Ничто не вечно под Луной, хотя бывает обидно, когда кумиры распадаются на куски в прямом эфире, являя при ближайшем рассмотрении морду лица, переходящую в мурло. Но есть биологические часы, время жизни организма очерчено строгими рамками, которые не видны простым смертным, и поэтому иногда мы по инерции относимся с почтением к разного рода гробам повапленным, потому что издалека не ощущается смердящего аромата гниения внутренностей. Бывает, что смерть былого кумира уже давно вступила в свои права, а мы только сейчас, да и то случайно видим оскал его вечно живого за счёт вливаний спонсоров трупа. Таков былой вожак экологов –– Гринпис России, основанный ещё во времена СССР великим Яблоковым и сейчас деградировавшим до политического банкротства в дурно пахнущих краплёными долларами скандалах. Этим мини-введением «ЭкоГрад» начинает сериал-расследование деятельности ныне корчащегося под прокурорским скальпелем былого центра экоактивизма.
А небо всё точно такое же, как если бы ты не продался
«Гражданская Оборона» (ГрОб)
Нельзя сказать, что мы ни о чём не догадывались раньше. В мае-июле 2015 года «ЭкоГрад» и московское отделение Всероссийского общества охраны природы (ВООП) разобрали по косточкам попытку вброса «недокомпромата» против главного эколога Москвы Антона Кульбачевского, где грязную роль исполнителя (очевидно, за мелкий прайс) сыграл один из неприметных сотрудников Гринписа России. Исполнение заказа Гринписом был до такой степени примитивно, что даже не вызывало желания заниматься расследованием. Но облико морале, как говорили во времена ещё чистого и боевого, свободного от постоянного допинга Гринписа, уже был подпорчен, да и изъять эту ложку дёгтя из бочки мёда было невозможно по определению. Пкировка ВООП и Гринписа в 2015 году на одном из московских экологических форумов, проводившихся под эгидой Департамента природопользования (ДПИООС, с которым Гринпис России воздерживался от конфронтации, пока тот позволял легко и безнаказанно делать на нём деньги), тоже наводила на мысль что мероприятия Гринписа имеют конкретных заказчиков и спонсоров, просто журналистам лень копаться и нет повода. Но вот теперь такой повод настал, и милый облик мирового (или американского) экозащитника, учредителями российского отделения которого предусмотрительно выступают физические лица, на глазах превращается в оскал агонизирующего хищника, озабоченного в свои последние секунды (перед неминуемым статусом врага –– иноагента) лишь украденной копеечкой, которую у него в конце концов отняли.
***
КОГДА ПОДКУП –– ДАВНО НЕ ТАЙНА: Из интервью спецпредставителя Президента РФ по экологии Сергея Иванова «Коммерсанту», 07.06.2017
— Охранять природу можно по-разному. Я действительно не люблю «Гринпис» и от своих слов не отказываюсь. Это, на мой взгляд, экстремистская организация. Вспомните, что они пытались сделать на нашей нефтяной платформе. Кстати, после этого был принят закон. Теперь такие методы — преступление. Это псевдоэкологическая борьба. Штурм платформы в сомалийском стиле, когда под водой работают люди, — прямая для них угроза. У «Гринписа» очень много популизма и демагогии. Кроме этого в силу моей основной профессии я неплохо осведомлен о финансировании и организационной структуре «Гринписа». Я не хочу это публично обсуждать, но я хорошо знаю, что иногда, не всегда, те или иные акции «Гринписа» организуются не ради сохранения природы, а ради участия, как говорят у нас в России, в споре хозяйствующих субъектов. И экология вообще часто и, к сожалению, в будущем, я думаю, еще чаще будет использоваться как флаг для решения других, не имеющих ничего общего с ней вопросов. В том числе и политических.
***
Когда поле битвы экогиганта переместилось с Кубани в Москву, копеечка стала видна невооружённым глазом. В августе прошлого года Гринпис запустил проект «Чем дышит Москва?» на основе открытых данных Мосэкомониторинга, 56 станции которого расположены во всех уголках Москвы. По сути –– это откровенное воровство данных, причём со ссылкой на них ведётся неприкрытая фальсификация итоговых выводов в духе, Гринпису выгодном (об этом ДПИООС через «ЭкоГрад» указывал «Гринпису», но квазирадикалы не реагируют на закон, приравнивая свою деятельность к акционизму и воруя из «буржуазных магазинов угнетателей» необходимые им для их существования вещи). Как в анекдоте: «Сосед, дай денег на продукты, а то надо нагадить тебе под дверью, а нечем». Поэтому закрытие сайта Мосэкомониторинга на реконструкцию (не будем гадать, зачем Антону Кульбачевскому и его команде это понадобилось, это их проект, им виднее) менее через месяц убило фага-паразита от «Гринписа», который просто потерял на этом, судя по всему, немалые деньги, и с наглостью вора, обвиняющего потенциальную жертву, что с той ничего снять, начал вопить во все инстанции, о том, что ему помешали спокойно грабить и мошенничать с награбленным. Но в этих ревущих слёзах нет и намёка на то, что Гринпис России как экологический гигант мог бы сам на свои средства создать в рамках своего же проекта аналог сайта Мосэкомониторинга на период реконструкции. Нет, конечно же воровать удобнее и впаривать украденную информацию выгоднее. И это рандомный факт –– как свидетельствует история, Гринпис традиционно прибирает к рукам всё, что плохо лежит.
Хотя нельзя сказать, что позиция Департамента природопользования выглядит оптимально. Официальные московские экологи мало того, что позволяли целый месяц русскоязычной прислуге американских экопроходимцев под самым носом – в центре Москвы, на Новом Арбате –– без намёка на договор воровать и фальсифицировать в свою пользу ключевые статистические данные Мосэкомониторинга, так теперь ещё и почему-то заняли позицию оправдывающихся, хотя Гринпис России заслужил хорошего урока бейсбольной битой –– и по закону, и по понятиям. Хочется напомнить Евгении Семутниковой и иже с ней, что методика скандала с Харви Вайнштейном, взятая Гринписом на вооружение, уже сдана в утиль, и своей безусловной правоты не стоит стесняться даже перед силой транснациональной машины. Историки напомнят, что устроители иноземных порядков, по следам которых идёт Гринпис, заканчивали свой путь на российской земле или в канаве, или на виселице, но в результате оказывались всё в той же общей могиле. Стесняться называть вора вором можно на светском рауте, но отнюдь не на поле брани в ходе войны, которую объявило русским профессиональным экологам и уже давно ведёт российское отделение американского Гринписа.
И естественно, что расследование ситуации с «Мосэкомониторингом» (хотя на деле никакой ситуации нет, есть параллельное расследование причин загрязнения московского воздуха и неприятного запаха в ряде районов столицы, которое выводит на областные объекты, в частности, мусорный полигон «Кучино») ушло в надлежащие вертикальные рамки, а вопли Гринписа привели к проверке Генпрокуратуры деятельности самого записного жалобщика, по итогам которой будет принято решение о признание его иностранным агентом. И это настолько обычно, что не скрывается даже американским Google
Пять регионов просят признать Гринпис иностранным агентом, пишет «Парламентская газета» 12 января 2018 года. С этого момента вопли Гринписа в Москве переросли в «волшебную, нечеловеческую музыку» кота, которому прищемили хвост.
Парламенты четырёх субъектов Российской Федерации поддержали просьбу Архангельского облсобрания включить Гринпис России в реестр НКО, имеющих зарубежные источники финансирования.
«Российское отделение Гринпис регулярно выступает с резкими публичными неоднозначными заявлениями, которые при их претворении в жизнь приведут к уменьшению объёмов лесозаготовки в Архангельской области и затруднят экспорт», — сказал Александр Дятлов, председатель комитета облсобрания по природопользованию и лесопромышленному комплексу.
По его словам, реализация предложений Гринпис кардинальным образом повлияет на экономику региона и уровень жизни населения.
Обращение было направлено в Минюст в декабре и к сегодняшнему дню поддержано заксобраниями Пензенской и Оренбургской областей, Камчатского края и парламентом Карачаево-Черкессии.
За то время Минюст переслал документ в Генпрокуратуру, по итогам проверки которой сможет принять решение, считать ли экологов иноагентами.
P.S. В качестве постскриптума –– дисклеймер в форме напоминания для Генпрокуратуры и Следственного комитета: деятельность Гринпис России по отработке коммерческих заказов никакого отношения к экологии не имеет.
Серж ЗАДОНСКОЙ.