В связи с тем, что по прогнозу метеорологов, в условиях антициклона ожидаются неблагоприятные метеорологические условия I степени, поговорили с Денисом Алексеевым, заместителем руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, о том, как работает оперативный штаб по пресечению незаконной деятельности предприятий, вызывающей загрязнение атмосферного воздуха и неприятные запахи
Тепмы треда:
1) Качество воздуха - под контролем городского оперштаба
2) Как работает городской оперштаб по контролю за качеством атмосферного воздуха
3) Предприятия Москвы оштрафовали на более 5,6 млн рублей за несоблюдение требований к охране атмосферного воздуха
В соответствии с поручением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П.П. Бирюкова создан оперативный городской штаб по пресечению незаконной деятельности предприятий, вызывающей загрязнение атмосферного воздуха и неприятные запахи (далее – Штаб).
Отмечу, что это не новая, отдельно созданная организация, а объединение подразделений различных ведомств. Создание такого Штаба позволяет более оперативно обмениваться информацией, принимать соответствующие меры в рамках компетенции каждой организации, объединить имеющиеся технические возможности и проводить сразу комплекс мероприятий в отношении нарушителей природоохранного законодательства. Работа Штаба и взаимодействие его участников в настоящее время осуществляется в оперативном ежедневном режиме.
В состав Городского оперативного Штаба входят надзорные и территориальные органы власти города Москвы и подведомственные организации, МЧС России по городу Москве, ресурсоснабжающие организации.
Главными задачами Городского оперативного Штаба является оперативное реагирование на сигналы жителей города о запахах и загрязнении воздуха, систематическая работа по выявлению незаконных выбросов в атмосферный воздух и их пресечению, включая комплексные проверки предприятий, привлечение виновных к ответственности, а также профилактическая работа с предприятиями.
В рамках работы Штаба ведется постоянный мониторинг сигналов жителей города в социальных сетях, проводятся обследования территорий города для выявления незаконных выбросов в атмосферный воздух, организуются проверки промышленных предприятий, проводятся экспертно-консультационные встречи с руководством предприятий.
В рамках работы Штаба на постоянном контроле находятся 44 района города. Другие территории также не остаются без внимания – состояние атмосферного воздуха столицы контролируется автоматическими станциями контроля загрязнения атмосферы и передвижными экологическими лабораториями.
Учитывая организационную структуру Штаба отдельного канала для направления обращений не предусмотрено. Штаб анализирует все жалобы, обращения, которые поступают через официальные каналы Правительства Москвы (Горячая Линия, Портал Мэра), а также проводит постоянный мониторинга сообщений в социальных сетях.
Рассматривается каждое обращение. Налажена работа по выявлению инцидентов/жалоб граждан на загрязнение воздуха:
- функционирует круглосуточная служба (мониторинг сообщений в социальных сетях, тематических группах и чатах в круглосуточном режиме 24/7, оперативные рейды передвижных лабораторий).
- оперативные дежурные и круглосуточная служба МЧС.
В случае поступления жалобы по официальным каналам, заявитель получает официальный ответ. В социальных сетях не всегда возможно дать оперативный или комплексный ответ, но это не значит, что сообщение осталось без внимания, информация учитывается в плане работы Штаба.
C начала работы Штаба по настоящее время в целом по городу поступило более 2000 официальных обращений жителей с жалобами на запах или качество воздуха, выявлено более 1000 сообщений в социальных сетях жалобами на запах или качество воздуха.
Между всеми источниками информации налажено оперативное взаимодействие и обмен данными мониторинга.
При поступлении информации о проблеме предпринимаются следующие меры реагирования:
- в области выявления и пресечения проводятся предварительные аналитические работы (анализ данных станций, видеокамер, метеообстановки и т.д.);
- оперативные выезды передвижной экологической лаборатории ГПБУ «Мосэкомониторинг», в т.ч. в ночное время. В 2021 году уже совершенно более 1000 рейдов передвижной экологической лаборатории ГПБУ «Мосэкомониторинг» (обследовано более 700 городских территорий), более 400 выездов передвижной аналитической лаборатории контроля объектов окружающей среды и чрезвычайных ситуаций ГКУ «ПСЦ» Департамента ГОЧСиПБ;.
- оперативное информирование населения по результатам аналитической работы осуществляется о состоянии атмосферного воздуха по данным систем мониторинга;
- информирование контрольно-надзорных органов по компетенции (Росприроднадзор, прокуратуры), МЧС, префектуры (на территории которой находится объект) по результатам мониторинга для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В случае объекта регионального уровня экологического надзора проводится внеплановая проверка по предварительному согласованию с Межрайонной природоохранной прокуратурой.
На основе анализа обращений граждан, обследования территорий передвижными лабораториями проводятся проверочные мероприятия на территориях и объектах. В 2021 году Оперативным штабом достигнуты следующие результаты:
С начала работы Оперштаба проведено 127 экспертно-консультационных встреч с предприятиями, 96 из которых расположены в промышленных зонах.
По результатам встреч, организациями представлена информация о своих технологиях и оборудовании, которые призваны обеспечивать экологическую безопасность. На своих официальных сайтах компании разместили сведения об этапах технологического процесса и его соответствии экологическим требованиям.
Контроль и регулирование запахов занимают особое место в городской экологии. Живя в городе, мы сталкиваемся с разными запахами. Среди них есть приятные: свежего хлеба, кофе, ванили. Есть раздражающие – краски, канализации, химии, выхлопных газов, гарь и т.д.
Улучшение качества воздуха в Москве остается одной из приоритетных задач города. Установлены и озвучены долгосрочные цели и количественные ориентиры, основные направления природоохранной политики города для дальнейшего снижения уровня загрязнения. Уже в полном объеме реализуются меры в области снижения выбросов от автомобильного транспорта, реконструкция и модернизация промышленных предприятий, происходит реорганизации промышленных зон.
С 2012 года ведется реконструкция очистных сооружений АО «Мосводоканал» - крупнейших в мире. Цель - исключить неприятные запахи на прилегающей территории.
Благодаря реконструкции Курьяновских очистных сооружений АО «Мосводоканал» с 2010 года отмечено снижение повторяемости превышений предельно допустимой максимальной разовой концентрации сероводорода в среднем в 6,7 раз.
На Люберецких очистных сооружениях АО «Мосводоканал» также отмечен экологический эффект. При ветре со стороны ЛОС в период с 2010 года отмечено снижение повторяемости превышений предельно допустимой максимальной разовой концентрации сероводорода в среднем в 1,9 раза.
В Москве за счет модернизации производств снижаются промышленные выбросы в атмосферный воздух. С 2011 года начата масштабная модернизация Московского нефтеперерабатывающего завода, которая стала условием сохранения предприятия в городской черте. Реализация комплексной масштабной программы модернизации МНПЗ позволила снизить средние концентрации сероводорода в 2 раза, повторяемость превышений ПДКмр в 2 раза.
На 90% снизилось поступление дурнопахнущих веществ в атмосферу (в 14 районах, где ранее наблюдались проблемы с запахами, ситуация кардинально улучшилась).
Ведется модернизация предприятий энергетического комплекса. За счет внедрение парогазовых установок, мер по экономии энергии, модернизации предприятий выбросы загрязняющих веществ от объектов энергетики снизились с 2010 года на 11 %.
С 2012 года Москва пересмотрела приоритеты развития транспортного комплекса. Задача снижения загрязнения воздуха автотранспортом была признана, как приоритетная.
Развитие общественного транспорта с приоритетом электрических видов, обновление грузового и автобусного парка улучшенного экологического класса (не ниже 4-5 экологического класса), ограничение движения грузового транспорта, введение грузового каркаса, упорядочивающего движение грузовиков по территории Москвы, развитие дорожно-транспортной сети, введение ограничений на передвижение грузового транспорта, контроль качества моторного топлива и ряд других мероприятий являются важнейшими природоохранными направлениями деятельности Правительства Москвы.
По сравнению с 2010 годом валовые выбросы в атмосферу от автотранспорта снизились на 666 тыс. тонн. А выбросы стационарных источников в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизились на 20%.
В целях контроля качества атмосферного воздуха на территории города существует Единая система экологического мониторинга, которая включает в себя, в том числе, подсистемы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в режиме реального времени. Основу системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха составляет сеть автоматических станций (далее – АСКЗА), которые в непрерывном круглосуточном режиме измеряют содержание в воздухе основных загрязняющих веществ. Данные всех АСКЗА доступны онлайн на сайте ГПБУ «Мосэкомониторинг» по адресу mosecom.mos.ru.