Мы не рабы, рабы не мы. Когда-то эта фраза открывала советский букварь. Потом, в 1970-х, ее сочли, наверное, не слишком актуальной. Или слишком вызывающей, если два последних слова соединить в одно, что так зачастую и напрашивается. Но любое выдавливание из себя раба начинается через обретение дара слова, зовущего на борьбу с властным произволом. И такое слово обязательно найдет свой отклик, и не один.
Так получилось, что они встретились на недавних праймериз «Единой России». Кандидат в депутаты Госдумы и Мособлдумы главный редактор журнала «ЭкоГрад» Игорь ПАНАРИН — и Людмила ЛАМОНОВА, общественная активистка, жительница микрорайона Афанасово Сергиева Посада. Она — по натуре воин, сражающийся за благополучие «малой родины», он — аналитик и глобалист, понимающий, что большое дело созидания начинается с локальных побед и улучшений. И, выслушав уже в кулуарах подробный рассказ об экологической катастрофе в Афанасове, Игорь Панарин решил воспользоваться приглашением и приехать туда, посмотреть на все самому и выстроить план борьбы с этим вопиющим беспределом. И если вместе победить бюрократическую косность и остановить произвол в рамках одного микрорайона, то цепная реакция не заставит себя ждать, и реализовывать следующие экологические инициативы можно будет уже на другом уровне и в другом контексте. Союз и взаимопомощь — ключевые моменты политической игры, которую можно повернуть в том числе и на благо всем. Через спасение маленького Афанасова — спасти вымирающую российскую глубинку, защитив ее от произвола местных правителей и коренным образом изменить правила внутренней экологической координации. С таким настроем на победу «ЭкоГрад» приступает к своему новому расследованию.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Специфика подмосковной демографии, как и экологической среды, заключается в отсутствии четких городских границ — такие крепости, как Троице-Сергиева Лавра, не создавали миграционного потока, рождающего город, и плотность населения была сравнительно низкой. Деревни вместе с жителями оставались на своих местах, укрупнялись и потом, в XX веке, административным решением включались в состав окрестного города. Непосредственно же городское строительство образовывалось вокруг градообразующих предприятий, но велось стихийно и без малейшего плана интеграции в уже сложившуюся экологическую среду (так, сергиевопосадские экоактивисты убеждены, что плана города нет и по сей день). Получалось искусственное, размытое по структуре и нереальное по протяженности территориальное образование, центр со множеством обособленных частей, в лучшем случае — город-парк, а иногда высотки посреди дикого поля.
Афанасово — деревня, ныне имеющая статус микрорайона Сергиева Посада. Расстояние от центра города — 51 км по прямой, 78 км — по трассе. Своим рождением в 1964 году она обязана местному «скобяному заводу», известному как Загорский электромеханический завод «Звезда» (ныне — ЭМЗ «Звезда», флагман производства ЭВМ специального назначения в СССР (в частности, ЭВМ М-40), продукцией завода также были знаменитые ППШ, системы управления зенитным артиллерийским огнем «Малахит» и «Тритон», пункт управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО) «Дублер»), выделявшему рабочим землю в этой болотистой местности и по неписаным законам являющийся хозяином микрорайона. Поэтому дома до недавнего времени были преимущественно частными, следовательно, понятие о благоустройстве территории логично находится в зачаточном состоянии. Как и со спасением утопающих, защита своих бытовых (по линии ЖКХ) и экологических (в более широком смысле) прав остается уделом местным жителей). Кстати, микрорайон Афанасово давно имеет славу неблагополучного, а судя по криминальной хронике и вовсе может претендовать на звание самого опасного для проживающих там.
ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ
Раз в четыре года жители Афанасова (их около 5 тысяч на 25 тысяч окрестных дачников) празднуют выборы. Это действительно праздник, потому что в этот момент городские власти и кандидаты в депутаты всех уровней начинают к ним активно прислушиваться. И можно без обиняков заявить приехавшему общаться кандидату Игорю Панарину, что надо поднять колодцы, и для этого нужно ведро цемента, а ЖКХ ничего не делают только деньги берут, а на дебатах в ДК Гагарина (Сергиев Посад) — поднять вопрос об окрестных очистных, пруде и пешеходных дорожках. Захотят стать депутатами — помогут. Что ж, логично.
Например, о варварской вырубке лесов в регионе сообщили, кажется, все СМИ без исключения, с высоты птичьего полета пролысины определимы невооруженным глазом. Кажется, остановить варварскую вырубку невозможно. Другое дело, если дело касается высаженных четверть века под окнами березок. Как рассказали Игорю Панарину в одном из дворов поселка Афанасово, кроны деревьев, высаженные с нарушением сантребований, разбивают окна во время сильного ветра, но вырубить их нельзя, не выдают порубочного билета. И еще о границах пруда, ливневой канализации, детских площадках рассказали жители Афанасова, собравшие 400 подписей под обращением к участнику праймериз — кандидату Игорю Панарину.
ОБРАЗ КАТАСТРОФЫ
— Бетонный забор (ул. Орджоникидзе) предположительно послужил причиной смерти 32 местных жителей.
— Улица Орджоникидзе перекрыта в двух местах, народ живет как в зоопарке — общение через сетку и проволоку.
— Изношенность очистных сооружений, построенных на рубеже 1960–1970-х и примыкающих к одному из домов микрорайона, достигла 90%. Как выразился однажды экс-начальник местного водоканала, если здесь рванет, то никому мало не покажется. И к тому же город останется без канализации.
— Существует мнение, пока не подтвержденное анализами, о высокой концентрации диоксинов в районе очистных сооружений, чему способствуют выхлопные газы.
— Запах и испарения с очистных — поздно вечером и рано утром дышать нечем.
— Дорога в этом месте проселочная и разбита более чем полностью. Когда был пал и горела трава вокруг, воду взять было негде — все перегорожено, в т.ч. водозабор, жители носили воду ведрами из лужи. Машина со спецтехникой не сумела пройти трижды.
— В микрорайоне нет ни одной нормальной детской площадки, им всем по 25 лет.
ОБРАЗ КАТАСТРОФЫ: ПРУД
Людмила ЛАМОНОВА: «Мы же не заключенные в концлагере»
Пруд в Афанасове появился благодаря кирпичному заводу (ныне ООО «Стройком»), добывавшему в этом месте глину и специально для этого вырывшему котлован, который потом был залит водой и стал прудом. Когда в 1982 году Загорский электромеханический завод «Звезда» организовывал свой профилакторий, тогдашний совет депутатов в 1984 году выделил ему площадь в 2,4 га в Афанасове и 3 га на Скобянке (поселок, затем микрорайон Сергиева Посада. — Ред.). С 2010 года началась хаотичная застройка местности, и директор ЭМЗ «Звезда» Геннадий Карпенко фактически захватил берег, само озеро (пруд), сделал бетонный забор, спускающийся в воду. Г-н Карпенко, директор завода с 2007 года, принципиально не соблюдает законы, а на протесты горожан по поводу огораживания заявил: «Вам достаточно (оставшейся) территории, гуляйте здесь». Так все перегородили, отняли всю красоту у людей.
Изначально пруд был муниципальной собственностью, как и земля около него — ведь его выкапывал кирпичный завод, а благоустраивали сами окрестные жители. Как эти территории стали частными, неясно, так как Генплана в городе нет. Огораживание директор ЭМЗ объяснил необходимостью развития охраняемой зоны, которой является профилакторий. Но профилакторий (являющийся федеральной собственностью) угроблен (в июле 2012 года его пытались закрыть), и к г-ну Карпенко есть ряд представлений от контролирующих органов по поводу его состояния.
В результате жителям микрорайона негде купаться и загорать, кроме как по соседству с дачниками, дорогой, машинам и мотоциклами. Приходится ходить по проезжей части без тротуара, без пешеходной зоны. Убрать бетонный забор и поставить прозрачный г-н Карпенко отказывается категорически, несмотря на ряд представлений. Если же будет судебное решение по этому поводу (пока дело в суде еще не рассматривалось), директор ЭМЗ его изначально не собирается исполнять. Для него есть категория судебных решений, по поводу которых он высказывается: «Это не обязательно к исполнению».
Прокуратура вообще сообщает странные вещи — судя по их ответу мне, площадь профилактория составляет 6,5 га, кадастр выдает 5,26 га, а в 1984 году, как я говорила, было 5,4 га.
Вот мы находимся на территории парка Памяти, который должен был быть открыт в этом году. Но этого не случилось, городом он не принят. Он не организован, невозможно ни гулять, ни отдыхать с детьми. Одна большая мусорная свалка
ГОРИЗОНТЫ КАТАСТРОФЫ
Людмила Ламонова: Спасите Афанасово!
Из выступления на РАДИО ПОСАД 16 июня 2014 года.
Поражаюсь, что красивый, многообещающий микрорайон находится в запустении. Это очень красивый микрорайон, наверное, потому его и облюбовала наша администрация. Идет распродажа земли. Такая распродажа, что мы уже не можем сделать ни детскую, ни спортивную площадки.
Не можем даже поставить второй магазин. Магазин у нас единственный — «сельпо», насчитывающее 50 лет. Он настолько «прокис», не постесняюсь этого слова, потому что стоит в грязи и воде. Из года в год, и мы ничего не можем сделать.
До этого года его арендовали у районной администрации, а теперь, может быть, это уже и частный магазин.
Мне прислали письмо, в котором сказано, что на основании нашего письма губернатору магазин продают арендатору — Николаю Семашко, а мы писали письмо, чтобы нас ни в коем случае не «продавали в рабство» Семашко Николаю Николаевичу.
Мы жаловались на цены, а нам говорят, что владелец имеет право устанавливать свои цены.
«Слепые чеки» выбивают, где не указано — какой товар... Ни в одном суде не докажешь.
Мы обречены ходить в этот магазин: пенсионеры и молодые мамы с детьми. Раньше электрички пахли колбасой, а теперь наши микроавтобусы пахнут колбасой. Привозим все, вплоть до хлеба.
Рядом с магазином помойка, Роспотребнадзор позволяет ей находиться рядом. Крысы, как лошади, ходят в магазин и обратно. Никого это не касается.
Продукты в магазине раскупаются за день. А продукты поступают с маркировкой: 2–3 дня до окончания срока годности. И цены варьируют в течение дня...
Мы вызываем телевидение, мы пишем петиции, собираем подписи, у нас уже пачка заявлений по поводу этого магазина. А магазин и ныне там.
***
В Афанасове давно существует санаторий-профилакторий. Красивое здание, в котором было много медицинских кабинетов: ЛОР и физиотерапии, большая водолечебница, бассейн с сауной... Бассейн сейчас стоит без плитки, трубы выворочены, все разворочено.
Кабинет онкологии, два процедурных кабинета... Когда-то там был санаторий-профилакторий завода «Звезда».
Этот санаторий-профилакторий принадлежит Российской Федерации. Заводу «Звезда» он не принадлежит. Завод, скажем так, всего лишь — «завхоз», который за него отвечает.
Нам долго доказывали, что санаторий-профилакторий принадлежит «Звезде» и никто ничего сделать не может.
Однако нам прислали ответ, что Указ президента есть, и такие учреждения не имеют права использоваться никак иначе, кроме как в лечебно-профилактических целях. Мы почти отстояли профилакторий.
Когда в 2007 году наш парк Победы решили застраивать, народ вышел буквально с вилами и топорами. Отстояли.
Также под частную застройку была продана детская спортивная площадка, но спасло то, что под ней проходят инженерные коммуникации.
У нас нет ни одной скамейки, где бы пенсионеры могли отдохнуть. В доме нет балконов. Народ просит, мы пишем, чтобы дали нам хотя бы скамеечки.
Вы знаете, что городские очистные сооружения не имеют санитарной зоны? Дом № 53 на улице Орджоникидзе непосредственно граничит с очистными сооружениями. Мы задыхаемся, но это никого не касается...
То, что происходит сейчас в Афанасове, — это экологическая гуманитарная катастрофа.
В Афанасове проживает около 5 тысяч жителей, в окрестных дачах и в домах круглогодичного проживания обитают 15–18 тысяч... Микрорайон занимает площадь меньше одного гектара. Очень плотная застройка.
И вокруг строятся, везут через нас песок, бетон, щебень... Была объездная дорога, теперь дорогу перекрыли, там построен частный дом.
Мы задыхаемся, нас никто не слышит. Мы пишем в Генеральную прокуратуру, губернатору, главе района, города, в иммиграционную службу....
Иммиграционная служба ответила, что существует договор, что были выявлены нелегалы, но их убрали, и остались «легалы», которые проживают в санатории-профилакторие на основании договора аренды.
Но они не имеют права сдавать в аренду это здание. Это противозаконно.
Еще неподалеку создано производство резиновых изделий, где почти каждое утро жгут отходы. Ветер дует или в Афанасово, или на Скобяной поселок.
Также под улицей Орджоникидзе проходит городской канализационный коллектор, труба диаметром больше 2 метров, изношенный на 95%.
И это еще не все…
http://www.posadfm.ru/articles/view/3833
ПОСТСКРИПТУМ
Игорь ПАНАРИН, главный редактор журнала «ЭкоГрад», кандидат в депутаты Госдумы и Мособлдумы, участник праймериз «Единой России»
— В рамках эксклюзивного расследования журнала «ЭкоГрад» и в соответствии с Законом о СМИ мы обратимся в компетентные органы за разъяснением по существу заданных вопросов и обещаем поделиться ответами на общественном обсуждении.
Подготовил Владимир ХЛУДОВ.