Байкальская анти-правовая аномалия...

Байкальская анти-правовая аномалия...    - фото 4 В последние два года «пожиратели Байкала» прилагают огромные усилия для того, чтобы протолкнуть законодательные поправки, резко ослабляющие природоохранный режим озера Байкал. Свои действия они объясняют необходимостью ликвидации так называемой «байкальской правовой аномалии». Их трактовка этого явления удивляет своим цинизмом.

     29 октября в Иркутске должен был состояться круглый стол на тему «Байкальская правовая аномалия». Увы, из-за пандемии он отложен «до следующего года». А моя душа горит, хочется высказаться сейчас. Возможно, в следующем году уже и поздно будет дискутировать, т.к. создатели упомянутой аномалии к тому времени исправят её к своему полному удовольствию.
На круглом столе планировалось обсуждение - что такое «байкальская правовая аномалия», что с ней делать. Мое мнение таково. Суть данной аномалии – многолетняя массовая распродажа и передача в аренду земельных участков на байкальских берегах, осуществленная вопреки закону.     Плюс к этому - раздача разрешений на строительство. Муниципальные и районные чиновники использовали «административный ресурс», работали по серым схемам. В итоге главными владельцами земли и недвижимости теперь являются они сами, их родственники и друзья, а также бизнесмены от туризма. Наибольший размах эта деятельность приобрела в Ольхонском районе Иркутской области.

Байкальская анти-правовая аномалия...    - фото 5

На заливах Малого Моря застроены не только берега, но и крутые склоны.
      Суть процесса описана в недавно защищенной диссертации М.В. Роговой «Экономико-географическая дифференциация земельного рынка Байкальского региона» (глава «Специфика формирования земельного рынка на локальном (поселенческом) уровне на примере Центральной Экологической Зоны Байкальской природной территории»). 

    Но многочисленные публикации в СМИ эту сторону проблемы не освещают. Обычно упор в них делается на противоречия в законах, мешающие строить очистные сооружения, мусорные полигоны. Часто пишут о тотальных природоохранных запретах, не позволяющих здесь что-либо строить (включая дороги), а местным жителям - нормально жить. Про ограничения «оборота земли» и сложности с застройкой говорится далеко не во всех публикациях, однако уничтожение именно этих «препон» и является главной целью развернувшейся борьбы. Об этом свидетельствуют проводившиеся митинги, многочисленные письма и обращения в самые разные инстанции, заявления чиновников разного уровня, депутатов Госдумы.

Виталий Рябцев: Байкальская анти-правовая аномалия

Байкальская анти-правовая аномалия...    - фото 6

Митинг в п. Еланцы. 2019 г.
     Земельный вопрос – суть «байкальской правовой аномалии». Владельцы тысяч гектаров неправомерно приобретенной ценной природной земли желают узаконить свои права. Спокойно её перепродавать и застраивать. Кроме того, ослабление природоохранных запретов вызовет резкий рост цен на землю и недвижимость. Общие суммы этих «бонусов» огромны. Что и объясняет мощную всемерную поддержку, оказываемую всеми ветвями власти запущенному процессу «актуализации байкальского природоохранного законодательства». В связи с этой «актуализацией» словосочетание «байкальская амнистия» употребляется все чаще и чаще.
     «Байкальскую аномалию» правильнее называть анти-правовой, т.к. она возникла вследствие массового нарушения законов конкретными чиновниками, при бездействии (а возможно и соучастии) контролирующих органов. Но заинтересованная в «амнистии» сторона интерпретирует создавшуюся ситуацию иначе: «ошибка, допущенная государством, из-за которой не должны страдать люди». Т.е. конкретные чиновники, в корыстных интересах поправшие закон, и есть «государство». Они же составляют и немалую долю землевладельцев, в данной формуле именуемых просто «людьми».
     Массовая распродажа привела к тому, что еще несколько лет назад почти все участки, поставленные на кадастровый учет, оказались в частной собственности или аренде. Контролирующие органы это не беспокоило. Хотя в большинстве случаев речь шла об ограниченных в обороте землях, находящихся в границах Центральной Экологической Зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), да еще и в составе Прибайкальского национального парка. Участки застраивались под разными предлогами. Чаще всего – благодаря их включению в границы поселений. Площади таковых росли так же быстро, как пятна нефти на поверхности воды. Там, где поселений нет, создавались дачные товарищества (ДНТ), хотя организовывать их запрещено и в ЦЭЗ БПТ и в нац. парках. Надо сказать, что на бурятском берегу Байкала этот запрет более-менее соблюдался, зато на иркутском на него внимания не обращали (одна из особенностей «байкальской аномалии»). Часто турбазы маскировались под фермерские хозяйства. Нередко они не имели даже формальных обоснований.
   Но праздник щедрых чиновников, земельных аферистов и застройщиков, неожиданно прервала проверка Генеральной прокуратуры (осень 2017 г.). Зревший многие годы «нарыв» был вскрыт, обнажилось огромное количество разнообразных правонарушений. Для противодействия творимым здесь безобразиям в начале 2018 г. была организована Байкальская природоохранная прокуратура. Проверки продолжились, число административных дел быстро росло. По небольшой их части суды выносили решения о изъятии участков, неправомерно проданных или переданных в аренду, о сносе незаконной построек. На мой взгляд, количество таких решений росло чересчур медленно. А исполняются они и вовсе из рук вон плохо.
    Тем не менее, чиновники, многочисленные землевладельцы, владельцы турбаз и дач-коттеджей встревожились. И с осени 2017 г. засыпают письмами и жалобами суды, Госдуму, правительство и Президента, а также ЮНЕСКО. Не жалеют усилий для ведения информационной войны. Подключили к своей борьбе депутатов местных законодательных собраний и конечно – Госдумы. Прикрываясь интересами местных жителей, борются за свои финансовые интересы.
   Что следует делать с этой «аномалией»? Если исходить из государственных интересов, необходимости сохранить единственный Колодец Планеты и для всего населения РФ, и для мирового сообщества (страна несет ответственность за сохранение, подписав международные конвенции), то следует соблюдать установленные законом запреты на оборот земельных участков и застройку природных территорий. Провести проверки в отношении чиновников, осуществлявших «раздачу» байкальских земель. В первую очередь это касается Ольхонского района. Речь идет о 110 тыс. га земель сельско-хозяйственного назначения, включенных в Прибайкальский нац. парк без изъятия из хозяйственного использования. Именно за счет этой земли в десятки раз увеличивались площади населенных пунктов, на ней, как грибы росли ДНТ и турбазы. Пора выяснить, сколько земельных участков осело в руках самих чиновников и членов их семей. Если же виновные не будут наказаны – конвейер по вводу в коммерческий оборот природных территорий на Байкале не только продолжит свою работу, но и усилит обороты.
   Необходимо вернуть под контроль государства незаконно распроданную землю. Проверять следует прежде всего крупных землевладельцев, крупные турбазы (они наносят наиболее значимый экологический ущерб). Но - не местных жителей, владеющих небольшими участками. К сожалению, именно на них – речь о д. Песчаная на о. Ольхон - в 2020 г. оказалось сосредоточено внимание контролирующих органов. Необходимо снести самые антиэкологичные турбазы (пример «Ольхонский острог»), объекты, построенный на особо ценных природных участках (в частности у горы Зундук на материковом берегу Малого Моря, в Шаманском лесу на о. Ольхон).
   Что касается законодательных новаций, то жизнь местных жителей действительно следует облегчить, убрав ряд ограничений, заметно не влияющих на экологическую обстановку. Но запреты на оборот природных земельных участков и их застройку следует усилить, ликвидировав имеющиеся в законодательстве «дыры».
    Однако, учитывая современную ситуацию в нашей стране, несравненно более вероятен иной сценарий исправления «байкальской правовой аномалии». В него входит «байкальская амнистия» для землевладельцев, хозяев разнообразной недвижимости. Резкое ослабление ограничений на оборот земли и застройку. Скачок цен на землю и недвижимость.
     Множество еще не проявивших себя землевладельцев либо продадут свои участки застройщикам, обладающим необходимыми финансами, либо сами приступят к строительным работам. Сразу после такого решения «байкальской аномалии» последует взрывной рост строительства на Малом Море, особенно на о. Ольхон, не столь резкий, но очень значительный – в других районах Байкала, привлекательных для массового туризма. Населенные пункты Ольхонского района продолжат увеличивать свою площадь под разными предлогами. О необходимости дальнейшего «развития поселений» не прекращают вещать местные чиновники-землевладельцы.
     Вследствие резкого увеличения зон застройки возрастут объемы поступающих в Байкал загрязнений. Нынешний экологический кризис, охвативший мелководную зону Колодца Планеты, распространится на его огромное «водное тело». Погибнет уникальный очаг биоразнообразия, включающий множество эндемичных и реликтовых видов флоры и фауны, связанный с районом Малого Море – степями, песчаными дюнами, мысами, озерами.
    Предлагаю открыть сайт публичной кадастровой карты и найти на ней о. Ольхон. Увеличьте окрестности любого населенного пункта – увидите россыпи поставленных на учет участков, занимающие огромные площади. Все они имеют владельцев. Вне населенных пунктов – много значительных по площади участков категории сельско-хозяйственного назначения. Степи покрывают почти половину площади острова. Но подавляющее большинство таких участков тяготеет к берегам, причем к местам, наиболее излюбленным туристами. Плацдармы, подготовленные для строительства турбаз и дач-коттеджей.
     В качестве примера рассмотрим район д. Харанцы. В конце 1990-х она состояла примерно из 30 домов, стоящих вдоль одной улицы. Вот так сейчас она выглядит на кадастровой карте (северо-восточный угол не поместился на экран):

Байкальская анти-правовая аномалия...    - фото 7

Еще далеко не все участки «освоены»:

Байкальская анти-правовая аномалия...    - фото 8

     Кроме «земель поселений» есть и кусок «земель промышленности» (участок 314), площадью 42 га. Что за гигант промышленности запланирован? Часть этого участка заходит в лес. Здесь заканчивается массив Шаманского леса (начинается у мыса Бурхан), который тысячи лет считался священным и неприкосновенным. Рядом в этот же лес внедрены и участки «земель поселений», некоторые уже застроены. Вот такая она теперь – деревня Харанцы.
    На застраиваемой опушке еще остались уникальные очень старые деревья. Например – лиственница-«Трезубец» (возможно, ей более 500 лет).

Байкальская анти-правовая аномалия...    - фото 9

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить