В конце января в Москве прошло несколько формально не связанных мероприятий, оставляющих после себя странное впечатление.
1. "29 января в РИА Новости состоялось экспертное мероприятие"Презентация первого рейтинга устойчивого развития городов РФ за 2012 год".
Рейтинг устойчивого развития городов Российской Федерации составлен впервые агентством «Эс Джи Эм» (SGM - Sustainable Growth Management Agency) в соответствии с принципами устойчивого развития территории, определенными международными организациями и научным сообществом".
Эти принципы и методика рейтинга не ясны.
"Рейтинг устойчивого развития построен для 170 городов Российской Федерации с населением свыше 100 тысяч человек на основе показателей 2012 года"
на 1 января 2006 года в РФ (по материалам Федеральной службы государственной статистики) и около 900 городов с населением менее 100тыс.
Большинство городов в РФ осталось вне рейтинга, в частности Салехард,Ханты-Мансийск, Дубна, Плес без которых Россия не существует.
В десятку лидеров вошли: Москва и пять подмосковных городов (Красногорск - лидер рейтинга, Королев, Мытищи, Балашиха, Подольск).
Очень странные результаты: Красногорск обогнал Москву по устойчивому развитию, хотя очевидно, что без успешной Москвы Красногорск нежизнеспособен.
Интересно, какими проблемами занимается в Балашихе губернатор Воробъев,если там все хорошо по рейтингу , в отличие от его официальных оценок?
"Восемь из десяти городов-аутсайдеров являются монопрофильными центрами тяжёлой промышленности, которая находится в кризисе. Также эти города характеризуются значительным миграционным оттоком населения (Прокопьевск), плохой экологической ситуацией (Ачинск, Орск, Новокузнецк), низким уровнем обеспеченности объектами социальной сферы (Сызрань, Хасавюрт). Худшая ситуация складывается в тех городах, где основные промышленные предприятия испытывают проблемы в течение последних лет (Серов, Новошахтинск).
В нижнюю часть рейтинга, помимо моногородов, попали многие города республик Северного Кавказа и Юга Сибири и некоторые региональные столицы Байкальского региона (Чита, Улан-Удэ) и центрального региона (Тула).
Как отмечает генеральный директор Агентства «Эс Джи Эм» Елена Долгих, «руководители регионов могут использовать рейтинг как независимый инструмент оценки деятельности городских администраций".
Очевидно, что такой рейтинг использовать нельзя не только из-за того, что в нем не учитываются городские агломерации, состоящие из нескольких муниципалитетов, но и потому, что отсутствует прогноз, хотя бы тренд развития ситуации и возможностей управления.
Например, доктор географических наук Шварц, про которого обычно говорят. что работает вполсилы и находится не на своем месте, заметил, что Москва получила арифметический выигрыш в зеленых территориях за счет новой Москвы, который надо бы отправить в "стабфонд статистики", и сделал конкретное географическое предложение присоединить в Москве вылетные автомагистрали для лучшего управления автотрафиком.
2. 29 января «Базовый Элемент» представил результаты исследования 18 моно-и малых городов России и более 300 глубинных интервью. Интересно, с кем? - с тем. у кого есть избыток свободного времени для соответствующей глубины?
Вывод у них таков: требуется применение новой для России модели городского управления – «Управляемое сжатие», а в единичных случаях необходима ликвидация кризисных моногородов. В 35% кризисных городов, где градообразующее предприятие стабильно развивается, «Стабильный моногород», но нет потенциала для новой городской экономики,- решение
лежит в плоскости политики «малых дел». Только 45% кризисных моногородов обладают потенциалом индустриальной диверсификации, которую разработчиками было предложено создать на основе муниципальных индустриальных парков и туристических кластеров.
Ну что? Трудно комментировать "Базовый элемент". В любом случае и сценарии потребуется развитие транспортной инфраструктуры.
Перейдем к ней.
3. 29 января состоялся "круглый стол" на тему "Повышение конкурентоспособности страны в результате реализации проекта сети высокоскоростных магистралей. Локализация производства в России: проблемы и перспективы".
Разработаны обоснования инвестиций строительства ВСМ Москва - Владимир- Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Екатеринбург с подключением Челябинска, Уфы и Перми, сообщил Александр Мишарин.
И второго направления: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Сочи - Адлер с подключением близлежащих городов. Первый этап строительства :-Москва-Владимир. 83% населения по опросам «За». Отлично? Можно проводить
первый референдум по крупным расходам в РФ?
а) Железнодорожный транспорт не является толстой связью.
Железнодорожный транспорт разделяет, а не соединяет поперек путей.
Автотранспорт стоит на стрелках. Строительство развязок и переездов становится непосильным бременем для местных бюджетов. В России все Субъекты Федерации - дотационные.
б) Сегодня - не эпоха изобретения колеса. При наличии интернета некуда спешить. Для транспорта важнее не скорость, а минимальная стоимость транспортировки. Никто не предполагает, что билеты станут дешевле. Зачем тогда инвестировать государственные деньги?
в) Что бы россиян обогнали за рубли? Это результат приобретения иностранных технологий. Основную прибыль получат иностранные подрядчики. Невозможно реэкспортировать чужие технологии обратно в Европу и Японию, Азию и Африку, нет юридических прав и экономического смысла.
4. Тема территориального и стратегического планирования в России обостряется.
29 января в РИА Новости прошел круглый стол "Расселение граждан вдоль границ РФ".
Ранее министр регионального развития РФ Игорь Слюняев на конференции Общероссийского народного фронта «Форум действий» заявил: «Нам предстоит решить очень сложную задачу, связанную с тем, как удержать большую территорию малым по численности населением». После консервации месторождений нефти и газа в Сибири и на Дальнем Востоке остаются города, построенные для освоения этих месторождений. «Мы должны думать о том, чем эти люди будут заниматься через 50-70 лет, где они будут работать и за чей счет мы будем финансировать школы, больницы, детские сады, жилой фонд, мосты и дороги», -- заявил министр.
По мнению министра , эта проблема будет решена, если россияне будут жить у границ и побережья, а в Сибирь и на Дальний Восток приезжать вахтовым методом. Тогда в данных регионах не придется строить города, предназначенные для постоянного проживания. Если мы не заселим границу бывшими (?) соотечественниками, Дальний Восток заселят китайцы,предупредил заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин
5 Чтобы было понятно, что «это все цветочки, а ягодки впереди»,- приходится напомнить что ряд национально-культурных автономий в РФ вежливо, но упорно продвигает идею о том, что культурной автономии недостаточно, нужна территориальная автономия в составе РФ.
Вывод: Практическое решение, осмелюсь предположить, может быть только на основе собственного научно-технологического развития. Но у других надо учиться самим, а не приглашать извозчика вместо понимания географии и других дисциплин. Так, за основу необходимо взять стратегию КПК КНР "научного развития страны".
В частности, только после строительства скоростных автомобильных магистралей приступать с строительству дублирующих высокоскоростных железнодорожных.
Скоростное железнодорожное направление на Украину на Харьков должно быть самой политически и экономически приоритетной железнодорожной стройкой. В Московском мегаполисе необходимы железнодорожные ветки высокоскоростного сообщения на Дубну и Калугу.
Значение новых собственных транспортных технологий для РФ невозможно переоценить.
Джордж Лаврадор