целостной государственной политики в области ООС позволит действительно оптимизировать и минимизировать негативную нагрузку на окружающую среду, -сичтает Геннадий Сапожников, специалист АО «ЭкоСити».
Почему губернаторы не идут на контакт,- спросил Директор ЗАО «ЭкоСити» Юрий Парахин и тут же дал ответ на свой вопрос. - Потому что аффилированные компании, которые на сегодняшний момент фактически закапывают мусор, они закапывают его бесконтрольно. Нельзя посчитать количество мусора, который они закапывают. А денег они иной раз с нас требуют в 3-5-10 раз больше из бюджета, чем по факту захоронено. Фактически идет разворовывание бюджета и осваивание бюджетных средств.
Директор московского объединённого консалтингового центра «ОИКЦ» Алексей Прилуцкий, говоря об итогах круглого стола по проблемам ТБО в Орле, выразил мнение, что те технологии, который предлагает директор ЗАО «ЭкоСити»Юрий Парахин, подразумевает безусловное индексирование и подсчет того мусора, который привезен.
Это одна из причин почему губернаторы могут противодействовать этому. Здесь определенно прямая коррупционная составляющая. То есть опять же, как я сказал, прозрачность для инвесторов с возможностью контроля, создание омбудсмена и вообще внедрение наших российских технологий, которые на сегодняшний момент для российского мусора считаются единственно верными. Я могу вам сказать, что мы работали с высшей школой экономики не один месяц, изучая различные технологии, я могу вам сказать, что на этапе анализа данных технологий я просмотрел более двух десятков разных технологий, и экономическая целесообразность технологий нашлась только в двух. Итальянская, которая на сегодняшний момент реализована во Владимире, но она окупается чуть дольше и там есть ряд нюансов- это и отсутствие создания рабочих мест, и, скажем так, удорожание, и еще возможный контроль за границей, точнее не возможный, а он постоянный. Там практически не работает людей, в Италии нажали кнопку «off» и завод встал. Здесь же, российская технология Юрия Парахина подразумевает работать полностью бесполигонно, то есть отпадает сама необходимость в создании полигонов или свалок, их называют в народе и так. Плюс ко всему и технология полностью российская, а еще и загрузка мощностей по производству этих самых заводов, импортозамещение, и, как следствие, технология максимально приспособлена для российский реалий. То есть здесь мы загружаем нашу промышленность, производя эти мусороперерабатывающие заводы. Создаем горизонт инвестирования в более глубокую переработку, помимо самой сортировки мусора. Здесь фактически создается новая индустрия, которая во всех продвинутых странах, как Европа, она считается очень почетной в Италии, допустим, в Германии и так далее. Сейчас нужно создать прозрачный механизм инвестирования и контроля за этим инвестированием, чтобы люди, на откуп которых дано решение этой проблемы, не занимались самодурством.
Александр Перепечко