Последствия от подъема реки Ангары несопоставимы с тем ущербом, что несет Байкалу сегодняшний высокий уровень его вод.
Про ущерб, который экосистеме Байкала, его берегам и водно-болотным угодьям, наносит происходящий сейчас подъем уровня воды, пишут не только экологи, но даже чиновники (правда, только в Бурятии). Необходимо увеличить сброс воды на Иркутской ГЭС! Этой проблеме было посвящено заседание соответствующей чиновничьей комиссии 25 сентября. Сброс воды она решила оставить на уровне 2700 кубометров в секунду.
Из-за угрозы подтопления находящихся в пойме Ангары «населенных пунктов и садоводств». Впрочем, для населенных пунктов угроза возникает после сброса выше 3200 кубометров. В 2008 г сброс с ГЭС достигал 3250 кубов, катастрофой это не стало. Зато построенные в черте Иркутска на островах садоводства и форелевые фермы подтапливаются уже при 2700 кубов.
Несмотря на оптимистичные чиновничьи заявления, что уровень Байкала уже стабилизировался, рост оного продолжился. Поэтому 30 сентября сброс увеличили до 2800, однако, лишь «в светлое время суток». Как видно из данных, размещенных на сайте Гидрограф, 30 сентября уровень воды на Иркутской ГЭС составил 457,12 м, сброс (средний за сутки) – 2778 кубометров в секунду, приток (в среднем за сутки) – 4100 кубометров.
Водохранилище наполнено выше нормального уровня на 3780 млн. кубических метров. При таких показателях дальнейший рост уровня Байкала неизбежен. По расчетам Игоря Шкрадюка (известный эксперт), уровень Байкала за 29 сентября увеличился на 0,2 см, за 30 – уже на 0,35 см.
Необходимость еще более увеличить сброс (причем круглосуточный, а не только в светлое время) – очевидна.
Однако губернатор Иркутской области 1 октября заявил, что «дал поручение муниципальным властям, МЧС, другим службам мониторить гидрологическую обстановку в нижнем бьефе гидроузла. При ухудшении ситуации повышенный водосброс будет приостановлен и вернется в параметры 2700 кубометров в секунду.»
Я прошел 1 октября от Иркутской ГЭС до Академического моста. Поделюсь увиденным. Увеличение сброса на 100 кубов ( до 2800) вызвало повышение уровня Ангары не несколько сантиметров. Вот фото одного и того же участка берега:
24 сентября.
1 октября.
Разница едва заметна. В телерепортажах заявлялось, что сброс воды до уровня 3250 кубов (как это было в многоводном 2008 г.) теперь несет опасность построенным в последние годы в пойме Ангары иркутским многоэтажкам. Это не так. Они построены в основном именно на пройденном мною участке. Даже подъем воды еще на 1-1,5 метра (для чего потребуется сброс гораздо больший, чем 3200 кубов) не станет для них угрозой.
Другое дело – дачи, построенные на островах. В советское время их называли «нахаловками», т.к. строились без разрешений. Впрочем, и здесь подъем воды при сбросе 2800 привел лишь к единичным случаям подтопления. Например, на острове Елизовский подтопленными оказались 8 участков. А их там не одна сотня. Вот как выглядит берег этого острова 1 октября:
Ясно, что переживут и 3250 кубов. Кстати, владельцы должны бы сами позаботиться о страховании этой собственности (столь подверженной риску).
На «форелевых» островах дела несколько хуже.
Остров Бабр, ООО «Сибирская форель». Жгут компрометирующие документы?
Здесь с 2017 г. обосновалось форелеводческое хозяйство «Сибирская рыба». Всегда этот островок использовался лишь отдыхающими/загарающими. Форелеводы коренным образом изменили его облик, построив дамбу с дорогой:
На мои запросы по поводу размещения на островах этих двух хозяйств, чиновники отвечали, что все законно. Может быть наконец пришла пора спросить у этих господ – на каком основании они разрешили размещение всего, что на фото (острова Бабр и Телячий), в зоне, подверженной затоплению?
Надеюсь, что губернатор Иркутской области проанализирует создавшуюся ситуацию. И сочтет сохранение экосистемы и берегов Байкала важнее материальных интересов кучки ловких господ - застройщиков ангарской поймы.