Эффект домино в атмосфере: чем опасна для человека гигантская дыра в ионосфере Земли - фото 1Сетевое издание RT сообщает, что учёные Массачусетского технологического института обнаружили гигантскую брешь в ионосфере Земли. По их мнению, причина аномалии — гравитационные волны, возникающие в тропосфере, которые приводят к внезапному потеплению стратосферы над полярными областями планеты и провоцируют изменения в верхнем слое атмосферы. Подобные «пробелы» в ионосфере ослабляют защиту от космического излучения, влияют на распространение радиоволн и могут нарушить работу навигационных приборов, что потенциально опасно для самолётов, отмечают российские геофизики.

Эффект домино в атмосфере: чем опасна для человека гигантская дыра в ионосфере Земли - фото 2
  • Ионосфера Земли
  • © NASA/JPL

Верхняя часть атмосферы Земли ионосфера начинает формироваться на высоте 60 км над поверхностью нашей планеты. Здесь под действием интенсивного солнечного излучения образуется слой, состоящий из отрицательно заряженных свободных электронов и положительно заряженных ионов. На высоте 250—400 км степень ионизации атмосферы достигает максимума.

Структуру слоёв ионосферы специалисты изучают с начала XX века. Многолетние наблюдения показали, что активные ионы в верхних слоях атмосферы Земли оказывают сильное влияние на распространение радиоволн и точность работы навигационных приборов, например систем GPS или ГЛОНАСС. Поэтому прогнозирование степени ионизации в последние десятилетия приобрело очень большое значение.

Так, по итогам нескольких геокосмических исследований было установлено, что определённые изменения в одном атмосферном слое провоцируют эффект домино, влияя на состояние других слоёв.

В своём новом исследовании учёные из Массачусетского технологического института (США) выяснили, что неожиданное резкое повышение температуры стратосферы (слоя атмосферы, расположенного на высоте от 11 до 50 км от поверхности Земли) в ночное время может привести к тому, что в ионосфере образуется брешь.

Ночные процессы

В ходе внезапного стратосферного потепления (ВСП) гравитационные планетарные волны перемещаются из тропосферы — нижнего слоя атмосферы — в стратосферу. Эти волны возникают из-за мощных воздушных потоков, протекающих над горными хребтами. Попав в стратосферу, волны начинают взаимодействовать с полярными струйными течениями, нарушая систему циркуляции тёплого и холодного воздуха. Поднимаясь всё выше и выше, они в конечном счёте достигают ионосферы, в которой из-за их активности может образоваться дыра.

Ранее считалось, что эти процессы происходят исключительно в дневное время. Однако американским учёным удалось зарегистрировать ВСП в ночной ионосфере. В этом исследователям помогли данные обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико.

Оказалось, что плотность свободных электронов в ионосфере в тёмное время суток стремительно и весьма значительно уменьшилась. В результате образовалась огромная дыра, простирающаяся от 55 градусов южной широты до 45 градусов северной широты.

«Выяснилось, что ВСП также может влиять на состояние ионосферы в ночное время суток в низких и средних широтах. Эти результаты поднимают новые вопросы. Теперь необходимо думать над методами, которые помогли бы нам ещё больше узнать о том, какие факторы могут влиять на ионосферу», — сообщил автор исследования Хорхе Л. Чау.

Эффект домино в атмосфере: чем опасна для человека гигантская дыра в ионосфере Земли - фото 3