Межнациональная рознь в Москве нарастает. Жители планеты Земля, уже давно не чувствуют себя единым человечеством. Граждане бывшего Союза знать не хотят о дружбе народов. А мы, русские, стремительно забываем о "всемирной отзывчивости" и "всечеловечности", которую и Пушкин, и Достоевский считали главным свойством русского национального характера.
Во взгляде друг на друга людей разных национальностей все чаще присутствует не интерес, не доброжелательное внимание, не желание понять, при которых только и возможен диалог, возможно общение, а недоверие и вражда, горделивое знание только своей единственной правды и то "обособление", которое лишь мнимо утверждает индивидуальность, ибо в нем личности становятся "лучиночками", уходят в раздробленность и атомарность.
Мой отец, Георгий Гачев, автор серии "Национальные образы мира", представлял человечество как оркестр, в котором каждый инструмент ведет свою партию, и их голоса, соединяясь, образуют музыкальное целое. Он призывал ценить "возлюбленную непохожесть" народов земли и говорил о необходимости взаимознания, видя в нем путь к диалогу.
Скажем себе честно: много ли знаем мы об истории, культуре, судьбе тех народов, представители которых сегодня - волей жизни и волей истории - оказались в одном городе с нами? Ничего не знаем и знать не хотим. Они для нас - "понаехавшие". А много ли они, приехавшие сюда совсем не от хорошей жизни, а чтобы выжить, чтобы заработать на кусок хлеба себе и близким, знают о нас, об истории города, по улицам которого ходят, об истории и культуре России?
Межнациональная напряженность растет. Спасти от нее может только грамотная культурная и образовательная политика. И не только об "адаптации мигрантов" должна идти речь, ибо адаптация - односторонний процесс, да и понимается она, увы, суженно и поверхностно (недостаточно просто знать язык страны, в которой ты оказался, нужно знать культуру, традиции, историю, нужно обрести здесь друзей, научиться взаимодействовать и общаться). Речь должна идти именно о взаимознании и о развитии тех площадок, которые делают возможными встречу и диалог людей разных национальностей - не в бытовом, а в культурном и образовательном поле, их равноправное общение и сотворчество.
Школы, вузы, музеи, библиотеки, дома культуры и дома искусств, научные учреждения... Можно перечислять и перечислять.
Каждый из этих институтов вносит и может внести свою лепту. Но больше всего могут здесь сделать библиотеки. Пример Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, собравшей под своим крылом культурные центры народов мира, тому прямое свидетельство. И в московских библиотеках накоплен интересный опыт работы с многонациональным населением. Даже библиотека "Диалог культур" есть в столице...
Важно было бы развивать эту сторону работы московских библиотек. В библиотеках нужны отделы национальных литератур с широкими культурно-просветительными программами, в которых могли бы участвовать писатели, ученые, деятели культуры. Нужно налаживать и развивать взаимодействие с посольствами и землячествами, с вузами и научными институтами РАН, потому что они могут помочь сформировать необходимые фонды, дадут необходимые консультации, помогут привлечь специалистов в области национальных культур и национальных проблем. Нужно, чтобы в библиотеках читались циклы лекций и о русской культуре, и о культурах народов бывшего СССР, чтобы сюда приходили национальные писатели и представляли здесь свои книги, чтобы выставки русских художников чередовались с выставками художников Грузии и Армении, Азербайджана и Таджикистана, Киргизии и Казахстана, чтобы режиссеры разных стран и народов демонстрировали здесь свои фильмы (все-таки - Год кино)... Чтобы мы узнавали о них, а они узнавали о нас. Чтобы через взаимное знание шли к пониманию и учились жить вместе.
Анастасия ГАЧЕВА.
Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1034938373210880&id=100000841804438