Идеологи введения системы единых государственных экзаменов, по сути дела, этого и добивались.
В школах России стартовали итоговые испытания выпускников, напоминает Pensnews.ru. Тем, кто хочет поступать в вузы, придется выдержать настоящее испытание ненавистными многим едиными государственными экзаменами. Но как выясняется, в России есть территории, где дети все реже и реже подают заявление на сдачу ЕГЭ.
Это российское село. Аналитическая группа «Актион Образование» провела исследование, которое касается предпочтений выпускников российских школ, и выяснила, что выпускники в более 68,8% сельских школ уже просто отказываются сдавать ЕГЭ, предпочитая проходить итоговые испытания, которые не предполагают дальнейшее поступление в вуз. Такая возможность появилась благодаря пандемии ковида. Станет ли такая практика постоянной или будущие выпускники вновь будут вынуждены сдавать ЕГЭ покажет время.
Однако если ряд наблюдателей восприняли эти результаты исследования, как нечто само собой разумеющееся, то некоторые эксперты усмотрели в цифрах признаки нарастающего расслоения общество. По сути дела, ЕГЭ, который разработчиками официально подавался как испытание, которое уравняет шансы детей из разных регионов, наоборот все больше и больше отрезает тех же сельских детей от высшего образования.
Корреспонденту Pensnews.ru в свое время довелось участвовать в научно-практической конференции в Москве, в период, когда ЕГЭ был еще на стадии разработки. В кулуарах мероприятия удалось поговорить с чиновницей от педагогики в очень высоком ранге. Она рассказала, что заказчики введения нового вида испытаний школьников и не скрывают, что единые госэкзамены со временем должны фактически лишить детей из сел и отдаленных территорий к примеру, с Дальнего Востока, возможности поступать в вузы. Уж, в университеты Москвы и Санкт-Петербурга точно.
Схема тут простая. ЕГЭ будут с каждым годом становится все сложнее и запутаннее, а ситуация в школах отдаленных территорий и на селе как минимум не улучшаться. Так и происходит. Так, средний возраст учителей на селе намного выше среднего возраста в городских школах. Во многих школах учителей предметников не хватает и в лучшем случае там работают совместители. Или один учитель курсирует между двумя-тремя школами. Какое уж тут качество обучение. Не говоря уже о том, что в селах ты при всем желании не найдешь репетитора.
Тем временем, ЕГЭ все более усложняется. Конечно, можно назвать байкой информацию о том, что задания для госэкзаменой для дальневосточников, сибиряков или других школ из глубинки сложнее, чем для тех же москвичей. Но тогда почему набирает обороты практика, когда детей из регионов отправляют доучиваться в выпускных классах в столицы? И результат очевиден. Возможно, конечно, и из-за качества московско-питерского образования. Но, честно говоря, сути проблемы это не меняет.
Кстати, тут не стоит забывать и о том, что в первый же год повсеместного введения в России ЕГЭ ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга получили право вводить дополнительные испытания. А вузы всех остальных регионов такого права не получили. Откуда такая несправедливость?
Но не стоит думать, что это какой-то геноцид по территориальному признаку, уверяла когда-то автора этих строк столичная чиновница. Вовсе нет. Просто государству (работодателям из корпораций?) крайне необходимо, чтобы дети не имели возможности уезжать из своих и без того стремительно пустеющих территорий. Там скоро просто некому будет ни работать, ни вообще жить.
Это помогает, конечно, мало. Народ все равно из глубинки бежит. Никому не охота работать за 12-15 тысяч рублей. Даже без диплома ты в городе найдешь работу намного более высокооплачиваемую...
Но остаются еще и местные вузы, скажите вы. Как признался в разговоре с Pensnews.ru ответственный сотрудник одного из медицинских вузов одной отдаленной от Москвы области, уже сейчас более 60% мест по крайней мере в медицинских вузах в регионах занимают иногородние. И не просто иногородние, а выходцы из западных регионов страны, включая Москву и Питер. У них просто баллы заведомо выше, поэтому они легко оттесняют в борьбе за бюджетные места местных ребят. Как вы понимаете, после окончания вуза иногородние дипломированные специалисты, выучившиеся на бюджетных местах, спокойно возвращаются домой, а регион остается без врачей, учителей и инженеров.
Эту проблему даже как-то озвучил президент Владимир Путин, дав задание профильным министрам что-нибудь придумать, чтобы молодежь на местах уж совсем не страдала. Но пока тишина.
Как видим, результаты показывают, что ЕГЭ уверено движется по пути, которые ему указали отцы-основатели.
Педагог с большим стажем работы Наталья Н. поделилась с Pensnews.ru воспоминанием о том, как в ее школе вводили ЕГЭ:
«Наш регион до последнего сопротивлялся введению ЕГЭ. Губернатор даже делал резкие публичные заявления, но ничего не помогло. Конечно, всем сразу стало намного сложнее работать в новой системе. Я бы сказала, что из-за ЕГЭ школа стала совсем другой. Изменились даже взаимоотношения между детьми и учителями. На мой взгляд ушла какая-то душевность что ли. Все стало механизированным. Вы начитывайте. Вы зубрите и ставьте галочки в нужных клетках. Вот и все. Возможно, таково веяние времени, но лично мне оно совсем не нравится.
Сейчас наши дети вынуждены ездить на сдачу ЕГЭ за 70 километров от дома. Они и так очень волнуются, а дорогой еще и устают. К тому же едут, как правила, голодные. Уж, извините, но многих от волнения дорогой может стошнить. Такое часто бывает. Кроме того наш поселок стоит, как говорится, на отшибе. Поэтому в первые годы после введения ЕГЭ мы с детьми ходили по 12 километров пешком, чтобы добраться до центральной трассы. Тут нас забирал муниципальный автобус, который не мог заехать к нам в школу, так как ему не выделяли на такой крюк бензин. А потом еще 70 километров на автобусе плюс 12 километров пешком на обратный Дети уставали просто смертельно. А вы говорите, равные испытания?! Городским детям такая эстафета и не снилась.
Кстати, муниципальный автобус для сдачи ЕГЭ в первые годы давали только для обязательных экзаменов. Если кто-то хотел сдавать географию или физику, того родители возили либо на своей машине, либо на такси. А это около 3 тысяч рублей туда и обратно.
А однажды мой ученик, я у него была классным руководителем, из небогатой неполной семьи – у него одна мама, сломал ногу перед экзаменами. Я с мужем вечером посоветовалась и мы с ним свозили мальчика на ЕГЭ на такси за свой счет.
Сейчас, конечно, ситуация несколько выправилась. Дети учатся уже по-новому. Возможно, кому-то с ЕГЭ и проще, но я не могу сказать, что в целом образование стало эффективнее. Возможно, такой цели и не стояло...».