"А осталось-то, что охранять?": Интервью с начальником сектора Дирекции ООПТ Санкт-Петербурга

"А осталось-то, что охранять?": Интервью с начальником сектора Дирекции ООПТ Санкт-Петербурга - фото 1Сразу скажем: да, осталось. Иначе у Надежды Мурашовой, начальника сектора экологического просвещения Дирекции особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Санкт-Петербурга, просто бы не было работы. Интервью о детских раскрасках, спортивной орнитологии и экологических маршрутах – в общем, о всем том, что знакомит людей с заповедной природой Петербурга.

– Вы возглавляете сектор, который занимается во всем городе просвещением в области охраны диких животных и растений.

– Особо охраняемых природных территорий.

– Да, особо охраняемых природных территорий. В связи с этим вопрос: у нас осталось, что охранять-то?

– Да, конечно. Безусловно. Природа нашего города достаточно богата, есть малонарушенные и малозатронутые природные комплексы. Например, на границах Санкт-Петербурга расположено сестрорецкое болото, которому несколько тысяч лет. Оно чем уникально? В XX веке многие болота осушались, а это практически не было затронуто. К тому же город Сестрорецк по соседству.

– А животные там, редкие птицы есть?

– Безусловно, да. Там собираются тетерева на ток. Так близко к городу и тетеревиный ток.

– Их еще не отстреляли?

– Ну, не совсем мой вопрос. Нарушители, безусловно, есть, но..

– Хорошо, по-другому вопрос. Как вы справляетесь с этой задачей, охранять дикую природу?

– Во-первых, подрядные и охранные организации. Во-вторых, с прошлого года у нас появилось инспекторское отделение. У нас работают инспекторы в области охраны окружающей среды. Мы проводим рейды и стараемся пресекать все нарушения.

– Сейчас в законадательном собрании хотят провести заседание и следующий год объявить годом экологический культуры. Поможет это вам?

– Наверное. Когда внимание уделяется какой-то тематике, когда выделяются средства, это всегда помогает в работе.

– А есть какие-нибудь программы или проекты, которые вы бы хотели, чтобы получили больше финансирования?

– Вопрос неодназначный. Мне кажется, город достаточно уделяет внимания экологическому просвещению, во всяком случае в отношении ООПТ.

– Вы можете рассказать на примере?

– Да, мы имеем возможность проводить мероприятия не только на самих ООПТ, но мы также проводим тематические занятия для детей, в домах детского творчества, школах, детских библиотеках. Также мы печатаем экологопросветительские материалы. Например, мы начали серию раскрасок, посвященную редким обитателям Санкт-Петербурга. Первую раскраску мы сделали про редкие растения, в этом году мы выпустили второе издание про редкие птицы.

– Вы их раздаете?

– Да, по заявке мы выделяем материалы для образовательных учреждений.

– То есть если детский сад вам напишет, то вы им дадите эти издания?

– Да, детские сады, школы. Мы рассматриваем все заявки и по мере сил их удовлетворяем.

– А вы их не продаете? У меня у самого маленькие дети, и я бы с удовольствием дал им пораскрашивать что-то похожее.

– На данный момент это все не продается. Но любой может оставить заявку, и если будут свободные экземпляры, мы с удовольствием их предоставим. Вы можете познакомиться с нашими изданиями, в том числе и для взрослых, и для специалистов, и для широкого круга читателей, в формате PDF. Это на нашем сайте в разделе «публикации». www.oopt.spb.ru

– То есть в любом случае можно скачать и ознакомиться в электронном виде. Я знаю, что скоро еще будет издана Красная книга Санкт-Петербурга. Можете подробнее о ней рассказать? Это ведь не та федеральная Красная книга, это что-то другое?

– Да, есть федеральная, а есть региональные Красные книги. У нашего города есть перечень особо охраняемых видов, он будет красочно оформлен и в ближайшее время издан. Какие существуют редкие виды, что им угрожает и что нужно сделать, чтобы лимитирующий фактор был устронен – об этом в Красной книге и расскажется.

– Какие события у вас еще по планам?

– Мы занимаемся не только событийными мероприятиями, ведется также работа на самих территориях. Например, по обустройству экологических маршрутов. Мы сейчас заканчиваем обустраивать маршрут на территории заказника «Западный Котлин». Там ведутся работы по строительству орнитологической вышки для наблюдения за птицами. Мы планируем и другие экологические маршруты. На данный момент их три: Дудергофские высоты, Комаровский берег и Западный Котлин.

– А что именно подразумевается под экологическими маршрутами?

– Это трасса, оснощенная тематическими стендами, где все желающие могут пройти и самостоятельно ознакомиться с природными достопримечательностями.

– Даже самостоятельно?

– Конечно. Человек гуляет, отдыхает и параллельно узнает что-то о природе Санкт-Петербурга.

– А какие-то общественные организации вам помогают?

– Да, нам помогают и общественные организации, и бюджетные учреждения, в основном образования, и просто волонтеры.

– У вас есть какой-то круг волонтеров?

– У нас были и есть группы, которые постоянно к нам обращаются и предлагают свою помощь, но в этом году, так как 2018 год был объявлен годом волонтера, мы решили их объединить. Мы сделали на сайте возможность зарегистрироваться и оставить свои данные, чтобы мы знали, на какую помощь мы можем рассчитывать. Кто-то готов убрать бытовой мусор, а кто-то – посадить дерево. Таким образом по анкетам мы можем формировать группы из потенциальных волонтеров и приглашать их на тот вид работ, который им интересен.

В общем, нам оказывают помощь, а сам город, как мне кажется, уделяет достаточно времени экологическому просвещению по части ООПТ.

– А люди вообще знают, что у нас есть ООПТ?

– Кто-то знает. Мы ведем эту работу. У нас существует сайт, группа во ВКонтакте ["Заповедная природа СПб" ], недавно мы завели свой инстаграм. Он, правда, еще не очень наполнен, но мы его только недавно завели, все еще впереди. Вот, после фестиваля [II Фестиваль заповедной природы СПб «Оберег Невы», состоялся 16 сентября 2018 года] будем загружать фотографии с него, писать о том, как все прошло.

– Кстати про фестиваль. Вы ведь его провели на Елагином острове. А вы не думали, воспользовавшись этим опытом, сделать что-то подобное на других природоохранных зонах, в том же Сестрорецке?

– Дело в том, что при выборе площадки для фестиваля мы отталкивались от многих параметров, в том числе и от ее доступности. Если мы устроим фестиваль на переферии города, то меньше людей придет.

– А если не перенести, а мультиплицировать, то есть и там, и там устроить? Или это сложно?

– А нужно ли? Фестиваль позиционируется как наше главное экологопросветительское мероприятие года. Мы подводим итоги детских конкурсов. В прошлом году мы награждали ребят, которые участвовали в конкурсе экологических плакатов и делали художественную выставку с их работами. В этом году было награждение ребят, которые участвовали в весеннем кубке Санкт-Петербурга по спортивной орнитологии. То есть это мероприятие – праздник по подведению итогов. Я думаю, праздник не может быть каждый день. Безусловно, экологопросветительская работа у нас ведется каждый день. Но раз в год мы имеем возможность пригласить горожан к себе в центр города, чтобы показать, какие малозатронутые человеком уголки природы есть по соседству с городскими кварталами.

– Вы сказали про спортивную орнитологии. А что это вообще такое, как это происходит?

– Это соревнование по наблюдению за птицами. Во всем мире оно очень популярно, в России тоже сейчас набирает оборот. Любители орнитологии собираются, фотографируют птиц и потом определяют ее вид. В этом и есть смысл соревнования: кто больше видов наопределяет. За какой-то редкий вид начисляется больше баллов, за более обычный вид – поменьше, потом эти баллы суммируются. И вот, дирекция по ООПТ второй год подряд проводит эти соревнования для школьников.

– Помимо конкурсов, насколько я знаю, были еще мастер-классы, да?

– Да, мастер-класс по изготовлению искуственных гнездовий для птиц, мастер-класс по изготовлению укрытий для летучих мышей, творческий и художественный мастер-класс, мастер-класс по рукоделию, связанный с названием нашего фестиваль – «Оборег Невы». И еще много всего интересного.

– Много людей интересуется такими событиями, откликаются на конкурсы или хотелось бы больше?

– Хотелось бы, чтобы в конечном итоге большинство горожан знало о природном наследии города, и не только знало, но и умело себя там вести. Это наша главная цель.

Беседовали Игорь АГАФОНОВ, Екатерина РАГАЛОВА.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить