Вот, наконец, 5 февраля т. г. в Дагестане закрутился настоящий спрут, или операция «Осьминог» по ассоциации с хищным прожорливым морским животным. Дагестанское правительство отправлено в отставку, а четверых самых главных чиновников: Абдусамада Гамидова (врио председателя правительства) и двоих его заместителей Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова, а также недавно освобожденного от должности министра образования РД Шахабаса Шахова взяли под стражу и уже вывезли за пределы республики.
Еще месяц назад дагестанский сегмент социальных сетей сетовал на бездействие врио главы республики Владимира Васильева. Многие блогеры, аналитики республиканских СМИ и даже профессиональные эксперты выражали недоумение индифферентностью генерал-полковника, бывшего замминистра ВД РФ. И вот теперь, как прогнозировали некоторые, «скоро закрутиться спрут» — пошло движение против коррупции.
С учетом уже заключенного под стражу мэра Махачкалы Мусы Мусаева и еще ожидаемых арестов спрут, надо сказать, получается внушительным. Никогда еще в истории Дагестана правительство не отправляли в отставку и пятерых самых высокопоставленных чиновников не брали под стражу и параллельно вели оперативно-следственные мероприятия против прокурора республики и других силовиков. Некоторые эксперты прогнозируют около 50 задержаний чиновников в ближайшее время.
И народ, в своем большинстве, ликует. Некоторые и вовсе радуются как дети, которым позволили смотреть ночной сериал по телевизору. А зря. Так недолго и до злорадства докатиться... Ведь коррупция — это не выдумка вышеназванных экс-чиновников, она была, есть и будет социоморфным (заражающим одного от другого) проклятием власти и бизнеса.
Как уже давно замечено гениальными мыслителями: мафия бессмертна. И все же бороться с ней надо ежедневно, ибо в противном случае она разрушит государство, как это случилось на наших глазах с СССР. И если есть хоть какое-нибудь средство эффективной борьбы с этим злом, то оно возможно лишь в союзе с подлинной прикладной философией, а не вузовской, которая сама с рыльцем в пуху...
Иначе по закону диалектики развития по спирали — коррупция вернется на круги своя. Понимают это в Кремле или нет, пока трудно сказать. Но безапелляционное заявление Абдулатипова, сделанное им несколько лет назад: «Я дал Дагестану философское развитие на 30–50 лет вперед» теперь, как стало очевидно для всех, было циничным бахвальством.
Иными словами, философия как обоюдоострый меч — нелицеприятный феномен, он разит каждого, кто не успевает увернуться. А не успевают самые жадные...
Но, прежде чем разить, философия предупреждает своими императивами о возможном возмездии, правовой ответственности за противозаконные деяния. Только прислушиваются к голосу мудрости далеко не все. В мире рыночной экономики сама социальная система заставляет людей состязаться в богатстве (этот украл — и я украду, тот купил джип за 3 млн, а я куплю — за 5, этот построил 3-этажный особняк — я построю 5-этажный). Словом, корень коррупционного зла сокрыт в социоморфии, ликвидировать который можно только с помощью философии. Но не всякой дипломированной, увешанной регалиями, а настоящей, прикладной или, говоря языком науки: «релевантно-референтной».
Магомед СУЛТАНОВ-БАРСОВ, редактор отдела философии журнала «ЭкоГрад» — из Махачкалы с философским анонсом происходящего оперативно-следственного мероприятия в Дагестане.