Афро-азиатский исход, неоколониализм и трагедия в Париже - имеется ли взаимосвязь?..

Афро-азиатский исход, неоколониализм и трагедия в Париже - имеется ли взаимосвязь?.. - фото 1В Евросоюзе вовсе на считают ЕС и другие западные страны ответсвенными за катастрофически огромный исход беженцев в Европу. Практически все дискуссии в ЕС по таким вопросам сводятся к правовому регулированию этого потока, к мерам по адаптации "законно" прибывших эмигрантов. 


Тем временем, их общее число в Европе за январь-октябрь 2015 г., по ряду оценок,  уже превысило 650 тыс. чел., причем минимум половина этого потока направлялась и направляется не только в Восточную Европу - в наименее развитый регион Евросоюза. 
  По этой причине, на днях Хорватия закрыла границу с Сербией; то  же планируется в отношении границы с Черногорией;  Венгрия ужесточила правила въезда в страну из Сербии и Румынии; планируется "полузакрытый" статус границы Македонии с Грецией. 
   По оценкам ЮНИДО, ЮНКТАД и Экономической комиссии ООН для Африки (2014-2015 гг.), рост численности населения в африканских и большинстве азиатских стран куда больший, в сравнении с реальными темпами их экономического, особенно промышленного развития. Как следствие, растет уровень сезонной и постоянной безработицы, общий объем которой за 2012-2014 гг. в 30 странах Африки и Азии возрос почти на 20%. А это многие миллионы людей, включая их семьи.
   Добавим к этому последствия спровоцированных Западом войн и других конфликтов для предотвращения независимости ряда стран и/или для распада многих крупных стран, в том числе "переизбыточных" в плане запасов разнообразного промышленного и энергосырья. Это, к примеру, Судан, Ливия, Эфиопия, Мали, Сомали, Сирия, Ирак, Афганистан, Йемен, Западная Сахара. Но едва ли новые страны, возникающие на некоторых из этих территорий, избавлены от вышеупомянутых социально-экономических проблем (см., например, http://www.fondsk.ru/news/2015/09/17/juzhnyj-sudan-zaplanirovannaja-nesostojatelnost-35452.html
).
Те же 30 государств остаются, в основном, сырьевыми придатками Запада и рынками сбыта западной готовой продукции, изготовленной из сырья тех же азиатских и африканских стран. По имеющимся данным, до 80% совокупного объема готовой промышленной и сельхозпродукции, ввозимой в означенные 30 стран, производится из их сырьевой продукции и уже которое десятилетие. 
  Причем поставляемой, в большинстве своем, по заниженным ценам на Запад: такие расценки - одно из бессрочных условий списания тем же странам долгов перед западными странами и их структурами, оказания той же "тридцатке" новой финансовой "помощи".
  Добавим к упомянутому всё более частые стихийные бедствия в тех же 30-ти странах, вызывающие засухи или наводнения с их катастрофическими последствиями. При этом современные агро-, промышленные, мелиоративные, медицинские и другие технологии этим же странам Запад, как правило, не поставляет. Зато иммигрантские потоки позволяют существенно сдерживать западным корпорациям рост зарплат и соцпособий в странах Запада. Некоторые СМИ Франции и Швейцарии недавно отмечали, что, в случае 40-50%-ного сокращения иммигрантской рабочей силы в регионе ЕС уровень зарплат и соцпособий в данном регионе "вынужденно" оказался бы на 15-25% выше уровня 2014 года...
  Но, повторим, на Западе ни слова "официально" не говорится о реальном развитии несырьевой экономики слаборазвитых стран, что существенного ограничивало бы иммигрантские потоки из этих стран: в основном, речь идет о неких программах финансовой помощи иммигрантам, созданию для них рабочих мест в в регионе ЕС и т.п.
  Скажем, группа стран зоны Сахеля (расположенных у южных границ Сахары - т.е. от Эфиопии до Мавритании) в 2011 г. подготовила программу комплексного социально-экономического развития этого региона, с упором на перерабатываюшие отрасли, инфраструктуру, передовые агро- и энерготехнологии. Переговоры с фондами ЕС и другими западными структурами по их участию в финансировании этой программы пока не привели к положительным результатам. Нет четкого ответа со стороны Запада недавнюю инициативу Уганды, поддержанную Суданом (Хартум) и Эфиопией, о создании Сообщества стран бассейна реки Нил для ускоренного промышленного и инфраструктурного развития стран этого региона. Тот же "результат" получила также недавняя аналогичная инициатива Народной республики Конго (Браззавиль) о создании Ассоциации стран бассейна реки Конго. Словом, качественные изменения в структуре экономики стран-"поставщиков" иммигрантов Западу едва ли интересны, по обозначенным выше социально-экономическим причинам.
  Но что интересно, в этой связи: основной поток беженцев "направляют" именно в Восточную Европу - повторим, в наименее развитый регион ЕС. Причем, как пояснил мне албанский историк и экономист Али Вэта, "массовые потоки беженцев устремляются не в прибрежные, а в "глубинные" страны Восточной Европы. Расположенные, можно сказать, ровно на полпути Западной Европой и бывшим СССР. Потому что именно в этих "глубинных" странах ширится недовольство политикой Евросоюза в отношении тех же стран. Не имеющих в этом блоке подлинного политико-экономического равноправия в ЕС. Эта группа стран получила с "помощью" беженцев новые, весьма опасные проблемы и, тем самым, новый этап зависимости от ведущих стран ЕС".
  Немногим отличается высказанная мне точка зрения румынского политолога Алтона Фарьяну: "Растущее недовольство в Восточной Европе реальными итогами участия в ЕС трудно оспорить Берлину, Парижу, Брюсселю. Чтобы этот тренд в Восточной Европе не усиливался, можно предположить, что колоссальный поток иммигрантов могли заранее "перенаправить" в Восточную Европу. Чтобы здесь стали заниматься, причем очень долго, иными проблемами. Столь массовая иммиграция в регион способна усилить националистические настроения у восточноевропейцев и иммигрантов, что наверняка приведет к соответствующим конфликтам. А такой вариант тоже притормозит восточноевропейские дискуссии о возможном выходе из ЕС: будет не до того".
 Похоже, эти прогнозы начинают сбываться. Скажем, в Венгрии уже разрешено применять резиновые пули против нелегальных иммигрантов. А оценки венгерской стороной этого массового потока близки к упомянутым мнениям. В Венгрии небезосновательно считают, что в ЕС де-факто повторствуют заполонению Восточной Европы иммигрантами из Азии и Африки. Но восточноевропейские страны, по ряду социально-экономических причин, не в состоянии справиться с таким потоком. Потому они  уже апеллируют к помощи со стороны "основных" государств-участников ЕС для обуздания иммигрантского потока или, хотя бы, для рамещения иммигрантов. Что, в свою очередь, повысит роль Евросоюза в экономических и политических приоритетах стран Восточной Европы (см., например,http://inosmi.ru/world/20151007/230685037.html; http://inosmi.ru/world/20150922/230412296.html  ).
  
На эти вопросы я не получил исчерпывающего ответа от директора отдела по миграционным вопросам экспертного Центра европейской политики Ива Паскуо (в ходе недавнего видеомоста Москвы с Брюсселем). Г-н Паскуо отметил, что "беженцы, пробывшие в ЕС дольше пяти лет, смогут претендовать на вид на жительство. Многие интегрируются в общество, которое их принимает; если они долго прожили и проработали, мы не собираемся их прогонять". Звучит гуманно, вроде бы. Но ранее мы отметили социально-экономические выгоды западных компаний и предприятий от трудоустройства иммигрантов из слаборазвитых стран...
   Примечателен и другой пассаж г-на Паскуо: "Независимо от числа беженцев, даже если эта цифра достигнет миллиона человек, Европа должна дать международную защиту тем, кто в ней нуждается. Европол и Евроюст будут работать для вычленения из потока мигрантов тех, кто может принадлежать к преступным группировкам". Правда, возможно ли своевременно "вычислить" означенных лиц в необъятном, по сути, потоке беженцев, Ив Паскуо не уточнил...
   На другой мой вопрос - будет ли что-то конкретное делаться для роста занятости в проблемых афро-азиатских странах и, соответственно, для их индустриального развития, И.Паскуо ответил уклончиво: "Конечно, основные причины массового исхода людей из этих стран - прежде всего социально-экономические. ЕС готовит новую программу помощи этим странам, нацеленную на борьбу с бедностью, на улучшение условий жизни местного населения".
 Словом, вряд ли изменится роль означенных стран как сырьевых придатков Запада и поставщиков дешевой рабочей силы...

Алексей Чичкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить