Специалисты ГПБУ «Мосэкомониторинг» посчитали как меняется уровень загрязнения воздуха, если снизить автомобильный траффик.
День без автомобиля праздник молодой, но он сразу пришёлся по душе москвичам.
Что такое день без автомобиля? Это общественный транспорт, велосипед или прогулка пешком.
Непривычно. Однако, если посмотреть на такие будни глазами горожанина, которому важен чистый воздух, то становится очевидно, что автомобилист в условную среду или вторник не принесёт вклад в виде оксидов азота и оксида углерода, взвешенных частиц в атмосферу родного города. Если день выдастся погожий и безветренный, то эти вещества не накопятся в атмосфере и не продержатся до самого утра. А значит, день без автомобиля, если соблюдать его условия, можно назвать одним из самых чистых дней в году.
Давайте сравним. Весной 2020 года, в период самоизоляции опустели дороги, город забыл о пробках. За счет глобального снижения потоков автотранспорта заметно снизились концентрации загрязняющих веществ в атмосфере. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что в период ограничений в апреле-мае 2020года концентрации загрязняющих веществ фиксировались ниже обычно наблюдаемых уровней. Показатели по оксиду углерода упали в 1,6 раза, диоксиду азота – в 1,9 раза, оксиду азота – в 2,5 раза, диоксиду серы – в 1,5 раза, взвешенных веществ РМ10 – в 1,3 раза.
Теперь, давайте вспомним. Ещё без малого 20 лет в Москве наблюдалась совершенно иная картина – пробки, хаотичный паркинг, обилие автомобилей низкого экологического класса. С 2012 года Москва пересмотрела приоритеты развития транспортного комплекса. Задача снижения загрязнения воздуха автотранспортом была признана как приоритетная.
Развитие общественного транспорта с приоритетом электрических видов, обновление грузового и автобусного парка улучшенного экологического класса (не ниже 4-5 экологического класса), ограничение движения грузового транспорта, введение грузового каркаса, упорядывающего движение грузовиков по территории Москвы, развитие дорожно-транспортной сети, введение ограничений на передвижение грузового транспорта, контроль качества моторного топлива и ряд других мероприятий являются важнейшими природоохранными направлениями деятельности Правительства Москвы, которые уже демонстрируют положительную динамику – по данным ГПБУ «Мосэкомониторинг» с 2011 года концентрации основных загрязняющих веществ вблизи автотрасс снизились до 3-х раз. (концентрации оксида углерода - в 3,1 раза, оксида азота - в 3,4 раза).
Улучшение качества воздуха в это период — это сигнал о том, как мы сами можем влиять на состояние окружающей среды. Вынужденная мера вполне может стать общественной инициативой, практикой осознанного потребления и ответственного отношения к тому, что нас окружает. Эту позитивную динамику удалось бы сохранить, если горожане будут отдавать предпочтение общественному транспорту, добровольно отказываясь от личного.