А.Некипелов О выборе модели посткризисного развития российской экономики

А.Некипелов О выборе модели посткризисного развития российской экономики - фото 1На днях завершила свою работу макроэкономическая сессия Московского экономического форума.

. Очередная встреча участников МЭФ в конгресс - центре ТПП РФ проходила эмоционально.

  Несмотря на высокие цены на энергоносители, которые выступают в роли основы нашей экономики, сама эта экономика испытывает спад. А это доказывает, что нам нужна смена и целей, и подходов к их решению.

Научную базу под такое утверждение подвел большой доклад, с которым выступил академик РАН, директор Московской школы экономики Александр Некипелов.

 Ключевыми пунктами дискуссии были:
        Экономический рост и модернизация экономики, денежно-кредитная и финансовая инфраструктура, макроэкономическая политика и  о государстве, как регуляторе и собственнике.

На сессии обсуждался «Российский мэйнстрим», представляющий взгляды апологетов ВШЭ, основными тезисами которого являются:.

  деформирующее воздействие на рыночные механизмы современного российского государства
    Основная задача, поставленная либералами от правительства- снять деформации за счет структурных реформ в различных областях; развитие конкуренции как главный инструмент
прогресса.
    Функции же государства, на их взгляд, это- правотворчество, судопроизводство и
правоприменение, проведение антимонопольной, денежно-кредитной, финансовой, ограниченной социальной и региональной политик, скорейшая приватизация принадлежащих государству активов.

Собрание  экспертов, чьи взгляды на российскую экономику во многом не совпадают с правительственным курсом, предложили другой подход.

Они отметили, что структурные реформы необходимы, но не достаточны.
    Комплекс стоящих перед Россией проблем не может быть решен без
активного участия государства.
    Роль государства не в подрыве, а в коррекции действия рыночного механизма
    Идейной же основой является то, что общественный оптимум не совпадает с результатами,
которые дает совершенная рыночная конкуренция.

Александр Некипелов, академик РАН, директор Московской школы экономики: «С моей точки зрения и с точки зрения многих моих коллег нужен целый комплекс мер, касающихся и совершенствования институтов, и внесения изменений в экономическую политику». Совершенствование институтов в том числе подразумевает изменение поведения государства как собственника больших активов, считает академик. По его мнению, приватизация автоматически не приводит к повышению экономической эффективности. «Здесь в основном вся деятельность сегодня сводится к тому, как побыстрей провести приватизацию. В этой части, мне кажется, нужна более прагматичная политика, нацеленная не на приватизацию любой ценой. Приватизация должна быть инструментом решения тех или иных конкретных задач. К сожалению, довольно часто ориентируются на идеологический лозунг, в соответствие с которым приватизация автоматически ведет к повышению эффективности экономики. Серьезный обобщающий мировой опыт показывает, что такого вывода делать нельзя», — заявил Александр Некипелов.
« Важным пунктом новой экономической политики должно стать изменение отношения к валютным резервным накоплениям. Резервы нужны, но они должны быть оптимальными, сегодня они существенно превышают этот уровень».

 Академик считает, что сидеть на кубышке не следует, а избыточные резервы нужно активней пускать в оборот, в том числе использовать их для решения системных задач, интенсификации инвестиционного процесса.

Экономический рост и модернизация

 

По мнению «российского  мэйнстрима»

1. Модернизация = модернизация институтов
2. Симулирование совокупного спроса бессмысленно, так как экономика
находится на уровне потенциального выпуска
3.Упор - на реализацию мер по стимулированию предложения
(совершенствование институтов, снижение налогового бремени),
привлечение иностранных инвестиций
4. России следует ограничить амбиции в сферах образования и науки, упор следует делать на
заимствование технологий
5. Поддержание крупных резервов для смягчения внешних шоков

 6.Нормальный долгосрочный темп роста ВВП в России - 3-4 процента.

 

Альтернативный подход от экспертов МЭФ.

1.Структурные реформы сами по себе не могут превратить российскую
экономику в современную
2.Заимствование технологий, привлечение иностранного капитала крайне
важно, но не должно исключать усилий по развитию собственного
научно-инновационного потенциала
3.Модернизация и экономический рост должны идти рука об руку; темп
роста ВВП 3-4 процента равнозначен признанию отсутствия перспектив у
российской экономики.

 Роль же  государства они видят в:

1.Совершенствовании инвестиционно - инновационного климата

 2. Активном  инвестировании в российскую науку ,высокотехнологические области, инфраструктуру (в том числе обеспечивающую формирование запасов основных видов экспортируемого сырья в периоды падающей конъюнктуры мировых рынков)

 3. Использовании на цели модернизации части резервов государства
(фонд национального благосостояния, резервный фонд, «избыточная» часть
валютных резервов)
  4.Задача - не вытеснение, а привлечение частных инвестиций.

 

Денежно-кредитная и финансовая  инфраструктура

По мнению « российского мэйнстрима»:
Задача,- это увеличение «глубины» финансового рынка с целью более эффективного превращения сбережений в инвестиции
 Средствадля выполнения этой задачи -  овладение современными финансовыми технологиями
(производные инструменты, секьюритизация) при очень внимательном отношении к вопросам регулирования.

Альтернативный подход от экспертов МЭФ.

 Задача, это- обеспечение финансовой устойчивости банковской системы
 Средства для ее выполнения- институциональное разделение розничных и инвестиционных
банков, изучение варианта со 100-процентным резервированием депозитов в институтах, осуществляющих расчетно-платежные операции.

Макроэкономическая политика

По мнению «российского  мэйнстрима»

1. Мировая «мода»: сочетание мягкой денежно-кредитной политики  и постепенно ужесточаемой бюджетной политики
 2. Ситуация в России: фактически сбалансированный федеральный бюджет, устойчивое положение в монетарной сфере
 3. Проблемы в финансовой сфере:не удается ориентировать федеральный бюджет на цели
модернизации экономики
 4. Серьезные финансовые проблемы на уровне регионов.
    Основные проблемы в монетарной сфере: сложность доступа к кредитам, крайне слабое развитие рынка долгосрочных заемных ресурсов.

 

Альтернативный подход от экспертов МЭФ.
 

Насущные задачи в бюджетной сфере:
1.Обеспечение увязки бюджета с принятыми целями промышленной политики
 2.С целью гармоничного распределения функций между федеральным и региональными бюджетами следует подумать о том, чтобы ввести порядок, в соответствии с которым стандарты предоставления государственных услуг должны финансироваться теми, кто эти стандарты устанавливает.

 

О государстве как регуляторе  и собственнике

 

 Суть конфликта» государство регулятор - государство-собственник» в следующем:
   Как регулятор экономической жизни исполнительная власть заинтересована в обеспечении условий для устойчивого и эффективного развития российской экономики (включая социальную сферу)
   Как крупный собственник, действующий в условиях рыночной экономики, государство заинтересовано в максимизации отдачи от имеющегося у него капитала.
Для реализации принятых на политическом уровне целей исполнительная власть может как создавать привилегированные условия для функционирования фирм с государственным участием, так и возлагать на них разного рода обременения.

По мнению «российского  мэйнстрима» нужно следующее:
1. Выведение из состава советов директоров корпораций с государственным участием высокопоставленных госслужащих.

 2. Введение для фирм со значительной долей государственного капитала ограничений на приобретение акций других компаний с государственным участием.
 3. Масштабная приватизация государственных активов (включая активы естественных монополий) - как радикальное решение.

Альтернативный подход от экспертов МЭФ.
1.Отказ от идеологических клише («о неэффективности госкапитализма»).
 2. Четкая увязка масштабов приватизации с решением задач, стоящих перед государством.
 3. Неуклонное следование чисто экономическому принципу - избавляться в первую очередь нужно от наименее эффективных активов
 4. Формирование ясного представления в отношении того круга предприятий, целесообразность сохранения которых в орбите исполнительной власти определяется тем, что они решают не столько
коммерческие, сколько важные государственные задачи.
 5.Формирование особого механизма управления в коммерческом режиме принадлежащими государству активами.

Итог секции следующий: изменив экономическую политику определенным образом можно достичь роста экономики в России. Для этого Правительству нужно сделать несколько шагов. Во-первых, необходимо значительно снизить тарифы на услуги естественных монополий. Это можно сделать за счет оптимизации схем предоставления услуг, ужесточения контроля за ними и изменения налогообложения поставщиков сырья, уверяют эксперты МЭФ. 

Во-вторых, важно обеспечить снижение ставок по кредитам. Этого можно добиться путем использования рыночных инструментов – ставки рефинансирования (базовые ставки) и нормы резервирования. Эксперты также предлагают ограничить ставки по кредитам для бизнеса в банках с участием государства. 

Необходимо изменить налоговую систему с целью снижения налогообложения инвестиций и модернизации производств, таков третий шаг. 

В четвертых, нужно отказаться от НДПИ и акцизов для внутреннего рынка, а выпадающие доходы бюджета сбалансировать ростом экспортных пошлин на сырьевые ресурсы. 

И наконец, необходимо обеспечить равные условия конкуренции на международной торговой арене – защищать свой рынок в интересах внутренних производителей, несмотря на требования ВТО. 

В результате реализации данных мер, эксперты МЭФ гарантируют многократный рост прямых инвестиций в России (как внутренних, так и из-за рубежа). И начнется процесс, обратный существующему. Бизнес перенесет производства на территорию страны, так как в России сконцентрированы все возможные ресурсы, существует огромный потенциал рынков сбыта, а также большие трудовые ресурсы – люди с богатыми традициями в промышленном и аграрном производстве.

По материалам Ольги Орловой и Пресс – службы МЭФ

Обзор подготовила Татьяна Колесникова

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить