Борис Ревич: Для того, чтобы улучшилась экологическая обстановка современных городов, вся структура городской жизни должна быть организована совершенно другим образом

Борис Ревич: Для того, чтобы улучшилась экологическая обстановка современных городов, вся структура городской жизни должна быть организована совершенно другим образом - фото 1Как глобальное потепление влияет на экологию нашей страны? Каковы основные экологически проблемы современной России? Как бороться с негативными явлениями в области экологии и каким образом должен быть устроен город будущего? Обо всем этом нам сегодня рассказал профессор, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Александрович Ревич.

 

— Проблема изменения климата, с одной стороны, — достаточно старая, но с другой — новая, потому что интересоваться ей стали сравнительно недавно, с тех пор, как стали известны некоторые новые научные факты. Особенно яркой иллюстрацией влияния климата на здоровье человека стала аномальная жара 2013 года, когда население Европы потеряло несколько тысяч человек. Виной этому стали травмы, стресс, обострения хронических заболеваний. В России же самая тяжелая ситуация была в Москве в 2010 году. Стояла жара, горели торфяники, уровень загрязнения атмосферного воздуха был очень высоким, одним из самых высоких в мире на тот момент. Итог: десять тысяч дополнительных смертей, это, конечно, гигантская цифра. К чести Московского правительства и местных органов исполнительной власти (и в первую очередь Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы) они поняли серьезность этой ситуации, и был разработан план действий органов исполнительной власти. Должен вам сказать, что если бы такой план был у предыдущего состава правительства, то в 2010 году таких тяжелых последствий не было бы. Конечно, какое-то количество людей все равно бы пострадало, но пострадавших было бы меньше.

 

Не только Москва, но и очень большая территория центра европейской части России была затронута этой волной жары. По оценкам экспертов — 54 000 смертей.  Это уже не большое селение, а население. Вполне приличный город. Это люди, раньше времени ушедшие из жизни. Какое количество людей подверглось тем или иным заболеваниям или возникли, к примеру, какие-то проблемы с более тяжелым течением той же бронхиальной астмы, сказать трудно. Мы, к сожалению, этого не знаем. Специального исследования нет, но это очень большая проблема, которая сейчас очень активно обсуждается людьми, занимающимися данной проблематикой, а также состоянием здоровья беременных на тот момент женщин, младенцев, которые родились тогда.

 

Далее можно коснуться вопроса инфекционных заболеваний, связанных с изменением климата: исследования в Архангельской области показывают, что происходит продвижение клещей в сторону севера. Пойдет ли за ними и сам клещевой энцефалит, пока не известно. Надо накопить материал о том, что там происходит. Есть такое понятие, хотя оно мне не нравится лингвистически, как «покусанность»: человека укусил клещ, но заболевания у него нет. Клещ был не инфицирован.

 

Еще одна проблема с инфекционными заболеваниями касается возбудителей кишечных инфекций. Тепло и влага влияют на размножение кишечной инфекции, особенно в той же Архангельской области, где был проведен рейд Всемирной организации здравоохранения. Он установил, что достаточно распространенное заболевание в данной области — это сальмонеллез. Это я назвал мировые оценки.

 

Стоит еще поговорить о том, что может гипотетически произойти в условиях природных катастроф. Сюда же можно отнести проблему с качеством питьевой воды. В Калмыкии, например. Понятно, что чем больше жарких дней, тем больше будет проблем с качеством и с количеством питьевой воды, которую часто приходится привозить. Также из-за потепления происходит таяние многолетних мерзлых грунтов, они тают там, где захоронено естественным образом огромное количество различных животных, например, северных оленей, которые болели сибирской язвой. Что будет с этими могильниками — отдельный вопрос. Подтаивание — это очень большая проблема для городов, которые построены на вечной мерзлоте. Их много. Норильск и Воркута, и многие другие. Там уже реально фиксируют риски разрушения зданий. Далее там могут быть проблемы с инженерными и водопроводными сетями. Главное, чтобы водопроводная вода не оказалась инфицирована, и это не повлекло за собой вспышки эпидемий.

 

Есть проблемы и у малочисленных народов Севера, например, из-за раннего вскрытия рек нарушаются пути миграции оленьих стад, что нарушает обычные алгоритмы жизни малочисленных коренных народов.

 

То есть из всего вышесказанного следует, что глобальное потепление несет нам большое количество новых проблем, и мы должны четко понимать, как их решать, и быть к ним готовыми.

 

— Проблема загрязнения атмосферного воздуха, в частности, тяжелыми металлами, как она сказывается на населении в целом и на каждом отдельном человеке в частности?

 

— Проблема тяжелых металлов сейчас очень актуальна. Она актуальна и по всему миру, и в России. Что произошло в мире? Индустриально развитые страны постарались вывести свои производства, которые были источником выброса огромного количества тяжелых металлов, в страны третьего мира. Значит, стало страдать население стран третьего мира. А почему так опасны тяжелые металлы? Есть несколько причин. Они накапливаются в организме человека. Практически у каждого тяжелого металла есть свое «депо», в которое они садятся. Например, свинец — в кости. Кадмий — в почки и т.д. И они очень долго выводятся из организма человека. Десятилетиями. К примеру, если взять людей из разных городов нашей страны и изучить, к примеру, их волосы, то можно предположить, из какого города приехали эти люди. Если высокая концентрация свинца, значит, можно предположить, что человек приехал из города, где есть мощное свинцово-плавильное производство или неподалеку находится производство автомобильных аккумуляторов. Если это ртуть, то другие виды производств. Если это мышьяк — это третьи виды производств, например, креветки накапливают мышьяк. Поэтому после тарелки этого морепродукта резко может повыситься содержание мышьяка. Не менее страшна токсичность. Мышьяк или никель может привести к онкологическим заболеваниям. Ртуть очень сильно действует на репродуктивность. Но самый распространенный и достаточно хорошо известный металл — свинец. Он влияние в первую очередь на психоневрологический статус ребенка. Есть очень интересные работы коллег, которые показывают, что если у ребенка в детстве было повышенное содержание свинца в крови, то по мере взросления у него будут хуже успехи в учебе, будет не такой высокий ай кью, а дальше он не сможет получить какую-то хорошую работу, привнесет меньший вклад в валовой продукт страны, он будет меньше зарабатывать, платить меньше налогов и т.д., и т.д. А вроде все начинается с абсолютной ерунды. Ребенок жил в небольшом городке, где свинцово-плавильное производство. А таких городов у нас в стране достаточно много. Вот это второе, на что я обращаю внимание. И третье, о чем я тоже так кратко упомяну — это отдаленные последствия. Т.е. это не только люди, которые пострадали от воздействия свинца, но и их потомство. К сожалению, металлы накапливаются и в организме плода. Если беременная женщина живет в таком засвинцованном, вульгарно говоря, городе, то она этот свинец передает и своему малышу, что ведет к рождению человека с потенциальными рисками.

 

— Если рассматривать концентрацию других вредных ядовитых веществ, возможно ли максимально избежать их попадания в организм человека? Назовем это профилактикой. В частности, в таких больших городах как Москва. Давайте рассмотрим на примере Москвы…

 

— Этот вопрос очень трудный. Он лежит в плоскости и экономической и социальной. Я занимаюсь атмосферой Москвы уже очень много лет. Когда после окончания Первого московского медицинского института я пошел в санитарную службу Москвы и как раз работал в отделении, которое занималось в Москве качеством атмосферного воздуха, Москва была просто нашпигована огромным количеством промышленных предприятий, большинство из которых уже выведено. Т.е. в Москве остались крохи. Сегодня, конечно, основной источник загрязнения воздуха города Москвы — это автомобильный транспорт. Без него город жить не может, а с ним жить плохо. И вот вопрос, как это решить, безумно трудный, потому что в Москве сложилась архаичная структура застройки. Архаичная — в том плане, что она уже много лет существует в городе, она не позволяет менять систему движения автомобильного транспорта. Значит, мы обречены десятилетия держать на своих улицах большое количество автомобилей, пока не будут изобретены и внедрены совершенно новые системы автомобилей, которые не будут загрязнять воздух. Что человек может сделать? Самое радикальное, конечно, ехать жить в Подмосковье, но тогда встает вопрос — долго добираться до города, потому что, к сожалению, вопросы транспортной доступности ближнего Подмосковья не решены. Этот вопрос относится в большей степени к проблемам социальным, а не к проблемам экологическим. Для того, чтобы улучшилась экологическая обстановка современных городов, вся структура городской жизни должна быть организована совершенно другим образом. Будет это внедрено или нет, у меня очень большие по этому поводу сомнения. Когда-то, несколько лет назад, когда присоединили участок Московской области, который называется Новая Москва, Правительство Москвы проводило очень интересный конкурс, как должна развиваться Москва. Это все, конечно, стоило очень больших денег, были представлены проекты ведущих градостроителей различных стран мира. Все было очень интересно, но сомнительно, чтобы это было на самом деле реализовано, по крайней мере в ближайшие 10–20 лет. Человек должен сам себя спасать. Как это можно сделать? Минимизировать время нахождения возле загрязненных автомагистралей. Если это возможно. Можно ходить дворами, не выходить на проспект или на улицу. Стараться по возможности, максимальное время проводить на зеленых территориях города. Тем более что ситуация с парками в Москве кардинально изменилась. Я и не предполагал, что за такое короткое время можно такое огромное количество парков Москвы привести в такое хорошее состояние, куда раньше страшно было зайти, а сейчас там можно совершенно спокойно отдыхать — это второе. И третье — смотрите, что происходит в городе. В городе есть хорошая мощная система Мосэкомониторинга, которая контролирует качество воздуха. Вы можете зайти на сайт, там открытая информация, и посмотреть, что происходит в вашем районе, по адресу станции контроля воздуха, которая там указана, и понять, что там: повышенный или пониженный уровень загрязнения. Если он повышен, то в зависимости от ваших возможностей, от вашей трудовой деятельности, от ваших финансовых возможностей подумайте, как избежать нахождения в данном районе. 

 

— То есть мы можем сказать, что санаторно-курортное лечение — это вполне естественный выход из ситуации?

 

— Санаторно-курортное лечение, конечно, отличная идея, но потом-то мы возвращаемся в ту же атмосферу. Это вопрос, на который я ответа еще не получил ни от одного коллеги, который занимается практической медициной. Предположим, люди поехали в санаторий, отвезли детей, это замечательно, дети там получили все необходимое, и что дальше? Мне в свое время пришлось оппонировать очень интересную работу из Татарстана по оценке здоровья детей младшего школьного возраста, которых зимой вывозили в Египет. Как оказалось, такой краткосрочный десятидневный вывоз детей ни к чему хорошему на самом деле не приводит. Сначала организм долго адаптируется к новым условиям, а потом ребенку уже нужно возвращаться обратно, а по приезду у него начинается целый букет самых различных заболеваний, начиная с невинных ОРЗ и кончая болезнями, которые даже не хочется называть.

 

— В последнее время не раз было озвучено, что проблема глобального потепления выдумана. Возможно ли это?

 

— Да. Есть такая точка зрения. У меня висит лист от Нобелевского комитета. Существует такая межправительственная, подчеркиваю, не межгосударственная, а межправительственная группа экспертов по изменению климата. Группа под названием «Здоровье». Мы все получили эту Нобелевскую премию в 2007 году вместе с Альбертом Гором, бывшим вице-президентом США. Просто предупреждаю сразу, что, кроме этого листочка, мы ничего не получили. Эта комиссия — несколько тысяч человек из самых различных стран мира. И вот только что Росгидромет выпустил второй национальный доклад об изменении климата в Российской Федерации. Этим занимались уже российские ученые, где однозначно доказано, что изменение климата есть. Но всегда может быть любая точка зрения. Например, математики говорят, что дважды два на самом деле не четыре и они это могут доказать, и они это докажут. Что касается несуществования глобального потепления, то в основном такими доказательствами занимаются люди, которые привыкли работать с очень длительными периодами времени. Как правило, это геологи, которые говорят, что да, были периоды потепления, потом были периоды похолодания. Все это правильно. Все это исчисляется, как правило, тысячелетиями. А мы с вами живем сегодня и должны понимать, какой это риск для наших детей, для наших стран. Как вы думаете, почему, например, Австралия тратит такое огромное количество денег на изучение этой проблемы? Рядом с Австралией есть одно маленькое государство, которое исчезнет через 10–20 лет. Но это малюсенький архипелаг в Тихом океане, где живут всего несколько тысяч человек. Уровень Мирового океана повышается. Поэтому вопрос о том, что будет с Голландией, с теми территориями, которые не отвоевали у моря, и что будет с побережьем Великобритании — это вопросы не досужие. Потому что происходит так называемая абразия берегов. Американцы с Аляски уже были вынуждены один небольшой поселок перевезти. И у нас на арктическом побережье становится не лучше. Один поселок практически тоже уже скоро будет эвакуирован. Т.е. это все абсолютно реальная проблема. Может быть, действительно через 200–300 лет этот период закончится. Мы с вами живем в 2015 году, но до 2060 года, по всем прогнозам, потепление будет. Что будет дальше? На сегодняшний день просто нет таких методик, которые бы могли ответить на этот вопрос.

 

— А каковы прогнозы?

 

— Потепление идет опережающими темпами и в первую очередь в Арктике. Об этом можно прочитать во втором докладе Росгидромета, который находится в свободном доступе.

 

Борис Ревич: Для того, чтобы улучшилась экологическая обстановка современных городов, вся структура городской жизни должна быть организована совершенно другим образом - фото 2Борис Ревич: Для того, чтобы улучшилась экологическая обстановка современных городов, вся структура городской жизни должна быть организована совершенно другим образом - фото 3Борис Ревич: Для того, чтобы улучшилась экологическая обстановка современных городов, вся структура городской жизни должна быть организована совершенно другим образом - фото 4

 

Интервью провела Ксения ГОРШКОВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить