«Чистую Волгу» в первые строки экологической повестки дня...
В редакцию «ЭкоГрада» поступило письмо от известных в стране экологов. Эксперты ООД «Российской экологическое движение» провели предварительный анализ ситуации с проектом «Чистая Волга» и поделились своими выводами. Рубрика Журнала: «Вы нам писали»
Председателю комиссии по экологии
Государственного совета Российской федерации
Губернатору Нижегородской области
Никитину Г.С.
Уважаемый Глеб Сергеевич!
Эксперты ООД «Российской экологическое движение» провели предварительный анализ ситуации с проектом «Чистая Волга» и пришли к следующим выводам и предложениям:
- ПРОБЛЕМА: Изначально предполагалось, что параллельно с государственными инвестициями в модернизацию муниципальных очистных сооружений в регионах – участниках проекта, предприятия и организации будут проводить работы по созданию и модернизации локальных сооружений для очистки собственных стоков. Первый этап запусков был запланирован на 2020 год. С поэтапным завершением работ до 2024 года. К сожалению, по инициативе предпринимательских сообществ и в связи с объективными трудностями, сроки реализации этих проектов сдвинулись на 2025 – 2026 годы. Естественно, что даже модернизированные муниципальные очистные не справляются с завышенным потоком загрязнений, т.к. часть проектов учитывало уже предполагаемое снижение нагрузки, чего не произошло.
Предложения и рекомендации:
- Создание системы стимулирования предприятий на создание локальных очистных, а, еще лучше, на создание систем оборота воды и снижения объемов стоков.
- Цель: снизить нагрузку на муниципальные очистные сооружения до проектной;
- Введение временных ограничений на использование в технологических циклах предприятий определенных видов веществ, представляющих угрозу для биологических циклов очистки воды на очистных сооружениях. Ограничения могут носить рекомендательный и добровольный характер, (так было сделано на Байкале, для фосфор содержащих веществ);
- Цель: снизить угрозы вывода из строя биологических циклов очистных сооружений, а также угрозы для экосистем водных ресурсов региона;
- Установка на стоках предприятий в муниципальную канализацию автоматических счетчиков объемов с первичным автоматическим анализом химических параметров стока. Такие же счетчики необходимо установить на стоки в водные ресурсы всего волжского бассейна и организовать передачу показателей в ЦУРы;
- Цель: определить реальные стоки предприятий в муниципальные канализации для установки соответствующей платы и использования средств для модернизации.
- Ввести штрафы за превышение объемных и химических параметров сбросов, как в водные ресурсы, так и в муниципальные системы канализации, исчисляемые на основе показаний автоматических средств контроля, вводимых поэтапно по мере разработки и производства;
- Цель: стимулирование предприятий на сбережение воды и внимание к применяемым химическим веществам ;
- Налаживание системы оперативного реагирования на превышение стоков через изменение параметров водоочистки;
- Рассмотреть возможность введения системы квотирования сбросов и системы передачи квот от между предприятиями, по аналогии с климатическим квотированием и квотированием в рамках проекта «Чистый воздух».
- Цель: дополнительное стимулирование ответственного отношения к ресурсам и окружающей среде;
- Снижение пиковых нагрузок на системы водоотведения и экосистемы.
- ПРОБЛЕМА: Ряд проектов модернизации очистных сооружений получил корректировки в ходе прохождения государственных экспертиз для снижения расходов. В результате были допущены изменения технологии, что привело и к снижению пропускной способности, и к отсутствию резервирования части оборудования. К сожалению, эти технические корректировки и изменения не нашли отражения в целевых показателях проекта в целом, по крайней мере, у наших экспертов нет такой информации. В итоге, у населения, органов управления и органов власти сформировались завышенные ожидания результатов проекта. Кроме этого, в период ремонтов и технического обслуживания отдельных агрегатов и циклов очистки ввиду отсутствия резервирования создается риск превышения заявленного уровня загрязнений водных ресурсов и снижения качества работы очистных сооружений.
Предложения и рекомендации:
- Провести анализ изменений проектов с выявлением их причин и обоснованности, рассмотреть возможность дополнительной модернизации и реализации первичных проектных решений в рамках второго этапа проекта;
- Цель: довести уровень реальной технологической очистки до уровня заявленных в национальном проекте параметров;
- Сформировать мобильный резервный фонд оборудования для обеспечения заявленных параметров очистки в период ремонтов и технического обслуживания основного технологического оборудования
- Обеспечить качественную очистку сточных вод в период ремонтов и технического обслуживания основного технологического оборудования;
- ПРОБЛЕМА: Большинство проектов модернизации очистных сооружений разработано до введения незаконных санкций и опирается на технологическую базу и поставки из недружественных стран. Такая ситуация создает дополнительные риски для реализации и устойчивого функционирования важных элементов системы обеспечения экологического благополучия.
Предложения и рекомендации:
- Организовать в одном (или нескольких) регионах Поволжья научный и технологический кластер для разработки высокоэффективного оборудования для очистных сооружений, включая мониторинг, а также для проведения научных разработок и конструкторских работ в части импорто-опережения. Технологические заделы у нас имеются;
- Цель: бесперебойное обеспечение и развитие системы обеспечения экологического благополучия граждан в части водных ресурсов;
- Наладить научный и технологический обмен между странами БРИКС и ШОС в части мониторинга и обеспечения чистоты водных ресурсов, т.к. страны, входящие в эти объединения, сталкиваются с аналогичными проблемами и могут стать хорошими рынками для российских технологий.
- Цель: развитие экспортного потенциала регионов на растущем рынке экологических услуг и оборудования.
- ПРОБЛЕМА: Модернизация очистных сооружений и смена технологий в части очистки канализационных стоков привели к формированию значительного количества хранилищ иловых отложений, которые не применяются в современных циклах, но остались на балансах водоканалов. Большинство этих хранилищ находятся непосредственной близости от рек Волжского бассейна в густонаселенных регионах России и продолжают загрязнять воздух и воду, что представляет угрозу экологическому благополучию населения. При этом, находясь на балансах действующих организаций, эти объекты накопленного вреда не попали в проект «Генеральная уборка».
Предложения и рекомендации:
- Провести аудит состояния неиспользуемых хранилищ иловых осадков в ходе плановых проверок Росприродназора объектов проекта «Чистая Волга» и сформировать перечень объектов, требующих рекультивацию и ликвидацию;
- Цель: подготовить обоснованные корректировки в национальный проект;
- Предусмотреть возможность включения объектов из вновь сформированного перечня в федеральный проект «Генеральная уборка», с соблюдением всех необходимых процедур;
- Цель: повысить экологическое благополучие 60 миллионов жителей.
- ПРОБЛЕМА: В ходе модернизации объектов, выполненной в рамках проекта «Чистая волга», были реализованы технологии, который приводят к образованию значительного количества отходов 3 класса, с возможностью образования 2 класса. При этом инфраструктура регионов не обладает мощностями по их переработке и утилизации таких объемов. Что приводит к необходимости перемещать опасные отходы на значительные расстояния и перегружать имеющиеся мощности.
Предложения и рекомендации:
- Провести технологический аудит проектов и собрать информацию об местах и перспективном количестве образования отходов очистных сооружений
- Цель: сформировать межрегиональную территориальную схему для вывоза, переработки, обезвреживания, дальнейшего использования и утилизации отходов очистных сооружений;
- Предусмотреть создание мощностей по переработке, обезвреживанию, дальнейшему использованию, утилизации отходов очистных сооружений.
- ПРОБЛЕМА: Исследование показало, что в регионах наблюдается значимая нехватка кадров и квалификаций для обеспечения успешной эксплуатации имеющегося и перспективного оборудования, что приводит к низкой эффективности работы.
Предложения и рекомендации:
- Создать межрегиональный центр компетенций с обучением, повышением квалификации и обменом опытом;
- Сохранить опыт и знания имеющегося персонала в ходе разбирательств.
- ПРОБЛЕМА: Устойчивая работа очистных требует наведения порядка в учете и обращении жидких отходов, количество которых в бассейне Волги устойчиво растет на протяжении последних 20 лет. В настоящее время, любой желающий может слить жидкие отходы любого состава и объема в доступный коллектор канализации. Такой залповый вброс может вывести из строя или перегрузить систему очистки и привести к загрязнению окружающей среды на стоке модернизированных очистных, при этом ответственность и санкции будут наложены на муниципальные очистные, с их нестабильным финансовым положением.
Предложения и рекомендации:
- Сформировать программу по упорядочиванию обращения с жидкими отходами в регионах бассейна Волги
- Цель: снижение рисков для окружающей среды и населения.
- Тиражировать систему обращения с жидкими отходами на другие регионы России.
- Сформировать отрасль с обращения с жидкими отходами по аналогии с ТКО.
- ПРОБЛЕМА: Отсутствие средств постоянного автоматического контроля и методики замеров превышений через разовый забор проб, (анализы проб, взятых с интервалом в 30 минут в одной и той же точке не показывают устойчивых повторений показателей) не позволяют оценить реальный ущерб экологическим системам. Для реальной оценки требуется комплексный анализ состояния экосистем и, возможно, актуализация требований к методикам проведения замеров и нормативным требованиям к составу сбросов в водные ресурсы.
Предложения и рекомендации:
- Провести выборочную оценку состояния экосистем водных ресурсов в нескольких местах Волги для определения реального ущерба и изменений;
- Цель: оценка реальных изменений в состоянии окружающей среды;
- Ввести в порядок забора проб аккредитованных лабораторий фото и видеофиксацию процедур, для подтверждения качества и реального выполнения всех необходимых методик, с передачей данных в органы надзора с возможностью, предоставления в случае судебных разбирательств;
- Цель: обеспечение качества исследований окружающей среды;
- Ввести комиссионную процедуру (сотрудник лаборатории + представители заинтересованных сторон) забора проб в случае определения реального ущерба с финансовыми и административными последствиями;
- Цель: сокращение сроков и стоимости разбирательств при наложении санкций на нарушителей экологического законодательства;
- Создать единую базу для результатов анализов проб, независимо от юрисдикции лабораторий, с доступом для надзорных и экспертных органов и органов власти
- Цель: постоянный мониторинг состояния окружающей среды
- Рассмотреть возможность изменения нормативов сбросов, введенных с подачи внешних консультантов из недружественных стран, на основе научного анализа реального воздействия на окружающую среду.
Мы считаем, что предложения и рекомендации выработанные в ходе исследований проблем, проведенных по Вашему поручению, могут быть использованы для оптимизации работы объектов водоотведения и налаживания бережного отношения к воде, как ресурсу и основе многих экосистем.
Просим Вас, рассмотреть и обсудить наши предложения в рамках комиссии Госсовета для дальнейших изменений в региональной и федеральной политике с целью обеспечения экологического благополучия.
Руководитель проекта Экопост РЭД Г.Т. Каваносян
Исполнительный директор РЭД Э.А. Расулмухамедов
- Подробности
-
Категория: Эко диспут
-
Опубликовано 01.11.2024 13:30
-
Просмотров: 38
Добавить комментарий