Корреспондент «ЭкоГрада» Андрей Мельков сообщает, обсуждение законности проведения работ по искусственному оснежению на особо охраняемых природных территориях столицы ушло в стены прокуратуры Москвы
Депутат Государственной Думы Сергей Обухов направил запрос недавно назначенному прокурору Москвы Максиму Жуку в связи с многочисленными обращениями жителей с жалобами на проведение работ по искусственному оснежению на особо охраняемых природных территориях столицы. Данные работы проводятся с конца ноября 2024 г. в целях организации лыжных трасс
Текст запроса опубликован в народной приемной депутата в социальной сети «ВКонтакте»
В частности, депутат сообщает, что поступили сигналы о проведении таких работ в природно-исторических парках «Битцевский лес», «Москворецкий», «Тушинский», «Останкино», в ландшафтных заказниках «Теплый Стан», «Тропаревский», «Долина реки Очаковки» и др., а также в Первом поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы в поселке Рублево.
Происходящее на московских ООПТ, по справедливому мнению Сергея Обухова, вызывает серьёзные экологические и социальные последствия.
Экологический ущерб:
- Значительный водозабор для производства снега (277 500 литров на 60x60 м).
- Шумовое загрязнение от снегогенераторов и техники.
- Повреждение растительности из-за льда и тяжёлого снега.
- Загрязнение воздуха выхлопами оборудования.
Нарушение покоя жителей:
Работы проводятся даже ночью, создавая дискомфорт для жителей домов, расположенных рядом с ООПТ.
Сергей Обухов просит прокурора Москвы рассмотреть депутатский запрос и взять ситуацию на личный контроль, провести проверку фактов и принять меры прокурорского реагирования для защиты экологии и соблюдения прав граждан. Важно сохранить баланс между комфортом жителей и сохранением уникальной природы Москвы!
Государственная Дума будет проинформирована о результатах рассмотрения депутатского запроса.
* * *
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
«О принятии мер прокурорского реагирования»
Уважаемый Максим Сергеевич!
Ко мне поступают многочисленные обращения жителей с жалобами на проведение работ по искусственному оснежению на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) столицы.
Данные работы проводятся с конца ноября 2024 г. в целях организации лыжных трасс. В частности, поступили сигналы о проведении таких работ в природно-исторических парках «Битцевский лес», «Москворецкий», «Тушинский», «Останкино», в ландшафтных заказниках «Теплый Стан», «Тропаревский», «Долина реки Очаковки» и др., а также в Первом поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы в поселке Рублево.
Технология производства работ по искусственному оснежению предполагает использование специальных снегогенераторов (снежных пушек). Помимо сильнейшего шумового воздействия на природные комплексы и их обитателей от работающих снегогенераторов и иного оборудования, получение искусственного снега требует значительного количества воды. Для создания снежного покрытия толщиной 16 см на площади 60 на 60 м требуется 277500 литров воды.
Бесконтрольный водозабор из природных источников в целях обеспечения генерации искусственного снега, который осуществляют коммунальные службы, наносит существенный вред водным объектам и водным биологическим ресурсам, что особенно критично в зимний период при низкой скорости течения воды.
Также в ходе данных работ в границах ООПТ происходит значительный выброс вредных веществ в воздух из-за большого числа одновременно работающих генераторов, двигателей коммунальной техники и устройств по забору воды. Кроме того, от генерации искусственного снега страдает древесно-кустарниковая растительность, которая покрывается слоем льда и твердого снега, возникает эффект «ледяного дождя», что наносит серьезный вред насаждениям.
Кроме производства снега с использованием снеговых пушек для устройства лыжных трасс также используют привозной снег, изымаемый с иных природных территорий, который доставляют самосвалами и сбрасывают на ООПТ, в т.ч. в водоохранных зонах, нарушая природоохранные и санитарные требования.
Организация работ по искусственному оснежению на столичных ООПТ координируется префектурами административных округов города Москвы. При этом осуществление данного вида хозяйственной деятельности проводится не только балансодержателями и землепользователями земельных участков, расположенных на ООПТ (ГБУ «Автомобильные дороги», подведомственное Департаменту жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы, ГБУ «Автомобильные дороги», подведомственные префектурам административных округов), но и ГБУ «Жилищник», находящимися в ведомственном подчинении соответствующих районных управ – т.е. организациями, не уполномоченными осуществлять деятельность по содержанию и использованию ООПТ.
Указанные работы проводятся и в ночное время, что приводит к нарушению тишины и покоя граждан, проживающих в многоквартирных домах в непосредственной близости от ООПТ, т.е. нарушению требований, установленных Законом г. Москвы от 12.07.2002 г. № 42.
Исходя из системного анализа действующего законодательства проведение работ по искусственному оснежению на ООПТ города Москвы в том виде, в котором оно происходит сейчас, приводит к нарушению:
– положений об ООПТ, режимов особой охраны ООПТ (ст. 20, ч. 2 ст. 24 Закона г. Москвы от 13.11.2024 г.№ 27 «Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве»);
– экологических требований к уровню шума на ООПТ (постановление Правительства Москвы от 25.07.2017 г. № 494-ПП);
– Водного кодекса РФ (ст. 11, ст. 38);
– обязательных требований в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания (ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);
– правил охраны атмосферного воздуха (ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);
– земельного законодательства в части нецелевого использования земельных участков и не в соответствии с видом разрешенного использования (ст. 7, ст. 42 Земельного кодекса РФ);
– санитарных требований к уровню шума на селитебных территориях и территориях, прилегающих к зданиям жилых домов (п. 102, табл. 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2);
– требований к охране от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения (п. 4.1, п. 4.2 Приложения к СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 г. № 45).
В связи с изложенным, на основании статей 14 и 17 Федерального закона «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» прошу Вас рассмотреть данный депутатский запрос и взять ситуацию на личный контроль, провести проверку фактов, указанных в настоящем запросе, при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования.
О результатах рассмотрения прошу проинформировать Государственную Думу ФС РФ.
Приложение: пакет документов
С уважением, С.П. Обухов
Ранее «ЭкоГрад» сообщал, что вечером 5 декабря 2024 года общественные инспекторы по охране окружающей среда ДПиООС г. Москвы и Росприроднадзора получили информацию от местных жителей, что на ООПТ Ландшафтный заказник «Долина реки Очаковки» заехал трактор ГБУ «Жилищник района Очаково-Матвеевское». Общественные инспекторы разъяснили нарушителям спокойствия, что проведение работ по искусственному оснежению на ООПТ нарушает природоохранное, в том числе водное законодательство, а также вызвали полицию. После этого скопившаяся у въезда на ООПТ техника спешно покинула территорию