На Красноярском экономическом форуме 2019 обсудили вопрос об ограничении экспорта леса в Китай. Чиновники отчитались о резком сокращении статистики в области количества экспорта леса, что, по их мнению, должно было служить ответом на требования экологов, в том числе спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, навести порядок в отрасли.
Рекордно низкий объем «леса-кругляка» — 7,8% от общего объема лесной продукции — был экспортирован в 2018 году, заявил заместитель директора департамента по лесной промышленности Минпромторга Григорий Гусев 30 марта на Красноярском экономическом форуме.
«Экспорт круглого леса поступательно снижается, каждый год. В прошлом (2018) году он составил 19 млн куб (из 238 млн куб), что на полмиллиона кубометров меньше, чем год назад. Это исторический рекорд, с точки зрения процента круглого леса от объема заготовки», — отметил Григорий Гусев. По оценке Минпромторга в 2019 году экспорт круглого леса еще снизится.
«Производство бумаги и картона выросло на 4% в производственном отношении, а в финансовом плане выросло на 22%. Это дает возможность зарабатывать, что связано с ростом внутреннего и внешнего потребления и ситуацией на внешних рынках», — сообщил Гусев. В рамках программ импортозамещения Минпромторг будет ориентироваться на производство мебели и плитной продукции.
"Предприятия лесной отрасли России в прошлом году поставили на экспорт всего 7,8% от общего объема заготовки круглого леса (бревен), - поддержал чиновника из Минпромторга председатель экспертного совета Государственной думы РФ по вопросам химического и лесного комплекса, деревообрабатывающей и бумажно-целлюлозной промышленности Алексей Канаев. - Это является историческим рекордом".
"Экспорт круглого леса поступательно снижается ежегодно, в прошлом году он составил 19 млн кубометров, это на полмиллиона кубометров меньше, чем год назад. И это исторический рекорд с точки зрения процента экспорта круглого леса от объема заготовки", - сказал он на сессии "Как сделать целлюлозно-бумажное предприятие прибыльным и экологически чистым?" Красноярского экономического форума.
"Коллеги из Рослесхоза заготовили 238 млн кубометров, 19 [млн кубометров] отгружено - это 7,8%. Так мало от общего объема заготовки мы никогда не экспортировали. По нашей оценке, экспорт [круглого леса] в 2019 году еще снизится", - добавил Канаев.
Несмотря на снижение объемов экспорта "кругляка", предприятиям отрасли удалось увеличить выручку за счет экспорта готовой продукции.
"Объем выучки предприятий вырос на 18% и составил 1,8 трлн рублей. Это на 300 млрд рублей больше, чем год назад", - добавил Канаев.
Так же журналисты напомнили, что 28 марта губернатор от Иркутской области Сергей Левченко направил письмо президенту РФ Владимиру Путину с предложением полностью запретить вывоз леса-кругляка в Китай с начала 2020 года, а также ввести пошлины на грубо обработанные пиломатериалы. Левченко предложил также обязать лесопользователей тушить лесные пожары, а арендаторов заниматься охраной, защитой и воспроизводством лесов, закрепив это в лесном законодательстве.
Первое, что приходит в голову, что, скорее всего, заместитель директора департамента по лесной промышленности Минпромторга Григорий Гусев никогда не сталкивался сам с реальными производствами. И что важно, имеет «весьма относительное» представление о количественных и качественных критериях спроса и предложения на внутреннем, и глобальном рынках. И уж тем более на рынках сопредельных стран.
Судя по глубине его заявления, он отталкивается в своих выводах от формата статистической отчетности. Кстати. Один из экспертов «ЭкоГрада» отметил, что «…они мебель делают из ДСП плиты. Эта мебель никому в мире уже не нужна. Это варварство дорогостоящий цельный массив дерева превращать в стружку, для того, чтобы сделать дешевую мебель из ДСП-плиты. Заборы в Сибири делают из цельного дерева. А в магазинах нам предлагают за дорого мебель из дешевой ДСП-плиты».
Впрочем, мне лично заявление заместителя директора департамента по лесной промышленности Минпромторга Григория Гусева важно рассмотреть не в качестве прим ера экзотического заблуждения, но как инсайд. Ясно как Божий день, что этот чиновник даже не понимает, что говорит чистейшую глупость. Но возможно его работодатели не для того его наняли, чтобы он что-то понимал. На раз тема озвучена, можно перейти к описаниям самого первого уровня, для уровня средней группы детского сада. Итак, попробуем договориться в терминах.
Во-первых, Китай – это крупнейшая глобальная площадка по переработке леса. Обратим внимание на доклад от 2006 года о роли Китая в развитии мирового рынка лесной продукции опубликован организацией Forest Trends (China and the Global Market for Forest Products). В докладе рассматривается роль Китая как наиболее быстро растущего в мире потребителя лесной продукции в изменениях, происходящих на мировом лесном рынке. Доклад содержит много полезной статистической информации, а также оценочные прогнозы развития китайского лесного импорта и экспорта до 2015 года.
Суммарный лесной импорт Китая в 2005 году оценивается примерно в 130 миллионов кубометров (в эквиваленте «круглого леса» для всех видов импортируемой продукции). 48,8% всего китайского лесного импорта в эквиваленте «круглого леса» приходится на Россию. Россия обеспечивает 68,2% китайского импорта необработанной древесины.
Приводимый в публикации прогноз показывает, что при «минимальном» сценарии лесной импорт Китая составит в эквиваленте «круглого леса» около двухсот миллионов кубометров в год к 2015 году, а при «максимальном» - до шестисот. «Средний» (и наиболее вероятный) сценарий предусматривает рост китайского лесного импорта в Китай к 2015 году примерно до 300 миллионов кубометров в год в эквиваленте «круглого леса».
При этом значительная часть импортируемой лесной продукции используется и будет использоваться для производства экспортной продукции; по оценкам, к 2015 году объемы китайского лесного экспорта в эквиваленте «круглого леса» составят от 60 (при минимальном сценарии) до 200 (при максимальном сценарии) миллионов кубометров в год.
Полные выходные данные доклада: Andy White, Xiufang Sun, Kerstin Canby, Jintao Xu, Christopher Barr, Eugenia Katsigris, Gary Bull, Christian Cossalter and Sten Nilsson. China and the Global Market for Forest Products - Transforming Trade to Benefit Forests and Livelihoods. Forest Trends, 2006. 34 p. Язык публикации - английский.
Доклад явно показывает, что у Китая собственные планы и опять же плановая работа по внедрению своей продукции, китайской продукции, на глобальные рынки. При этом планы эти составлены не вчера и не только для завтрашнего дня. Со своей стороны, корректировать китайский рынок, и в его лице – глобальный, путем предложения ему купить древесно-стружечную плиту не просто наивно, но является обычным неофитством и не профессионализмом. Конечно, эти заявления от чиновников про сокращение экспорта древесины в Китай – это ответ на давление от экологов, и суть - "Популизм". Но это как раз образчик того самого дешевого популизма, о котором написано в Энциклопедии и Википедии.
Слону понятно. Что если Китаю нужно 300 миллионов кубометров в год в эквиваленте «круглого леса», то он их возьмет. Но будут ли это соседние, конкурирующие с нами рынки, или армия «чёрных лесорубов» у нас в стране, пока не понятно.
На Лесном форуме 2018 в Общественной палате РФ мы говорили о нарушениях в лесном хозяйстве. В Иркутске корреспонденты «ЭкоГрада» Любовь Аликина и Юлия Карельченко провели целый ряд мероприятий, указывающих на вопиющие нарушения. Тут и вырубка кедра, и сплошная рубка молодняка.
Миллениалы и экологи Прибайкалья выступили с инициативой строжайшего запрета рубок сибирского кедра
Мы показали, что вырубаются целые лесные массивы. Внепланово. Варварски. Значительная часть предприятий по заготовке леса – организованы китайскими предпринимателями. Но согласитесь было бы странным требовать от китайцев любви к нашей Родине, а тем более рачительного отношения к нашей, чужой для них собственности. Но с другой стороны, наводить порядок у нас, путем введения ограничений для китайцев, так же звучит наивно, и не профессионально.
На полях отраслевого форума ЛПК360, Минпромторга губернатор Иркутской области Сергей Левченко рассказал "ЭкоГраду" о проблемах лесной отрасли региона.
Губернатор Левченко рассказал «ЭкоГраду» о стратегическом подходе области к вопросам лесной промышленности
Примечательно, что в части запретов - все эти стратегии сводились к изобретению все новых и новых способов ограничений, в частности «для черных лесорубов». В части программ развития подобного разнообразия не предвидится. И понятно почему, для того чтобы производить не «смешные, и никому не нужные ДСП плиты», руководствуясь соображениями председателя захолустного колхоза, но для того, чтобы производить требуются технологии, инвестиции, комплекс налаженных производств, с хорошо обученными высококвалифицированными сотрудниками.
Понятно, что это не делается в один день. Понятно, что в условиях санкций на среднесрочное или тем более долгосрочное развитие лесной отрасли в РФ никто в мире сегодня никто не даст денег. Сюда должен прийти государственный капитализм. И не в «мусорную отрасль», где нет никакого экспортного потенциала, хотя некоторые губернаторы и экс-министры экологии Московской области уже договорились до планов экспортировать наш мусор в Европу.
Фантазии о рыночных моделях из учебников хороши только для старшекурсников. Необходимы государственные инвестиции, сеть государственных предприятий с государственным планированием.
Просто кредиты со слегка сниженной кредитной ставкой , о чем говорилось на отраслевом форуме Минпромторга - ЛПК360, в качестве системной меры работать не будет. Конечно, это даст возможность банкам и финансовым спекулянтам слегка погреть руки на «формате поддержки», даст короткую передышку некоторым, далеко не всем предприятиям лесной отрасли, но, ни о каких стратегических подвижках говорить не приходится.
Очевидно, что задача власти в лесной отрасли – создать благоприятные условия, давно уже не работает. Бесполезно командовать армиями, которых нет. Необходимо формирование новых армий. Принцип отбор из существующих, чтобы выбрать сильнейшего и его «подкормить малость» - не работает. Отбирать не из кого. надо создавать, но это должно быть создание структур не просто готовых обеспечить устойчивое предложение на глобальном рынке, но сделать шаги на этом рынке для реализации преимуществ этого предложения.
Можно, конечно, ожидать явления глобального инвестора на собственную площадку. Но, так же надо отдавать себе отчет в том, что этот инвестор как в недавнем случае со строительством завода по коммерческой добыче воды из Байкала в Култуке, Иркутская область, не будет заинтересован в сохранении озера Байкал и экологии региона в целом. А уж тем более такой инвестор не будет тратить свои кровные на «изменение положения с лесоматериалами на глобальном рынке в пользу России».
Любой рынок, тем более глобальный – это спрос и предложение. В Китае – это 300 миллионов кубометров в год в эквиваленте «круглого леса». При этом от 60-ти до 200 (Увы, точных данных нет – ред.) – это экспорт продукции из этого леса по всеми миру. С налаженной логистикой, спросом и предложением. Где мы в этой цепочке выбирать нам. Правда, пока перед нами открыто окно возможности - выбрать.
Понятно, что реагировать на скоротечные изменения спросов на рынке для нас на сегодняшний день – недостижимая фантастика. Но к этому можно будет прийти через 10-лет, через 20-ть, а для того нужно уже сейчас начинать в правильном смысле слова стратегические шаги в этом направлении.
P\S И не надо говорить про то, что эта далеко от экологии. Будет рациональное использование ресурсов, будут средства. Будет на что беречь экологию.
Игорь Панарин