Байкал: новый уровень разграбления

Байкал: новый уровень разграбления - фото 1Многое очень серьезно изменилось после 24 февраля 2022 года. Это касается и ситуации с озером Байкал.

  Запланированная на 1 марта инспекционная поездка комитета Всемирного природного наследия ЮНЕСКО не состоялась. Тема возможного включения (уже этим летом) Байкала в список объектов, находящихся под угрозой, исчезла из отечественного информационного поля. Похоже, что она стала безразлична не только бизнесу, рука об руку с чиновниками уничтожающему Байкал, но и властям. Страну, ставшею безусловным чемпионом по количеству наложенных санкций, уже ничем не удивить.
  Теперь у пожирателей Байкала руки полностью развязаны. Никакой управы на них больше нет.
  Информационное поле заполнили статьи, предсказывающие резкий рост летнего турпотока на Байкал, а также соответствующих  инвестиционных потоков. У туристического и тесно связанного с ним земельно-застроечного бизнеса, а также аффилированных чиновников, вскипели энергия и энтузиазм. Они вошли в такой раж, что чрезмерно «перегнули палку». В частности, на полном серьезе стали рекламировать отдых на Байкале как альтернативу отдыха на Черном и Азовском морях. Хотя в климатическом отношении гораздо справедливее называть Байкал южным филиалом моря Лаптевых.
  Глава Бурятии даже пытается «перетягивать на себя одеяло», позиционируя восточный (Бурятия) берег Байкала как более привлекательный для туристов, по сравнению с западным (иркутским). Забыв упомянуть, что на восточном берегу намного больше дождливых и пасмурных дней, несравненно больше клещей и комаров.
  Застройка берегов – острейшая проблема Байкала, из которой «проистекают» и все прочие негативные последствия массового туризма. В районе пролива Малое Море, через которое проходит самый крупный на Байкале турпоток, турбазы и гостиниц «растут как грибы». Этот процесс сопровождался массовым нарушением природоохранных законов и ограничений. По искам природоохранной прокуратуры десятки объектов были признаны незаконными. Но несмотря на судебные решения, ни один такой объект, в частности на Ольхоне, за последние годы так не был снесен.

Байкал: новый уровень разграбления - фото 2

Турбаза «Байкалов острог» признана судом незаконной и подлежащей сносу.  Еще три года назад.

   Теперь владельцы незаконно приобретенных участков и незаконных построенных объектов и вовсе могут «пить шампанское». Утвержден генеральный план поселений Ольхона. «В целом границы муниципалитета сформированы по фактически застроенной территории, включая объекты туристической инфраструктуры, как и распоряжался президент России Владимир Путин. При составлении генплана было много споров с собственниками земли и турбизнесом, работала согласительная комиссия. В итоге пришли к компромиссу, в том числе, с ФГУП «Заповедное Прибайкалье». В границы населенных пунктов включены участки крестьянских фермерских хозяйств, расположенные отдельно, это связано особенностями ведения скотоводства на ОльхонеИсточник.

   «Фактически застроенная территория» представлена в значительной мере именно незаконными объектами и незаконно распроданными участками. Т.е. теперь они узаконены, про судебные решения о их сносе можно забыть. Застраивать (а также продолжать земельные спекуляции) можно будет и участки, находящиеся далеко от поселений, но «включенные» в их границы на правах фермерских хозяйств. Полагаю, их застройка будет осуществлять под лозунгом «развития селькохозяйственного туризма».

Байкал: новый уровень разграбления - фото 3
  Ни о каком компромиссе говорить не приходится. Имеет место циничное предательство интересов охраны Байкала со стороны «Заповедного  Прибайкалья» и его московского начальства.
  Темпы застройки берегов Малого Моря в последние 10-15 лет можно было сравнивать лишь с «ударными комсомольскими стройками». Но теперь и эти темпы не устраивают радетелей туризма. Поэтому из резервного фонда правительства РФ будут выдавать субсидии на строительство «быстровозводимых гостиниц».

   Такой запредельной и циничной вакханалии на Байкале никогда не было!
   Туризм сейчас является главным фактором негативного антропогенного воздействия на Колодец Планеты. Но власти упорно отрицают этот очевидный факт. Очень показательно недавнее интервью Президента Бурятии. Он заявил, что «не испытывает опасений за экологию озера Байкала из-за увеличения количества организованных туристов».

  "Мы понимаем, что цивилизованно организованный туризм несет меньше нагрузки на экологию, чем неорганизованный. У нас сейчас миллион человек приезжает на Байкал, а точек размещения нет. В итоге машины на берегу, люди с палатками, кострами в кустах", – пояснил глава Бурятии. По его словам, именно это как раз несет большую нагрузку на экологию. "Организация мест размещения с вывозом отходов, очистными сооружениями позволит защитить Байкал"».

   Нет никакого смысла в противопоставлении организованного туризма - дикому. Все туристы «справляют нужду», вытаптывают растительность, распугивают диких зверей и птиц, мусорят, допускают «лесонарушения» и пр. и пр. Если «места размещения» диких туристов «функционируют» лишь 2-2,5 месяца в году, не привнося существенных изменений в ландшафт и растительность, то гостиницы и турбазы своим появлением фактически ставят крест на природе не только застроенной территории, но и её окрестностей.
   Ну а как вывозятся «жидкие бытовые турбазы»» продемонстрировал маломоморский турбизнес. Содержимое выгребных масс в основном фильтруется в Байкал, а не вывозится. В результате на Малом Море воду в застроенных турбазами заливах и бухтах, а также вблизи поселений, не только нельзя пить – в ней опасно купаться!
   В отличие от прошлых лет, в СМИ исчезли упоминания про спирогиру. А термин «эвтрофикация» в них так и не прижился. Никто не вспоминает про ущерб биоразнообразию, про ситуацию с огромным количеством редких, реликтовых и эндемичных видов флоры и фауны. Ведь именно их местообитания (в частности – на Малом Море) оказались под ударом массового туризма. Теперь журналисты вообще не углубляются в тему экологического состояния Байкала и его берегов.

Байкал: новый уровень разграбления - фото 4

Выброшенная волнами спирогира.
   Это сейчас не актуально. Главная наша задача – байкальский туризм развивать.
   И вот, как вишенка на торте, новость о создании Иркутского регионального отделения Российского экологического общества (РЭО). Именно это общество недавно просило Минюст проверить Greenpeace и Всемирный фонд дикой природы (WWF) на соответствие статусу иностранного агента. Речь о двух последних оставшихся в стране некоммерческих организациях, способных оказывать значимое сопротивление природоразрушающим проектам и «законодательным инициативам». Они имеют международный статус и только благодаря ему избежали включения в реестр иностранный агентов.
   От отечественных экологических НКО мало что осталось. Принципиальных удушили, если не судебными преследованиями, то безденежьем. Остались лишь те, кто идут рука об руку с бизнесом (прежде всего – туристическим) и занимаются самыми безвредными для него делами, в основном сбором мусора и посадками саженцев. Некоторые «общественники» теперь процветают.
  Установившуюся тишь и благодать портят в основном именно Greenpeace и WWF. Поэтому нападки на эти организации все усиливаются. Вот и в Иркутске их обозвали экологическими шантажистами и экстремистами, действующими в интересах недружественных стран. 

  Председателем Иркутского отделение РЭО стал депутат Госдумы Александр Якубовский. Активно способствовавший резкому ослаблению Байкальского природоохранного законодательства. В состав учредителей вошел Умар Рамазанов - директор ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Это он удовлетворил запросы земельных спекулянтов и застройщиков за счет уникальной природы острова Ольхон. «Общественников» в региональном отделении представляет Юлия Саенко – юрист, активно защищающая интересы все тех же застройщиков и земельных спекулянтов. Пригласили туда и «лесного магната» Евгения Бакурова.

Байкал: новый уровень разграбления - фото 5

Умар Рамазанов и Александр Якубовский объявляют о создании в Иркутске отделения РЭО. Источник фото.

  Назвать такую организацию экологической язык повернется лишь у тех, чьи интересы отстаивает четверка вышеупомянутых деятелей.
  В 1980-х в Иркутске зародилось первое в СССР мощное природоохранное общественное движение - в защиту Байкала. Многолетняя деэкологизация страны и общества, травля и удушение НКО его фактически уничтожили. Последнее из иркутских НКО, реально боровшееся за Байкал – «Байкальская Экологическая Волна» - объявлена иностранным агентом в 2015, самоликвидировалась в 2016 году. Остались лишь отдельные активисты, «последние могикане». Доступ к СМИ, как и к участию во многих публичных мероприятиях, для нас надежно закрыт.
   Вероятно, последним актом уничтожения общественного байкальского движения можно считать организацию иркутского отделения РЭО. При помощи СМИ оно теперь будет создавать виртуальный образ экологически благополучного Байкала, а также туризма, приятного и полезного во всех отношениях.

 

Виталий Рябцев

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить