Мнение эксперта. Куприянов Алексей Анатольевич
Законодательство редко опережает рынок. Из-за этого так трудно привлечь к уголовной ответственности человека, создавшего новый наркотик, подолгу оказывается неурегулированным оборот новых финансовых инструментов, а в наш электронный век, возникают большие проблемы с новыми невещественными ценностями, которые нельзя пощупать руками.
Куприянов Алексей Анатольевич, почетный адвокат России, руководитель юридической фирмы «Адвокатская контора Алексея Куприянова»
...И вот оказалось, что специализированного законодательства «о метеоритах» так же нет.
«А все, что не запрещено, то разрешено!» - решили наши сограждане и сотнями бросились в омут дикого около метеоритного рынка. Челябинскую область охватила не золотая, «метеоритная» лихорадка. Девиз: «Найти и продать!» - пока рынок подогревается сотнями СМИ. Завтра цены на кусочки небесной материи могут обрушиться, и все - конец метеоритному бизнесу.
Ну, а где дефицит, там и подделки, там и мошенничество. Тем более, что ученые склоняются ко мнению, что метеорит относится к числу каменных гостей. Ну, а камней и на земле хватает. Обжег булыжник в муфельной печи и товар готов к реализации.
Разберем ситуацию с метеоритом в юридической плоскости.
Если с мошенниками все относительно ясно – статья 159 «Мошенничество» любима полицией и методически разработана. А значит аргументы задержанных за продажу плодов Земли, дескать: «Искренне думал, что метеорит», - не прокатят. Отправят полицейские камешки на экспертизу, убедятся, что они вполне местные и - в суд.
Труднее привлечь искателя приключений за правонарушения, связанные с продажей опасных для здоровья вещей. Метеорит официально опасным для здоровья государственными органами не объявлялся и даже если бы, не дай Бог, и оказался таковым, то у продавцов не может предполагаться обязательный для осуждения умысел продать вредную вещь и нанести вред здоровью покупателя.
Таким образом, с точки зрения административного и уголовного права продажа истинного метеоритного вещества правонарушением не является, если не касаться вопросов собственности на метеорит.
А вот их-то как раз и следует осветить.
Вопросы приобретения права собственности на любые вещи регулируются Гражданским кодексом РФ, и сформулированы там таким образом, что не оставляют сомнений, что кому принадлежит, или как определить, что кому принадлежит.
«Поэтому никакого отдельного закона «о метеоритах» не требуется. - полагает, известный московский адвокат, к.ю.н., доцент Федор Куприянов, - Раскроем главу 14 ГК РФ и убедимся, что никто из собирателей метеоритных фрагментов не приобретает права собственности на найденное метеоритное вещество, а, значит, не имеет права распоряжаться этим «не своим» имуществом. Не имеет права ни дарить ни продавать найденною небесную субстанцию».
Метеорит - точно не клад, за который положено вознаграждение нашедшему. Так же метеорит не подпадает под действие ст. 221 ГК РФ «Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей», так как присвоение общедоступных вещей возможно только в соответствии с законом. Такие законы есть о ягодах, грибах, хворосте, рыбе и ряде других особо перечисленных родовых групп вещей, а метеоритах в законе ни слова. А это значит – нельзя его части обратить в свою собственности на основании ст. 221 ГК РФ.
Есть еще в Гражданском кодексе правила о бесхозяйных вещах (ст. 225 ГК РФ) и о вещах, от которых собственник отказался. Но первые могут быть признаны собственностью нашедшего исключительно в судебном порядке, а во втором случае надо принести согласие инопланетян.
Все фрагменты метеорита должны быть поставлены на учет в муниципалитетах, на территории которых они найдены в качестве бесхозяйных вещей. При желании муниципалитета бесхозяйные вещи передаются судом в муниципальную собственность, и лишь при отказе муниципалитета, с использованием правового института «приобретательной давности» через 5 лет метеорит сможет стать собственностью иного лица – владельца метеоритного фрагмента. А до тех пор их продавать незаконно.
Таким образом, полагаю, что действия полиции по изъятию предметов, продающихся на метеоритном рынке, правомерны как в случае продажи настоящих фрагментов, так и в случае обнаружения подделок.
Во втором случае изъятие без заявления и согласия покупателя недопустимо, так как если покупатель не пишет заявления, значит он «обманываться рад» и для полиции не представится возможным доказать мошенничество без содействия потерпевшего.