Цифровое будущее России под угрозой. Тревогу бьют эксперты Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).
«Сегодня доля IT-специалистов составляет 2,4% от всего занятого населения. Для сравнения: в странах-лидерах (США, Германия, Великобритания) этот показатель вдвое выше — 4,3%. Чтобы достичь этой планки, бизнесу, государству и образовательным организациям необходимо уже сегодня пересмотреть подход к формированию человеческого капитала», — поясняет Вадим Малыч, заместитель директора по образовательным проектам Фонда.
Дефицит кадров, учитывая явный тренд развития российской экономики в направлении оцифровывания всего и вся, составляет порядка двух миллионов человек. Причем готовить просто средних программистов, максимум способных работать сисадминами недостаточно. Сегодня и так из 1,9 млн. IT-специалистов в России лишь 380 тыс. человек — разработчики программного обеспечения, остальные — системные администраторы, тестировщики, специалисты по безопасности, консультанты ПО, администраторы баз данных, администраторы сетей, архитекторы сетей.
По расчетам экспертов Фонда, чтобы удовлетворить кадровый голод в IT, среднему и высшему профессиональному образованию, начиная с 2018 года нужно набирать дополнительно не менее 40 тыс. человек каждый год при одновременном повышении качества обучения и целевого трудоустройства выпускников. Сейчас среднее профессиональное и высшее образование приводит в экономику по всем направлениям только 60 тыс. человек, а этого недостаточно, чтобы взрастить новое поколение, которое будет конкурировать со своими сверстниками в других странах через 10 лет.
Дополнительным «бутылочным горлышком» российской системы образование является и то, что более трети выпускников технических специальностей не находят себе работы по профессии (для сравнения — в ФРГ таких всего 11%)
Выход специалисты ФРИИ видят во внедрении профессионально ориентированных методик образования с самых первых классов общеобразовательных школ, чтобы вызвать не только интерес у ребят к будущей профессии, но и произвести импринтинг будущей сферы деятельности в формирующееся сознание.
Понимая эту проблематику, эксперты ФРИИ вместе с другими заинтересованными участниками образовательной среды (педагоги и директора, управляющие органы в образовании, образовательные проекты) разрабатывают план действий, направленных на внедрение процессов профессионального выбора в школы, чтобы школьники всей страны выбирали специальности и вузы в соответствии с текущими и прогнозируемыми потребностями рынка труда.
На первом этапе этого проекта Фонд уже запустил работу в регионах России, нацеленную на обучение педагогов методикам, позволяющим вовлекать детей в тему профессионального выбора. В январе стартовал совместный проект с первым регионом — Ярославской областью. Совместно с заинтересованными педагогами, эксперты ФРИИ будут внедрять самые актуальные практики проектной деятельности в школьном образовании.
К работе проектной группы можно подключиться на любом этапе. ФРИИ готов работать с активными педагогами основного и дополнительного образования, руководителями школ, государственными и бизнес-организациями. Приглашает к сотрудничеству всех, кто считает важной решение задач, связанных с обеспечением притока человеческого капитала на самые актуальные для России профессии.
А потенциал у российских программистов есть. Доказательством этого является деятельность групп российских хакеров, периодически взламывающих самые защищенные информационные системы даже государственных учреждений стран-оппонентов России на международной арене.
Игорь ЕГОРОВ.