22 сентября отмечается Всемирный день без автомобиля.
Как известно, главный источник загрязнения атмосферного воздуха – автотранспорт. Соответственно, вблизи крупных автотрасс концентрации загрязняющих веществ будут выше, чем на жилых территориях
Так на удалении на 50 м от магистрали концентрации могут убывать на порядок. На протяжении нескольких сотен метров уровни загрязнения могут существенно отличаться. Это подтверждается непосредственно данными проводимых измерений.
Могут ли москвичи повлиять на экологическую ситуацию? Безусловно могут. Сегодня есть модный термин «ответственное потребление» — он очень верный. Это когда люди отдают предпочтение общественному транспорту, а не личному.
Развитие общественного транспорта с приоритетом электрических видов является одним из главных направлений транспортной политики города, направленной на экологизацию всего транспортного комплекса.
Для сравнения: Весной 2020 года, в период самоизоляции опустели дороги, город забыл о пробках. За счет глобального снижения потоков автотранспорта заметно снизились концентрации загрязняющих веществ в атмосфере. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что в период ограничений в апреле-мае 2020года концентрации загрязняющих веществ фиксировались ниже обычно наблюдаемых уровней. Показатели по оксиду углерода упали в 1,6 раза, диоксиду азота – в 1,9 раза, оксиду азота – в 2,5 раза, диоксиду серы – в 1,5 раза, взвешенных веществ РМ10 – в 1,3 раза.
Развитие общественного транспорта с приоритетом электрических видов, обновление грузового и автобусного парка улучшенного экологического класса (не ниже 4-5 экологического класса), ограничение движения грузового транспорта, введение грузового каркаса, упорядывающего движение грузовиков по территории Москвы, развитие дорожно-транспортной сети, введение ограничений на передвижение грузового транспорта, контроль качества моторного топлива и ряд других мероприятий являются важнейшими природоохранными направлениями деятельности Правительства Москвы, которые уже демонстрируют положительную динамику – по данным ГПБУ «Мосэкомониторинг» за 10 лет концентрации основных загрязняющих веществ вблизи автотрасс снизились до 2,5 раз. (концентрации оксида углерода - в 1,4 раза, диоксида серы - в 2,5 раза, взвешенных частиц РМ10 в 1,6 раза).
Улучшение качества воздуха в это период — это сигнал о том, как мы сами можем влиять на состояние окружающей среды. Вынужденная мера вполне может стать общественной инициативой, практикой осознанного потребления и ответственного отношения к тому, что нас окружает. Эту позитивную динамику удалось бы сохранить, если горожане будут отдавать предпочтение общественному транспорту, добровольно отказываясь от личного.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON