Андрей Даниленко, председатель правления Национального Союза производителей молока
Профессиональное сообщество, включая отраслевые объединения производителей, было из-за большой спешки отодвинуто от разработки Федеральной программы развития сельского хозяйства до 2020 года.
В результате она не имеет отношения к реальности.
Так, в базовом 2013 году в ней предусмотрен заведомо недостижимый объем производства молока. Заложенный в программу рост до 2020 года также невозможен – ни по физиологии животных, ни по технологии производства, ни по предусмотренному финансированию, которое, кстати, так и не выделено, - и идут колоссальные задержки по прошлым обязательствам государства.
В этом году программа предусматривает прирост производства молока примерно на 1 млн.т., - а мы получим примерно такое же падение и удорожание молока.
Чтобы повысить конкурентоспособность за счет снижения себестоимости, надо реструктурировать кредиты, взятые отраслью без учета последствий присоединения к ВТО, с 8 на 15 лет. Это снизит себестоимость на 7 рублей за литр, - но потребует из бюджета до 2 млрд.руб. в год. Это примерно столько, сколько мы теряем налогов из-за «серых» поставок молочных продуктов из Белоруссии.
Но получить государственные деньги сложно, даже когда их выделяют: условия меняются ежегодно, причем сейчас часть требований противоречит друг другу.
А ситуация тяжела не только из-за падения производства: сейчас 40% нашего производства молока не соответствует современным требованиям. Производства требуют модернизации, инвестиций, - но они возможны только при четких ориентирах и исполнении государством своих обязанностей.