В Республике Алтай всю весну 2021 года идут споры по вопросу развития туризма. Власти поддерживают предлагаемые мастер-планом (документ комплексного планирования территории) туристические кластеры. Общественники, экоактивисты выступают против, на их стороне, судя по всему, значительная часть населения.
Экоград опубликовал подробный обзор по этой теме.
Хорошо понимаю обеспокоенность алтайцев. На Байкале главным источником антропогенного воздействия теперь является именно туризм. Природа здесь уже понесла очень значительный ущерб, а планы дальнейшего резкого увеличения туристического потока обещают экологическую катастрофу. Все чиновники на словах клянутся в своей любви к Байкалу, заявляют важности его сохранения - и продолжают «развивать туризм».
Теперь «большой туризм» идет и на Алтай. Наряду с Байкалом, ему уготована роль одной из важнейших туристических территорий в азиатской части страны. Что означает миллионы туристов, тысячи новых «объектов инфраструктуры». Подобные объекты уничтожили визуальную чистоту и красоту прекрасных ландшафтов байкальского пролива Малое Море (а фильтрация их выгребных ям погубила чистоту воды), их клиенты разогнали все живое, вытоптали окрестности всех интересных природных объектов на обширных сопредельных территориях.
Реализация мастер плана означает «строительный бум» в красивейших местах Алтая. И поможет этому упорно проталкиваемая в Госдуме инициатива по разрешению капитального строительства в лесном фонде.
Петицию (открытое обращение к руководству страны и региона) уже подписали более 3 тыс. человек.
В ней говорится, что озеру Манжерок уже нанесен огромный ущерб в ходе создания первого туристического кластера.
«По заявлению премьер-министра Михаила Мишустина огромные деньги будут выделены на туристические кластеры в Республике Алтай, и делается это исключительно «во благо региона». Если это так, и речь идет о реальном желании помочь региону, а не о создании райского уголка для элиты, почему бы эти средства не пустить на подъем сельского хозяйства, животноводства? Россия уже много лет нехватку мяса восполняет импортом из других стран...Мы поняли, что ориентироваться только на один туризм – это, как минимум, нецелесообразно, а скорее даже опасно.»
Очень обстоятельна и убедительна статья Елены Чевалковой "О туркластерах и родной земле".
Туркластер - объединение предприятий, занимающихся туризмом и смежной деятельностью на одной территории. «Речь идёт не о развитии содружества существующих мелких и средних предприятий и организаций турбизнеса. Речь идёт о новых проектах. Отбор проектов происходит по критериям, главные из которых – увеличение турпотока и увеличение затрат туриста на поездку. Это означает ориентацию на большой поток желательно богатых туристов и извлечение денег из их кошельков желательно на каждом шагу их путешествия по Алтаю.»
Прописана сеть апарт-отелей, туристическо-информационных центров, модульных точек питания. Говорится исключительно о новых проектах, но не о развитии существующих объектов, их кооперации.
Характерный пример - предлагаемая трекинговая база «Каракольские озёра». «Трекинговая база означает застройку. А это – высокогорье, нетронутый уголок дикой природы, священные места.»
«На рассмотрении ЭлКурултая – поправка в Лесной Кодекс РФ о разрешении строительства в лесном фонде. Для облегчения размещения туробъектов, а заодно и своих дач, охотничьих випклубов в лесах. Не вырубим – так хоть застроим.»
«На рекламу Горного Алтая брошено столько сил и средств, что неудивительно – сюда поехали даже те, кто не представляет, что такое горы, что такое традиционный народ, и как себя здесь вести. В связи с закрытием границ в горах Алтая заблудился ещё один тип «туриста» - любитель отдыхать в Турции.»
Определили основную группу туристов, на которых они предлагают ориентировать «туризм будущего» на Алтае – отдыхающие из Москвы и Санкт-Петербурга со средним уровнем дохода 120 тыс. в месяц.
««Взыскательный клиент» имеет высокие требования к уровню сервиса, главное для него – удобства и разнообразие и качество блюд, ... возможность комфортно заниматься уходом за своим телом, йогой, «духовными практиками» и тренингами в «местах силы». Душевность и искренность персонала гостевых домов, глубокие знания местного гида об Алтае его мало волнует, как и вообще сведения о природе, культуре и традициях коренных народов. «Высокодуховный» турист из центра зачастую по-хамски относится к местным жителям, а природа ему нужна лишь в качестве красивых декораций для селфи. Да, и ради забавы можно прокатиться на квадроцикле по чьему-то пастбищу или высокогорной тундре, после чего её раны не зарастают десятилетиями.»
Как мне все это знакомо по Байкалу... Прежде всего – по Ольхону с его культовыми местами.
«На элитных турбазах таких клиентов обслуживают, как правило, не местные жители, а вышколенный на европейский манер привезённый из городов персонал, не знающий и не понимающий Алтай. На вершины их поднимают вертолёты, а в рамках проектов туркластеров для них планируется закатать в асфальт подъезды к самым популярным объектам. А для местных жителей (слышали про создание рабочих мест?) найдётся место конюха, уборщицы, дворника.»
«Сейчас следует ставить вопрос о целесообразности туркластеров вообще для республики Алтай. Выбор таков: жить скромно, но по-человечески, или побогаче, но потеряв свободу и счастье. Продаёмся за бусы, друзья, или не продаёмся?"
Похоже, что многие жители Алтая все это понимают. Но устоят ли они перед щедрыми посулами, красивыми картинками и т.п.? Например, на Ольхоне в свое время - не устояли. Стали проводником «хотелок» крупного турбизнеса. Добиваясь строительства асфальтированной дороги на острове, открыли «ящик Пандоры»...