Про переход на водород говорят многие. Российские чиновники вообще заявили о том, что Россия должна переориентироваться с экспорта углеводородов на экспорт водородов. Как и в случае, скажем, с электромобилями, не так всё просто и радужно.
У получаемого водорода есть своя классификация. Двумя самыми простыми, но «грязными» способами получают «серый» и «бурый» водороды (путём конверсии природного метана и угля соответственно). При получении этого вида топлива в атмосферу выделяется очень много углекислого газа, так что о «чистой» энергии тут нет и речи.
Два самых «чистых» водорода, «зелёный» и «жёлтый», получают электролизом воды, используя электроэнергию для процесса либо от возобновляемых источников, либо от атомной энергетики соответственно. Оба способа делают получаемое топливо чрезмерно дорогим. Таким оно и останется на следующие лет 10 точно, а ведь большинство стран напринимали на себя обязанностей по существенному сокращению выбросов в атмосферу за этот период.
Считалось, что на выручку придёт «голубой» водород, который, как и «серый» получают из природного газа, но образовавшийся углекислый газ по специальной технологии преобразуют в углерод. Казалось бы, вот оно, спасение человечества. Не тут-то было — эти законы природы, как всегда, не дают мечтам сбыться.
В недавнем исследовании специалисты показали, что выбросы от производства самого низкоуглеродистый «голубого» водород будут всего на 12% ниже, чем от производства «серого» водорода. Как выразились авторы работы, «проще сразу уголь сжигать».
Ахиллесовой пятой «голубого» водорода является метан, используемый для его производства. Метан является доминирующим компонентом природного газа, и хотя он горит более «чисто», чем нефть или уголь, он сам по себе является мощным парниковым газом. За 20 лет одна тонна вещества нагревает атмосферу в 86 раз больше, чем одна тонна углекислого газа. Это означает, что утечки по цепочке поставок могут свести на нет многие климатические преимущества метана.
И речь не о каких-нибудь авариях, а об утечках в рамках погрешности. По словам авторов работы, при утечке метана всего в 3,5% «голубой» водород становится вреднее для климата, чем сжигание угля.
Это исследование ставит под сомнение энергетические курсы большинства стран, включая Россию. Тут и производство энергии как таковой, и создание водородного транспорта. Напомню, что крупнейшие автопроизводители во всём мире заявляли об открытии направлений по созданию автотранспорта на водороде.
Это совершенно не означает, что на водородной энергетике поставлен крест, ведь «зелёный» и «жёлтый» водороды по-настоящему экологичны. Вопрос только в том, чтобы сделать технологию их получения максимально дешёвой.
1. Исследование, о котором речь: «Насколько "зелен" "голубой" водород?».
2. Россия меняет курс с углеводородной на водородную энергетику, но почему и кто это придумал?